|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379415
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 2.8
Вечеринка протекает довольно вяло; часто возникают заминки в общей беседе и воцаряется неловкое молчание. Хозяйка дома ловит вас на кухне и умоляет о помощи. Вы соглашаетесь помочь ей в создании атмосферы непринужденного дружеского общения. Пользуясь своими знаниями о роли ожиданий в восприятии, предложите, как лучше представить гостей друг другу, чтобы оживить вечер. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Факторы культуры Помните приведенный в начале главы пример с гавайскими танцовщицами? Совершенно очевидно, что в этом случае речь шла о влиянии именно фактора культуры, который и сам по себе очень значителен. Так, например, психологи установили, что от определенной культурной принадлежности зависят не только ощущения боли, но и всевозможные иллюзии восприятия. Пожалуй, самое интересное проявление влияния культуры на восприятие — это изменение отношения к человеку в зависимости от того, к какому слою культуры он относится. Большинство людей без труда замечают самые тонкие различия даже между людьми своего культурного круга, хотя это совсем не мешает им считать представителей других рас, этнических групп и возрастов очень похожими друг на друга. Расисты считают, что все афроамериканцы похожи друг на друга как две капли воды; пожилым людям кажется, что все молодые на одно лицо, молодежь думает, что все старики одинаковы (Brewer and Lui, 1984; Linville and Jones, 1980). Вам кажется, что люди из вашей «внутренней» группы (ваши товарищи по колледжу) более отличаются друг от друга, чем люди из «внешних» групп (представители других этносов или рас). Люди склонны к стереотипному восприятию тех, кто относится к «внешним» группам (Judd and Park, 1988). Приложение 2.5. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГРУППОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И «НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ» МАСС-МЕДИА Вопросы, имеющие важное значение для определенных групп людей, освещаются в выпусках новостей объективно и точно во всех случаях, за исключением одного — когда дело касается группы, к которой принадлежите вы сами. В этом случае к проблеме подходят предвзято. Именно такого мнения придерживается большинство людей, независимо от того, к какой именно группе они принадлежат и какие проблемы принимают близко к сердцу. «Если вы принадлежите к какой-либо группе, то почти наверняка считаете, что масс-медиа относятся к ней необъективно и враждебно», — говорит Эл Гюнтер (Аl Gunter), изучающий средства массовой информации и общественное мнение в университете штата Висконсин в Мэдисоне. В исследовании Гюнтера принимали участие люди, которых условно можно было разделить на семь групп: республиканцы, демократы, католики, христиане, афроамериканцы, латиноамериканцы и члены профсоюзов. Выборки были репрезентативны. Всех участников просили высказать свое мнение по поводу того, насколько справедливо освещены в средствах массовой информации проблемы каждой из этих групп. Преобладающим среди респондентов оказалось мнение, что вопросы, касающиеся других групп, освещаются «вроде бы вполне справедливо», в то время как к темам, касающимся их сооб-ственной группы, масс-медиа подходят, как правило, предвзято. Источник: Resberger, В. (1992, November 30). Psychology: Group involvement and media bias. The Washington Post. Поскольку вы хорошо знаете представителей «своей» группы, то к стереотипам, навязываемым средствами массовой информации, отнесетесь критически. Но когда средства массовой информации предвзято говорят о представителях «чужих» групп, вы, вероятно, будете менее критичны (см. Приложение 2.5). Упражнение 2.9 На заседании студенческого совета колледжа впервые встречаются шестеро студентов, принадлежащих к различным культурам. Гарри — англичанин, Доминик — итальянец, Эрик — швед, Хо — китаец, Садака — японец, а Ким — кореец. Гарри, Доминик и Эрик сразу же запомнили друг друга по именам, но с трудом различали Хо, Садаку и Кима. Аналогичным образом Хо, Садака и Ким сразу же стали узнавать друг друга, но до сих пор путают Гарри, Доминика и Эрика. По какой причине у них могли возникнуть такого рода проблемы? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Потребности, мотивации и эмоции Потребности и мотивации уже упоминались ранее в этой главе как факторы, влияющие на внимание. Потребности и мотивации постоянно взаимодействуют друг с другом и «порождают» эмоции. Мысль о влиянии эмоций на восприятие прекрасно отражена во фразе «любовь слепа...». Даже самый непривлекательный человек может показаться невероятно красивым, если он вызывает у вас глубокие эмоциональные переживания. Когда человек полон любви и теплых чувств, он обычно и весь мир воспринимает в более благоприятном свете. Разные эмоции влияют на восприятие по-разному. Если вы с опаской пробираетесь темной аллеей парка, то любой звук и каждая тень будут восприняты вами как угроза. От страха вы даже самый обычный шорох можете принять за грозящую опасность. И в первую очередь именно из-за этой тесной связи с эмоциями и представляет восприятие такой интерес для психологов. Оно рассматривается ими как отражение личных эмоций, мотиваций и потребностей каждого отдельного человека. Этот метод оценки личности мы рассмотрим более подробно в главе 9. Мотивация: осознанная, опредмеченая потребность. Потребности: настоятельная необходимость чего-либо для поддержания или продления жизни. ЭМОЦИИ (or лат. emoveo — потрясаю, волную): выражение отношения человека к своим потребностям, их удовлетворению или неудовлетворению. Упражнение 2.10 Две женщины, миссис С. и мисс Т., посещают один и тот же спортивный клуб. Их попросили нарисовать план клуба и указать расположение различных объектов. Изучите подлинный план клуба и рисунки, сделанные миссис С. и мисс Т. (см. рис. 2.7, 2.8 и 2.9 на стр. 72-73). Что вы можете сказать о потребностях и мотивациях каждой из женщин на основе их рисунков, явно отражающих особенности их восприятия? а. Какие объекты в клубе были выделены обеими женщинами? ________ б. Какие объекты выделила только миссис С.? ________ в. Какие объекты выделила только мисс Т.? _________ г. Какие объекты обе женщины исказили или забыли изобразить вообще? __________ д. Каковы возможные причины различий в их восприятии клуба? __________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Рис. 2.7. План, нарисованный миссис С. Рис. 2.8. План, нарисованный мисс Т. Иллюзии Иллюзия (от лат. illusio — обман) — это неверная интерпретация воспринятого объекта или искаженное восприятие. На рис. 2.10 показаны две широко известные зрительные (оптические) иллюзии. И в иллюзии Мюллера—Лайера, и в иллюзии Понзо горизонтальные отрезки имеют одинаковую длину, но в первом случае вам кажется, что длиннее нижний отрезок, а во втором — что длиннее верхний. Если стереть все линии, кроме горизонтальных, то идентичность отрезков станет очевидной. Неправильная интерпретация размеров сравниваемых отрезков вызвана особенностями расположения остальных линий рисунка. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|