Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26263

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.4. ineoe-напёау паИбаабёуоёу aayoaeuiinoe ё noauaeoiay aeoeaiinou ёён-iinoe
Проблема психической регуляции деятельности является ключевой при реализации субъектного подхода в психологических исследованиях. В качестве общей парадигмальной установки при изучении психической регуляции деятельности акцептирован системно-информационный подход. С точки зрения информационного подхода, проникшего в психологию из кибернетики, человек как субъект деятельности самостоятельно полагает цели, программирует шаги их достижения, планирует промежуточные и конечные результаты, корректирует ошибочные действия и принимает решения. Информационно-кибернетический подход успешно ассимилирован многими теоретическими моделями психической регуляции и саморегуляции [120; 154; 204].
Среди них наиболее видное место принадлежит концептуальной модели осознанной психической саморегуляции, разработанной с позиций структурно-функционального подхода [119; 120;122; 160; 161; 170]. Саморегуляция трактуется как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [119; 120; 121; 161]. Саморегуляция рассматривается как один из самых общих и существенных признаков, характеризующих личность как субъекта деятельности. Регуляторика раскрывается как процесс сугубо внутренней активности субъекта, в котором задействованы психологические средства, осуществляющие частные регуляторные функции и процессы переработки информации - целеполагание, моделирование, программирование, планирование, принятие решений, коррекцию. В таком качестве регуляторные процессы и их структурные компоненты не совпадают с составляющими психологической структуры деятельности.
Структурно-функциональный подход претендует на выработку концептуальной абстрактно-логической модели саморегуляции. Такая модель позволяет универсализировать функциональные блоки и информационные звенья, реализующие регуляторные процессы. «Модель описывает в первую очередь информационный аспект процессов саморегуляции, абстрагируясь от специфики конкретных психических процессов и явлений, в которых отражена и зафиксирована информация и в которых она презентирована в
77
сознании, т.е. от той специфики, которая маскирует общие закономерности регуляции» [161, с. 37].
Содержательное описание этой модели публиковалось ранее, поэтому в рамках настоящего исследования целесообразно ограничиться перечислением основных функциональных звеньев регуляции деятельности. Это - цель деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценка результатов и коррекция системы саморегуляции. Каждое из звеньев реализуется соответствующим информационным процессом: целеполаганием, моделированием, планированием, программированием, оцениванием и корректированием. Предполагается, что конкретный состав психических функций, структур и процессов, обеспечивающих эти звенья, для каждой деятельности индивидуален и в принципе не поддается типизации. Дисфункция или структурный дефект любого регуляторного звена выводит из равновесия всю систему осознанного регулирования и уменьшает эффективность деятельности.
Предложенная структурно-функциональная модель в наибольшей мере пригодна для исследований саморегуляции деятельности, поскольку деятельность - это универсальная форма произвольной человеческой активности. «Произвольная деятельность человека - это высший и наиболее сложный уровень организации активности человека, характеризующийся возможностью ее развернутого осознанного регулирования» [120, с. 227].
В целом с обобщенной моделью структуры осознанной психической саморегуляции можно согласиться. Она упорядочивает и систематизирует представления о роли и функциях различных психических феноменов в целостной системе психического регулирования. Эвристический потенциал модели раскрывается тогда, когда путем подстановки изолированно изучаемых психических структур и процессов на место релевантного звена саморегуляции устанавливаются системные отражательные и регуляторные функции этих структур и процессов.
Вместе с тем концептуальная модель осознанной саморегуляции наряду с многочисленными достоинствами заключает в себе ряд серьезных недостатков. Наиболее весомой недоработкой данной модели является кибернетический редукционизм, который носит выраженную антисубъектную направленность. По признанию О.А.Конопкина, «процесс осознанного регулирования деятельности, конечно, не представляет собой феномена, принципиально отличного от процессов регуляции, осуществляемый в
78
разного рода биологических и даже технических системах, и допускает определенные сопоставления с ними» [120, с. 237]. Несмотря на активные попытки авторов модели выявить и заострить особенности психической саморегуляции в человеческой психике, им не удалось избежать сведения этого процесса к процессам циркуляции и обмена информации в пределах сознания. Наделение отдельных информационных структур и блоков сознания полноценными функциями саморегуляции свидетельствует об откате методологии на позиции «постулата непосредственности». В результате, по красноречивому выражению В.Т.Кудрявцева, наблюдается «демонизация» или «гомункулизация» психики, что противоречит требованиям субъектного подхода [128, с. 124]. К.А.Абульханова-Славская правомерно подчеркивает, что «требования деятельности, ее характеристики и условия -временные, пространственные, технические и т.д. - не по отдельности соотносятся с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались делать в инженерной психологии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность» [8, с. 150].
На наш взгляд, структурно-функциональная модель осознанной психической саморегуляции базируется на одностороннем представлении о специфике регуляторных процессов в человеческой психике. В модели были учтены общие принципы регулирования в биологических, социальных и технических системах - целевая направленность и информационная герметичность контура регуляции, наличие обратных связей и т.п., но опущены некоторые сущностные признаки детерминации активности в условиях человеческой психики. Способ человеческого бытия и сугубо человеческие виды произвольной активности детерминируются не только через сознание, но и через личность, о чем писали видные методологи психологической науки - Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и другие. В этой связи одного лишь указания на осознанность психической саморегуляции человека явно недостаточно; концептуальную модель необходимо дополнить теоретическими представлениями о том, каким образом в процесс саморегуляции вовлечена личность. Даже многочисленные оговорки об отражательных возможностях человеческого сознания (опосредованность коллективным опытом, речемыслительными процессами и др.) и специфике его компонентного состава не способны компенсировать неполноту концептуальных представлений о роли личности в системе само-
79
регуляции. Сознание - это всего лишь отражательная способность действующей в качестве субъекта личности. Личность как системообразующий функциональный блок из контура регуляции изымать нельзя, поскольку без субъекта распадается весь контур. Недочет личностных регуляторных функций в структурно-функциональной модели не может быть ликвидирован путем исследования индивидуального стиля саморегуляции, то есть влияния характерных индивидуально-личностных особенностей на отдельные функциональные звенья саморегуляции [122; 160; 161]. Он также не может быть восполнен исследованием регуляторно-го статуса и системной локализации отдельных личностных структур в системе осознанной саморегуляции [158]. Устранить этот недочет возможно, раскрыв принадлежность регуляторики сознания субъекту и показав ее связь с субъектной активностью личности.
Специфика психической регуляции в условиях человеческой психики не исчерпывается лишь преломлением регуляторных процессов через сознание, но также предполагает отнесенность этих процессов к интегральной основе психической регуляции - личности. Без личности описанную модель нельзя считать системой саморегуляции вообще, поскольку само по себе сознание как открытая информационная система не обладает способностью к самоорганизации и самодетерминации. Нужен особый аппарат, упорядочивающий и организующий содержание сознания, селектирующий и фильтрующий информационные потоки - в общем управляющий всеми информационными ресурсами сознания. Именно личность является инстанцией, которая распоряжается регуляторными, функциональными возможностями сознания, конструируя из них контур осознанной саморегуляции. Как пишет П.Я.Гальперин, «личность невозможна без сознания, но не сводится к нему - сознание не равно личности. Действует не сознание, а личность, которая регулирует свои действия на основе сознания, составляющего ориентировочную часть ее действий. Чтобы быть личностью, нужно быть субъектом, сознательным, общественно-ответственным субъектом. Общественное сознание, будучи усвоено, составляет важнейшую, ведущую структуру в системе управления человеком своим поведением» [74, с. 143]. Необходимо подчеркнуть, что единственно личность, а не сознание, фигурирует в качестве субъекта. Поэтому даже в терминологическом плане правильнее говорить не просто о «осознанной саморегуляции», а о личностной саморегуляции, реализуемой посред-
80
ством сознания или попросту о личностной осознанной саморегуляции.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь