Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27895

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязны ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, выражающаяся в умеренности, избегании эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.
Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает также достаточно долго и ярко, вообще, этот характер наделен почти всегда большим честолюбием, которое может реализоваться как положительная черта (если успехи достигаются усердием) и как отрицательная (если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или их использованиям в своих интересах). В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем, вплоть до судебных тяжб. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть со стороны недругов, социальная (юридическая, административная или другая) несправедливость, непризнанные идеи или изобретения. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее». Леонгард отмечает, что при благоприятном развитии этого типа «достижения» застревающих личностей обычно бывают выше среднего уровня.
У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако, не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Если спросить таких людей о причинах перемены места работы или профессии, то редко услышишь ответ о сложности самой работы, обычно выдвигаются другие мотивы: начальник не хотел пойти на уступки, коллега плохо относится, низкая зарплата и т. д. Работа как таковая, в частности физический труд, этим акцентуированным личностям приносит радость, поэтому они здесь достигают успехов. Особенно отчетливо их возбудимость проявляется при глубоких аффектах. Неприятные события, расстроенные чувства могут привести этих людей к крайне необдуманным поступкам, но особенно характерна для них необузданная возбудимость со вспышками ярости. Многие из таких людей прямо утверждают, что в состоянии запальчивости они не способны сдерживаться, другие говорят об этом не так откровенно, но самих фактов не отрицают.
Возбудимые личности нередко производят впечатление людей примитивных, т. е. уже по их мимике можно судить о невысокой интеллектуальной подвижности, они замечают только то, что бросается в глаза. Такие люди часто угрюмы на вид, на вопросы отвечают крайне скупо. Одним словом, и здесь они не умеют держать себя в руках: может быть, им и хотелось бы вести себя как воспитанным людям, но мимика и манера выдают их. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Что нужно делать, если встречаешься с такой личностью?

Мы далеки от мысли научить и склонить читателя ставить «диагнозы» окружающим, однако, разобраться в себе и других очень полезно. «Переходы очень текучи», — писал Леонгард, имея в виду границы между «нормальным», акцентуированным и «ненормальным». С другой стороны, знания в области психотерапии необходимы людям многих профессий: педагогам, юристам, социальным работникам. Например, умение вести беседу не состоит только из установки внимательно и доброжелательно слушать, надо уметь анализировать процессы, происходящие во время беседы, строить и проверять свои гипотезы. Исходя из акцентуации собеседника можно дать следующие рекомендации. Общаясь с демонстративным типом нужно очень рационально фильтровать получаемую от него информацию, так как вся она пронизана его собственными субъективными представлениями, искажена эмоциями ее носителя. При этом сам такой человек верит в свою искренность, что не может не заражать собеседника. Демонстративные люди легко завоевывают сначала внимание собеседника, а затем чувства, иногда и разум. Их можно назвать «завоевателями сознания». Все факты, сообщаемые ими, должны документально подтверждаться, обычно же такие люди ссылаются не на документы, а на мнение других людей, которых они ранее обратили в свою веру.
С педантичным типом беседа должна носить более «психотерапевтичный» характер, так как эти люди нуждаются в подбадривании. Сначала нужно выразить понимание его проблем и чувств. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека часто проистекают из его нерешительности, не ставьте ему это в вину, не указывайте на это и не отмахивайтесь в форме: «Да, бросьте, ничего страшного!» Лучше использовать форму: «Я понимаю ваши чувства (опасения и т. д.), но думаю, что (мы) решим эту проблему».
С застревающим типом целесообразно сначала коснуться не той проблемы, с которой он к Вам пришел, а ее предыстории: например, всегда ли он боролся с несправедливостью, были ли раньше такие ситуации в его жизни, чем они заканчивались, часто ли он менял работу и т. д. Дело в том, что обычно у людей такого типа борьба за что-то или с кем-то — постоянная форма их существования, стиль жизни.
С возбудимым типом нужно всегда иметь в виду, что их агрессия накапливается на подсознательном уровне, т. е. ни они, ни собеседник могут этого до последнего момента не замечать. Их вспышки ярости почти всегда «беспричинны» и всегда неожиданны, поэтому здесь надо особенно внимательно следить за «языком тела» собеседника (жестами, мимикой, переменой позы, направлением взгляда и т. д.) — накапливающаяся агрессия обязательно выразится в таких «несловесных» сообщениях.
Психологи пытались найти ответ на вопрос, есть ли взаимосвязь между характером человека и строением его тела. Так, работа известного немецкого психолога и психиатра профессора Эрнста Кречмера называется «Строение тела и характер». Основная гипотеза автора, подтвержденная статистическими данными, заключается в том, что существуют два основных типа характера или темперамента (автор употребляет оба термина, хотя считает, что характер — чисто психологическое понятие, темперамент же — скорее психобиологическое, так как касается психических проявлений нервных и обменных процессов в организме). Эти два типа были названы циклоидным и шизоидным, их отличают друг от друга строение тела (форма головы, соотношение жировой, мышечной и костной тканей, пропорции тела и т. п.), черты темперамента и характера. К циклоидам относятся люди со следующими признаками темперамента:
общительные, добросердечные, ласковые, душевные;
веселые, юмористичные, живые, горячие;
тихие, спокойные, впечатлительные, мягкие.
Таким образом, для циклоидов характерна очень развитая эмоциональная сфера, «темперамент циклоидов колеблется в глубоких, мягких, закругленных волнах настроения между веселостью и грустью, у одних — быстрее и мимолетнее, у других — сильнее и полнее». Отсюда происходит и название этого типа, в котором отражается описанное циклическое колебание настроения. Варианты характеров циклоидов Кречмер описывает следующими словами: деятельный, экономный, солидный, прилежный, работоспособный, предприимчивый — словом, все качества, которые помогают циклоиду слиться с окружающим его миром, полнее раствориться в среде, тогда как противоположный, шизоидный тип отличается резким противопоставлением себя и внешнего (враждебного или безразличного, но не близкого) мира. В этом основное различие этих двух типов. Из него вытекают другие, более частные случаи: например, из-за способности растворяться в реальной среде циклоиды в своем поведении руководствуются скорее практическими соображениями, реальным опытом взаимодействия с людьми, в то время как шизоиды — это люди системы, принципов, идеалов, а не чувств. У циклоидов мы можем видеть стремление к кипучей деятельности, но «у них нет твердой, непреклонной, решительной энергии известных шизоидных темпераментов». Вообще, сильные внутренние душевные напряжения и связанные с ними черты эксцентричности, фанатичности, одержимости идеей не присущи циклоидам. Как справедливо отмечает Кречмер, в этом их сила и слабость. Варианты циклоидного типа: «живой гипоманиакальный», «тихий самодовольный» и «меланхолический».
Если циклоиды — это прямые несложные натуры, чувства которых в естественной форме всплывают на поверхность, то «шизоидные люди имеют поверхность и глубину». Варианты шизоидного типа также различны («холодный деспот», «сентиментальный, лишенный аффекта», «тонкочувствующий сентиментальный тип аристократа», «патетический тип идеалиста», «гневно-тупой», «тип никчемного бездельника»), но для них характерен аутизм — замкнутость в своем внутреннем мире, «жизнь в самом себе». Проявления темпераментов шизоидного типа выражаются в следующих качествах:
необщителен, тих, сдержан, серьезен (лишен юмора), чудак;
застенчив, боязлив, сентиментален, возбужден;
послушен, добродушен, честен, равнодушен, туп, глуп.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Гадание по имени
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Характер; character
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Обсессивный характер; obsessional character
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Психология лидерства
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Заговор от лени произносим - гармонию в жизнь вносим
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петровская Алла. В поисках «кукловода»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Генитальныи характер; genital charachter
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Эрих Фром говорил…
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Притча «Путь сильнее человека»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Уничтожение личности; characteras-sassination
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Невроз характера; charakter neurosis
  • Кравченко В.И. Графология: характер по почерку
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Психология запахов
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Коэн С. Садомазохистское возбуждение: расстройство характера и перверсия
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 7-е



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь