|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21064
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Свободное me 10
Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть» В момент орызма ко юссачьный энеричическип вфыв (такой же, как в момент об раювания зипмы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и те та) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, чго приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный меха низм «заземления» энергии чувств) Вышесказанное позвотяег положительно оце нить роть смерти в жизни четовска и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др ) Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, модешрует процесс правтъного есте ственного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (то тальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т н биологическое дыхание и др ) Каждый те тесный прием охватыва-ei це тую об тасть работы с телом че ювека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем шшь некоторые из приемов танатотерапии Подготовительное упражнение Участники семинара усаживаются в круг Веду щий предлагает тюбому желающему помочь ему в демонстрации первого приема ганатотерапии Дтя этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга Как показывает опыт проведения мноючислеиных семинаров по танато-терапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что hoi и v них расположе ны рядом, а руки — вдоть туаовища, причем ла- Хрестоматия по телесно ориентированной терапии U3 долями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу Фигура Витрувия Почему же практически во всех случаях избегается позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции У боаьшинсгва эго ассоциируется с "опасностью ташиться, потерять" Но 114 Свободное тело не учитывается другая сторона позиции звезды" — эго одновременно и позиция максимального по сучения В этой амбивалентности данной позиции лежи! типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься погучшпъ" Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах' помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т н реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы. 1. «Театр прикосновений» Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится "актером", активно-действующим (от англ. act — действие), другой — "зрителем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Ак- Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 115 тивно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене "актер" предъявляет разные типы контактов- игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода "перекрытия-мосты", например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото). Фото из журнала «Столица» Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно 116 Свободное ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями». Цель "ак(сров" в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой "спеюакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: нс»етавить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ). Время, отводимое на это упражнение — 5-7 минут, после чего партнеры меняю 1ся ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно-релаксационного характера. Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите ващего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мыжцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, по-дьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием). Хрестоматия по те гесно-ориентированной терапии Н7 2. «Телесная гомеопатия» В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям. В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию "звезды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону • 118 Свободное тело Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.). Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "шторок" ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля) . Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|