|
Крайг Грэйс. Психология развития.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142794
Автор: Крайг Грэйс.
Название: Психология развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
ния методом поперечных срезов, когда люди разных возрастных групп тестируются одновременно; лонгитюдные планы, согласно которым одних и тех же людей исследуют несколько раз в различных точках жизненного пути; когортно-последователь-ные планы, объединяющие 2 первых подхода. Среди конкретных методик, применяемых для оценки различных сторон развития, широко распространены самоотчеты в виде интервью и опросников, проективные методики и анализ индивидуальных случаев. К недостаткам этих методов относятся субъективность, отсутствие контроля за переменными, а также отсутствие необходимого ситуативного контекста. Несмотря на возможность повысить контроль за переменными путем планирования эксперимента, на пути правильной интерпретации данных все же остаются некоторые препятствия. К ним относятся: субъективность исследователя, его нечувствительность к деталям, неправильный выбор уровня анализа. Кроме того, до тех пор пока переменные не будут операционально определены, вряд ли стоит рассчитывать на воспроизводимость результатов и на совпадение выводов у разных исследователей, занимающихся одной проблемой. Необходимо также избегать смешения таких понятий, как корреляция (связь между 2 переменными) и причинность. Случается, что 2 переменные очень связаны друг с другом, однако причинно-следственная связь между ними отсутствует. И последнее. Исследуя процессы человеческого развития, необходимо оберегать умственное, душевное и физическое здоровье участников эксперимента, что предполагает следование общепринятым этическим принципам. К ним относятся: получение добровольного согласия на участие в исследовании, конфиденциальность и право испытуемых на ознакомление с собственными результатами, психологическая безопасность испытуемых и право получения ими равных привилегий по окончании эксперимента. ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Хотя исследование процессов развития человека приводит к впечатляющим результатам, иногда оно не в состоянии ответить на основные общественно значимые вопросы. Например, наносит ли телевидение какой-либо вред детям? Годы исследований привели к появлению разных точек зрения на эту проблему, но не дали окончательного ответа на вопрос о том, необходим ли разумный общественный контроль. Так как трудности при исследовании часто связаны с формулировкой вопросов или выбором метода сбора данных, важно построить исследование так, чтобы избежать возможных ошибок. Помня об этом, представьте себе, что вы по договору с исследовательской фирмой принимаете участие в изучении влияния фактора компьютеризации общества на людей, относящихся к разным возрастным когортам. Вы предполагаете, что влияние «компьютерной революции» на общество значительно глубже, чем это принято считать, и что ее влияние на детей, молодежь и пожилых людей различно. Ваша задача — определить, что вы хотите узнать в результате исследования и помочь фирме его спланировать. Для того чтобы достичь этих целей, вы должны задать себе следующие вопросы. • Каковы основные задачи исследования? • Какие из ваших интуитивных догадок можно было бы сформулировать в виде гипотез? • Представителей каких возрастных групп вы будете изучать? » Хотите ли вы провести простой опрос с целью выявления установок и привычек испытуемых или вам требуется что-то похожее на экспериментальный метод? 57 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека • С какими трудностями вы можете столкнуться при проведении исследования? Ответы позволят вам направить деятельность исследовательской фирмы на получение надежных и валидных результатов. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Валидность (validity) Готовность (readiness) Зависимая переменная (dependent variable) Когорта (cohort) Когортно-последователъний план (sequential/age cohort design) Корреляция (correlation) Критический период (critical period) Лонгитюдный метод (план) (longitudinal design) Метод поперечных срезов (cross-sectional design) Модель экологических систем (ecological systems model) Надежность (reliability) Научение (learning) Научный метод (scientific method) Независимая переменная (independent variable) Причинность (causality) Развитие (development) Рост (growth) Созревание (maturation) Старение (aging) Экспериментальный план (experimental design) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Bell-Scott P., Quy-Sheftall В., Joyster J., Sims-Wood J., Decosta-Willis M. & Fultz L. Double stitch: Black women write about mothers and daughters. — Boston: Bacon, 1991. Антология рассказов, стихов и эссе чернокожих жительниц Америки, тема которых — внутри-семейные отношения. Bowlby J. Charles Darwin: A new life. — New York: Norton, 1990. Глубокий психологический анализ внутренней борьбы Дарвина, рассказ о его жизни в семье и его научных достижениях. Coles R. The spiritual life of children. — Boston: Houghton Mifflin, 1990. Используя рассказы и рисунки детей, известный ученый, детский психиатр доказывает читателям, что дети на удивление глубоко понимают смысл жизни и человеческого существования. Filipovic Z. Zlata's diary: A child's life in Saraevo. — New York: Viking, 1994. Эта книга — дневники маленькой девочки, жившей в Сараево и оказавшейся в водовороте событий боснийско-сербской войны. Gies F. & Gies J. Life in a medieval village. — New York: Harper & Row, 1990. Два профессиональных историка воссоздают обычаи, традиции и социальные условия сельской жизни средневековой Англии. Hewett S. When the bough breaks: The cost of neglecting our children. — New York: Basic Book, 1991. Захватывающий рассказ о сегодняшнем положении детей в США. Kagan J. The nature of the child. — New York: Basic Book, 1984. Известный специалист в области психологии развития рассказывает об исследованиях, проведенных за последние 20 лет. Не отвергая значения опыта, приобретаемого ребенком в первые годы жизни, он тем не менее полагает, что детство и юность таят для него многочисленные возможности перемен. 58 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|