|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20706
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Бесконфликтная клиника
Конфликт является для Фрейда чем-то настолько существенным, что сам симптом определяется как компромиссное образование двух противостоящих сил. Противостояние удовольствия и реальности, о котором у него идет речь, было понято как противостояние удовольствия и внешней реальности, в итоге чего и возникла концепция анализа как практики образовательной и педагогической. Не случайно тратит Лакан столько времени на полемику с педагогической концепцией психоанализа, пытаясь с корнем вырвать из психоанализа педагогическое начало. Дело в том, что к его времени педагогика уже успела тем или иным способом заразить психоаналитический дискурс изнутри. Мне кажется, что в определенный момент развития учения Лакана -тот самый, которым повестка дня этого семинара и вдохновляется, - он ставит задачу научиться мыслить симптом без конфликта: снять, несмотря на страдания, перспективу конфликта и отвести привилегированное место Реальному удовлетворения. Клиника узлов - клиника бесконфликтная. Единственный конфликт состоит в том, что в связи со страданием, которое эта операция вызывает и на которое сам Лакан порою указывает, нам не удается делать те узлы, которые хотелось бы. Тем не менее, тайное новшество этой клинической практики, - которое я и пытаюсь сейчас сделать явным, - состоит в ее бесконфликтности. Эта клиника связывания, а не противостояния, клиника мер, которые допускают удовлетворение и ведут к наслаждению. Да, трудность есть, но конфликта нет. Сама структура узлов такова, что не позволяет возникнуть измерению конфликта. Конечно, Лакан пользовался и конфликтными клиническими моделями. Так, он начал с противопоставления Символического и Воображаемого. Позднее он отдал предпочтение клинике, где противостояли друг другу Символическое и Реальное. Возьмите само понятие объекта а - объекта, который сопротивляется Символическому, с Символическим не стыкуется. Налицо противопоставление Символического и объекта а, и это тоже клиника конфликта. Что же касается узлов, то никакого противопоставления нет, напротив, все измерения становятся солидарны. Есть лишь «Mitsein», сосуществование всех колец. Вот почему облик «борромеева узла» доставляет эстетическое удовлетворение - не случайно Лакан обнаружил его не в учебниках по математике, а в гербе семьи Борромеев. Это действительно красивая фигура - распространенный элемент орнамента в искусстве Ислама, который часто используется в эстетических целях. Мы наслаждаемся ею. Эти сделанные для постижения симптома рисунки легко превращаются в своего рода произведения искусства. Афиша нашей конференции хорошо демонстрирует это. В такого рода клинике речь идет, следовательно, не о разрешении конфликта, как то было у Фрейда, а о поиске какого-то нового способа устроить все так, чтобы субъект смог функционировать. Я не утверждаю, что этот подход единственно правильный, но Лаканом была сделана попытка Bildung'a, попытка сформировать аналитиков, которые разделяли бы именно такой подход к симптому. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|