Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 18 страница



Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19804

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Есть еще одна форма беседы во время эксперимента, тоже сложная. Скажем, с подростками мы проводим тест Розенц-вейга. Подросток кажется ангелом. А вы знаете, что он поступил в больницу, потому что избивал свою сестренку, бабушку. И вы можете очень осторожно спросить: «А скажи, пожалуйста, как бы ты в жизни поступил, если бы тебя обрызгали? » (по поводу картинок РозенцвеЙга). — «А я бы послал его*. — «А почему же сейчас...» — «Ну знаете, я же не дурак. Я знаю, как себя надо вести, ведь я же понимаю, что это эксперимент*. Но это не со всеми молено. Иногда человек на вас обидится- Как говорит Кандинский: «Душа, расстроившись, не перестает быть душой &3 то есть заболевший человек не перестает быть человеком. Если вы долго работали с человеком и могли вступить в контакт, вы можете предложить такой вопрос. Только надо уметь это сделать вовремя. Так же и с мальчиком: «Вот в жизни, всегда ты последнюю конфету отдашь своей сестре или нет?»- Вы должны после решения всех этих задач суметь на этой основе начать с ним беседу. Не в виде самонаблюдения, а в виде каких-то, если хотите, нестандартизированных опросников.
Чем опросник хорош или плох, это уже другое: есть последовательность, есть какие-то стандартные вопросы. А вы уже после эксперимента задаете вопросы, вытекающие из того* как он решил эти задачи, пиктограмму, ТАТ*
Я вам набросала такое «панно*► , потому что у меня есть, если говорить актерским языком, сверхпрограмма, сверхцель, сверхзадача. Мне важно, чтобы вы поняли, как это трудно и что вы должны обдумать. Хорошо прочитать историю болез-
86___________________^_^_________^___.______
ни, подумать над ней, поговорить с врачом по поводу больного. Потом вы его вызываете и начинаете с ним беседовать и экспериментировать, то есть вы сами должны подготовиться к своей беседе, к своему поведению во время эксперимента. Что делала Дембо? Одного — здорового — она дразнила. Она знала, как и с кем себя вести, кто к ней приходит. Вот так и с больным, вы должны его знать. Вы начинаете эксперимент с беседы, и вы эту же беседу продолжаете во время эксперимента. Я не говорю сейчас, как экспериментировать, это тема отдельной лекции.
Вы продолжаете беседу во время экспериментирования, вы не сидите «как мумия*, вы все время разговариваете. Это деятельностное общение, причем обязательно вербальное, с использованием мимики, жеста, А потом вы опять возвращаетесь к беседе, но вы «актерство* уже оставили, И вы* если удается ^ на основании того, что делал больной, вступаете с ним уже в индирективную беседу по Роджерсу.
Коротко подытожим — нет схемы в беседе с больным. Есть схема проведения эксперимента.
V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Данное задание предназначено для проведения занятий в рамках Общего практикума по теме «Наблюдение и беседа*.
Целью данной работы является ознакомление студентов с теоретическими представлениями и практикой К, Роджерса. Необходимо отметить, что в ходе подготовки к работе студенты осваивают большой объем теоретического материала» который необходим для полноценной включенности в выполнение практической работы. Теория психотерапии К. Роджерса в ходе выполнения задания становится «живым знанием*, и такая ситуация создает сильную познавательную мотивацию студентов. Опыт участия, активного наблюдения и обсуждения психотерапевтической беседы дает возможность использовать полученные в ходе работы знания для профессионального и личностного развития.
Важно осознавать, что в рамках самого задания практически осуществляется роджерианский подход* Эти занятия создают условия для качественных изменений в сознании и студенты получают не только информацию о том, что такое личностно-центрированный под ход, но и сами работают {совместно с преподавателем) «роджерсами*.
Для того, чтобы практически осуществить эту очень непростую задачу, мы предлагаем использовать наблюдение за психотерапевтическим процессом, используя представления К.Роджерса о семи стадиях. Это позволяет студентам почувствовать сложность и ответственность работы психотерапевта, ощутить реальность процесса изменения клиента в ходе
88______________________________________________________
сессии и увидеть именно этот аспект психотерапии, Сам К, Роджерс подчеркивал, что важно видеть эту сторону действительности в рамках психотерапии. В своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» К, Роджерс пишет: «,,. я действительно старался дать себе возможность почувствовать, а затем и выразить явление, которое, как мне кажется, является центральным в психотерапии, центрированной на клиенте. Моя книга "Психотерапия, центрированная на клиенте"1 была только что опубликована, но я уже не был удовлетворен главой, описывающей процесс психотерапии, написанной около двух лет назад. Мне хотелось более динамично передать то, что происходит с человеком во время психотерапии»2. Очень важно понимать, что роджерианский подход ставит в центр внимания не решение проблемы, а то, что происходит с человеком в ходе психотерапевтического процесса. Эти изменения описаны К.Роджерсом как семь стадий , которые проходит человек на пути от жесткости, ригидности, омертвелости к мягкости, подвижности, оживленности (см» Приложение 1),
Психотерапевтический процесс обеспечивается «терапи-стом*. Описание того, что делает терапист для создания условий личностных изменений клиента, у Роджерса очень интересно, и в первую очередь тем, что речь идет не о технике, а о «бытии», Процесс психотерапии обеспечивается не внешне организованным поведением тераписта, а его полным присутствием в ситуации* Это очень важно понять, поскольку роджерианский подход практически не имеет техники, которой можно было бы обучить. Как иллюстрацию этого, можно сравнить описание работ самого К, Роджерса и работ его ученика Ф. Фаррелли3, Эти тераписты ведут себя с клиентами настолько по-разному, что с внешней
1 В русском переводе «Клиенто-центрированная терапия»,
2 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека* М*: Издательская группа « Прогресс*, «Универс*, 1994* С* 117,
3 См* Фаррелли Ф., Брандсма Дж, Провокационная терапия, Екатеринбург: Екатеринбург, 1996.
________________________________________________________89
точки зрения они могут показаться представителями диаметрально противоположных течений психотерапии. Однако по сути, по своему присутствию в психотерапевтическом процессе — это клиенте-центрированный подход.
По К* Роджерсу, терапист, работающий в идеологии кли-ент-центрированного подхода, должен быть эмпатичным, при* нимающим и конгруэнтным* С подробным описанием этих качеств можно ознакомиться в Приложении 2. Но у каждого человека эти качества проявляются уникальным, только ему присущим образом. В ходе наблюдения за работой конкретного тераписта студенты учатся видеть наличие или отсутствие этих качеств*
Отработка задания
Аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи 2—3 клиенто-центрированных бесед. Методика наблюдения
Задание выполняется на 2-х занятиях. В первой части наблюдения студенты в основном наблюдают за клиентом. Их основная задача — научиться наблюдать за продвижением клиента с позиции клиенто-центрированной терапии. В ходе работы студент заполняет протокол наблюдения ? который прикладывается к отчету, Примерный вид протокола приведен в таблице 2* В колонке «Тема» фиксируется с максимально доступной степенью подробности вербальное содержание беседы. Идеалом содержания этой колонки является стенограмма, но это невозможно в силу отсутствия у студентов необходимых технических навыков. Кроме того, необходимо учитывать, что надо параллельно выполнять задачу наблюдения за стадиями психотерапевтического процесса. В протоколе можно использовать нумерацию тем. Номер меняется на следующий по порядку, когда содержание беседы, по мнению наблюдателя, меняется по смыслу. Таких тем в беседе может быть 5—10* Следует отмечать, по чьей инициативе происходит смена тем: клиента или терапевта.
90_____________________________
В колонке «Стадия» ставится цифра от I до VII, соответствующая стадии психотерапевтического процесса с точки зрения наблюдателя. Кроме того, рядом отмечается категория наблюдения, по которой делается вывод о том, что наблюдаемый эпизод соответствует данной стадии: II ч, — вторая стадия у чувства; IV п. — четвертая стадия, отношение к проблеме; V к. — пятая стадия, личностные конструкты. Протоколируются изменения стадий.
В колонку «Примечания» вносятся существенные, важные с точки зрения наблюдателя факты наблюдения за невербальным поведением терапевта и клиента*
Для облегчения наблюдения хорошо воспользоваться таблицей 1, в которой кратко описаны 7 стадий психотерапевтического процесса. Просмотр видеозаписи осуществляется в непрерывном режиме. Это напряженное занятие, позволяющее побыть в «башмаках психотерапевта*, ведь нормальная сессия длится около 1 часа без перерывов.
Сразу после наблюдения проводится групповое обсуждение результатов наблюдения. В ходе обсуждения необходимо обращать внимание на то, чтобы высказывания участников обязательно опирались на факты наблюдения, а не уходили в область догадок и фантазий* Особо следует обращать внимание на случаи, когда наблюдение не точно. Иногда необходимо повторное просматривание спорного эпизода. Вопросы, которые следует обсудить: на какой стадии психотерапевтического процесса преимущественно находится клиент, какие изменения были замечены в ходе данной сессии, удалось ли заметить условия этих изменений? Дома пишется индивидуальный отчет.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • «Пойми меня»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Шейнов В. П. Трансактный анализ скрытого управления
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Этическая беседа – как форма обучения и воспитания дошкольников»
  • Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве XVIII - начала XIX века. Пособие для учителя
  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Блудов М.И. Беседы по физике. В 3-ч частях
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Беседы о здоровье 'Правила личной гигиены'
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья
  • Притча «Авторство»
  • Татьяна Валерьевна Трунова. Конспект беседы 'Дает силы нам всегда витаминноая еда'
  • Литвинова Марина Владимировна. Конспект беседы: Малыши открывают мир спорта – «Мой весёлый звонкий мяч»
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Юрченко Ольга Николаевна. Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Инфекционные заболевания»
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Степанова Анастасия. БЕСЕДА НА ТЕМУ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» для младшего дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Жданова Галина Ильинична. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (обобщающая беседа)
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Архипова Нафиса Хамитовна. Развитие речи дошкольников через беседы по картинке
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Познанская Марина Александровна. Тематическое планирование тема «Игрушки»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Хокало Марина Ивановна. ИГРА КВН тема: «Юные знатоки природы»
  • Крылова Светлана Анатольевна. Обучаем дошкольников младшего возраста связанной речи.
  • Болтянский В.Г., Савин А.П. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Дынкин Е.Б., Успенский В.А. Математические беседы
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект тематической беседы в старшей и подготовительной к школе группах по теме «День снятия блокады города Ленинграда»
  • Льюис К. ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО
  • Белокопытова Наталья Александровна. Конспект беседы с элементами сюжетно-ролевой игры «Военный госпиталь».
  • Растин М. Беседы с родителями
  • Ирина Гнилевская. Обезьяна Чичи идёт с детьми в парк
  • Отсутствие потребности в эротических контактах. Реакция 0h
  • Ирина Петракова. ПАМЯТКА «КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЁНКА»
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Светлана Анисимова (г.Москва). ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия - экскурсии с детьми средней группы на тему: «Прогулка в осенний парк»
  • Ганс Нинцель. Алхимия
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Паценкер И.Б. Английский для малышей. Беседы по рисункам
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Рассказ в стихах на нравственную тему для начальной школы, 'Цепочка' и вопросы для беседы
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Владината Петрова. Достоверен ли проективный метод в психологии?
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь