Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20916

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное me 10
Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть» В момент орызма ко юссачьный энеричическип вфыв (такой же, как в момент об раювания зипмы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и те та) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, чго приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный меха низм «заземления» энергии чувств)
Вышесказанное позвотяег положительно оце нить роть смерти в жизни четовска и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др )
Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, модешрует процесс правтъного есте ственного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (то тальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т н биологическое дыхание и др ) Каждый те тесный прием охватыва-ei це тую об тасть работы с телом че ювека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем шшь некоторые из приемов танатотерапии
Подготовительное упражнение
Участники семинара усаживаются в круг Веду щий предлагает тюбому желающему помочь ему в демонстрации первого приема ганатотерапии Дтя этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга Как показывает опыт проведения мноючислеиных семинаров по танато-терапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что hoi и v них расположе ны рядом, а руки — вдоть туаовища, причем ла-
Хрестоматия по телесно ориентированной терапии U3
долями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу

Фигура Витрувия
Почему же практически во всех случаях избегается позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции У боаьшинсгва эго ассоциируется с "опасностью ташиться, потерять" Но
114
Свободное тело
не учитывается другая сторона позиции звезды" — эго одновременно и позиция максимального по сучения В этой амбивалентности данной позиции лежи! типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься погучшпъ" Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах' помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной
Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т н реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.
1. «Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится "актером", активно-действующим (от англ. act — действие), другой — "зрителем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Ак-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 115
тивно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене "актер" предъявляет разные типы контактов- игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода "перекрытия-мосты", например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).
Фото из журнала «Столица»
Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно
116
Свободное
ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».
Цель "ак(сров" в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой "спеюакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: нс»етавить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).
Время, отводимое на это упражнение — 5-7 минут, после чего партнеры меняю 1ся ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно-релаксационного характера.
Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите ващего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мыжцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, по-дьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).
Хрестоматия по те гесно-ориентированной терапии Н7
2. «Телесная гомеопатия»
В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию "звезды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону •

118
Свободное тело
Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "шторок" ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля) .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь