Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164628

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Проявлением модальности личности может служить сам факт осознания своей профессионально-статусной принадлежности. Наличие отношений, характерных для модальных личностей, проявляется также в факте оценочного, сравнительного отношения человека к себе как к представителю определенной группы, стремление сформировать у себя необходимые качества и умения, понимание своих возможностей как представителя данной группы. При этом у модальных личностей формируются четкие и непротиворечивые эталоны-образцы деятельности, поведения и отношений, характерные для данной модальной или статусной группы. В психологических исследованиях было показано, что активизация личностных норм и повышение их регуляторной роли осуществляется при условиях:
• когда человек при следовании требованиям данной нормы знает о последствиях его действий для других людей;
• когда личностная норма требует от человека именно таких действий;
• когда человек способен произвольно в полном соответствии с личностными смыслами контролировать свои действия и их результаты;
• когда человек признает личностную ответственность за свои действия и поступки в соответствии с данной нормой. Существующие личностные нормы обычно соотносятся с представлением человека о самом себе, своем личностно-профессиональном статусе, месте и роли в системе отношений и взаимодействий. Следование личностным нормам, как правило, связано с чувством гордости, высокой самооценкой и самоуважением, уверенностью в правильности своих действий и позиций, а также высоким самоконтролем. Это в свою очередь способствует повышению социального статуса личности. Отмеченные личностные нормы, безусловно, влияют на мотивацию профессиональной деятельности и достижений. У профессионалов она всегда высокая, но в то же время реалистичная вследствие их адекватной самооценки и хорошего самоконтроля.
Нормативная личностная регуляция весьма динамична, каждое новое личностное или профессиональное достижение является основой для коррекции или изменения системы норм в сторону повышения уровня, а нередко даже и ужесточения. В результате чего стремление к «согласию с нормами» может привести, как ни неожиданно это звучит, к возникновению глубоких внутриличностных конфликтов, потому что это «согласие» может являться тормозом к развитию. Возникающая при этом фрустрация приводит к разрушению побудительной мотивации и формированию новой, которая в свою очередь корригирует существующие у личности нормы и стандарты деятельности и поведения. Хотелось бы подчеркнуть, что у настоящего профессионала эти процессы носят прогрессивный характер: формируются новые, более высокие стандарты качества деятельности, которые возвышают, но и ужесточают нормативную этическую регуляцию поведения и отношений. В результате формируются представления о себе в виде образа «Я-профессионал», гармонично сочетающего адекватную оценку «Я» в настоящем и «Я» в будущем, настраивающего на дальнейшее личностно-профессиональное развитие.
Таким образом, профессионализм предъявляет к субъекту труда определенные жесткие обязательства, отражающие не только требования уровня качества деятельности, но и влияющие на его личность и систему отношений. Иными словами, профессионал, несмотря на существенно большие возможности, большую востребованность, всегда имеющееся право произвольного выбора, все же во многом ограничен:
• рамками своего статуса;
• добровольно принятыми этическими нормами поведения и отношениями;
• высокими стандартами деятельности и профессиональными достижениями.
Психологически это звучит парадоксально, потому что получается — большие возможности «ограничивают свободу», но такова реальность. Наблюдения за выдающимися профессионалами своего дела показывают, что внутренняя нормативность для них является мощным регулятором, они просто не могут себе позволить произвольно работать хуже. При этом возникающее в силу каких-то причин отклонение от стандартов или принятых этических норм, как правило, сразу же негативно сказывается на высокой продуктивности их деятельности, особенно ее креативности. Правда, исключением может являться ролевое поведение, соответствующее выбранному имиджу, что особенно характерно для профессионалов в публичной деятельности — искусстве и политике.
Высокие профессиональные и личностные стандарты, опора на профессиональные, нравственные и этические нормы обусловливают у профессионалов высокий уровень самоконтроля. Самоконтроль выполняет множество важных функций. Как рефлексивная система обратных связей, он обеспечивает высокую эффективность и надежность деятельности и профессиональных взаимодействий, обеспечивая необходимую коррекцию в соответствии с принятыми эталонами или нормами. Особую роль самоконтроль играет в личностно-профессиональном развитии, ориентируя субъекта труда на высокие профессиональные и личностные стандарты. Высокий уровень самоконтроля формирует у профессионала такое важнейшее личностно-профессиональное качество, как ответственность.
При обсуждении психологических и акмеологических особенностей профессионалов хотелось бы остановиться еще на одном их важном свойстве — самоэффективности. Проблема самоэффективности находится в поле самого пристального внимания психологов, а в последнее время и акмеологов, которые полагают, что возможен методический перенос данных психологических знаний при решении акмеологических задач*.
* Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. — 2001. — № 1.

Самоэффективность рассматривается как проявление «власти Я», как убежденность личности в своих возможностях мобилизовать имеющиеся ресурсы для осуществления контроля за событиями, оказывающими влияние на жизнедеятельность, в том числе и связанные с прогрессивным личностно-профессиональным развитием. Было показано, что самоэффективность является важным свойством настоящего профессионала, причем ее роль особенно велика не только в обеспечении высокой эффективности и надежности профессиональной деятельности, но и в формировании мотивации достижений, выборе личностных и профессиональных стандартов и траекторий профессиональной карьеры.
Обобщение сказанного о психологических и акмеологических характеристиках профессионала и особенно его направленности позволяет дать содержательное определение этой важной акмеологической категории — «профессионал».
Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Данная акмеологическая категория имеет определенное содержательное сходство с категорией «профессионализм личности» однако у нее более широкий, обобщенный характер. Предложенная формулировка этой важнейшей акмеологической категории позволяет определить пути становления и развития субъекта деятельности как профессионала. Заметим, что развитие профессионала и профессионализма личности и деятельности может осуществляться как самостоятельно так и с опорой на различные психологические и акмеологические подходы, методы и технологии.
При решении задач развития профессионализма всегда одними из центральных являются вопросы, что этому развитию помогает, а что — мешает? Если перефразировать сказанное, то для этого необходимо выявить условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию профессионализма и становлению профессионала. В случае, когда некие условия и факторы способствуют прогрессивному развитию личности и профессионализма, их называют акмеологическими. В настоящее время сложились следующие операциональные определения этих базовых акмеологических категорий.
Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно ее профессионализма.
Акмеологические факторы — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и ее профессионализма.
Как следует из данных определений, акмеологические условия и факторы в какой-то степени близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. В то же время, если речь идет о личностно-профессиональном развитии, акмеологические факторы могут быть только субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности — мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.), а также субъективно-объективными, связанными в первую очередь с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей и пр. Таким образом, они обладают разной «силой» или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма. В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий назывались задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма. Акмеологические исследования показали, что важнейшими акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь