Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122830

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

НЕАДАПТИВНЫЙ ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ
Рассмотрим условия, порождающие неадаптивный процесс старения личности, не обеспечивающие ее дальнейшее развитие. Эриксон выделяет две группы стадиальных новообразований, суммирование которых в поздние годы приводит к стагнации, восприятию человеком мира как источника зла, сочетанию самонадеянности с чувством неудачно прожитой жизни.
К негативным личностным новообразованиям ученый прежде всего относит самонадеянность, не согласующуюся со способностями человека.
В качестве примера непродуктивных приемов, к которым прибегают старые люди, столкнувшись с трудностями в своей поздней жизни, приведем описание из психотерапевтических текстов.
Так, одна из обитательниц интерната, миссис Уол, проработала несколько десятков лет в канцелярии солидного учреждения. Работа была основанием ее идентичности. Когда же в возрасте 65 лет женщину отправили на пенсию, она прибегла к механизму полного отрицания трагического для нее события. Целыми днями дома она печатала на машинке какие-то бумаги, подшивала их в папки и была преисполнена уверенности, что работает для фирмы. В 80 лет Уол попала в интернат, но и там продолжала «работать». В сумочке она носила кусочки бумаги — «документы» фирмы, «рассылала» письма клиентам. Эта женщина втянула свое прошлое в настоящее и психологически реконструировала актуальную действительность по образцу минувшего. Так, услышав голоса медсестер, Уол недовольно замечала: «Опять эти девушки из машбюро болтают».
По наблюдениям, обитателей интерната часто мучают неразрешенные в прошлом конфликты с близкими людьми. И в этих случаях их прошлое заполняет настоящее.
Старые люди начинают «выяснять отношения» с кем-либо из посетителей. И когда их мнимые обидчики признают свою неправоту, старики с чувством удовлетворения возвращаются в свое настоящее.

596 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
Зеркальный Я-образ - отражает то, как I Неадаптивным оказывается про-
воспринимается личность значимыми дру- | Чесс старения и у тех людей, кото-
гими рые не смогли развить в себе ка-
" чества автономии и инициативы.
Ориентирами в создании Я-образов служили для них указания, требования, мнения окружающих людей, то есть зеркальный Я-образ, который отражает то, как воспринимаются эти личности значимыми другими. В силу особенностей их восприятия они усваивают и относительно себя те «средне-социальные» характеристики, в которых содержатся стереотипные характеристики старости. Такая «старческая позиция» может иногда быть защитным механизмом или приемом снятия с себя ответственности за свою пассивность.
Мы проанализировали несколько типов Я-концепции людей на этапе поздней взрослости. Выделили условия, способствующие и препятствующие поступательному развитию их Я-образов. Продуктивному старению способствуют самоактуализация «Я», преимущественная ориентация на творчество или на реализацию духовно-нравственных отношений.
РЕЗЮМЕ
Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Я-концепция в поздний период жизни человека обогащена всем тем, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления.
Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.
Продуктивному старению способствуют самоактуализация «Я», преимущественная ориентация на творчество или на реализацию духовно-нравственных отношений.
Такие негативные личностные образования, как самонадеянность и неразвитость автономии и инициативы, обусловливают неадаптивное старение человека.


ГЛАВА 5
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
D
шт возрасте около 60 лет человек вступает в новую, завершающую стадию жизни. Достаточно большой жизненный путь, проделанный к этому времени, и неотвратимо приближающийся его конец неизбежно заставляют человека задумываться о вещах, составляющих сущность человеческого бытия.
В разных культурах при общей оценке этого возраста подчеркиваются различные его аспекты, и это находит свое отражение в семантике обозначающих его слов. В русских словах «пожилой», «старый», «старик» внимание акцентируется на продолжительности пройденного пути, в то время как, например, в языке аборигенов Австралии слово, обозначающее старого человека, дословно переводится как «почти мертвый» (Артемова О. Ю.), что, очевидно, акцентирует внимание на факте близкого завершения жизни.
Если говорить о человеке как о биологическом виде, то, по-видимому, только у человека, способного предвидеть будущие события, на содержание внутренней жизни и поведение оказывают влияние не только возрастные изменения, но и сознание конечности собственного существования.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Поведение человека на этом этапе жизни определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются: снижение психофизических возможностей, пол, индивидуальные особенности (тип личности), так называемое «разобществление», материальное благосостояние, утрата близких и одиночество, а также, конечно, сознание приближающегося конца жизни.
СНИЖЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
При рассмотрении психофизических возможностей подчеркивается, что у пожилых людей мышечная и нервно-психическая деятельность неуклонно снижается. Основными характеристиками возрастных изменений, происходящих в функциональных системах организма в старости, являются

598 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
снижение силы и подвижности человека, а также ослабление общего тонуса. Причем процесс этот имеет поступательный характер, а представление о периодах длительного сохранения функциональных показателей на одном уровне — не более чем миф (Шахматов Н. Ф., 1996).
У людей в этом возрасте ухудшаются: зрение — к 60 годам, слух — к 50—55, мышечная сила и эластичность кожи — к 60, вкус — к 80 годам (там же). Эти изменения заметны настолько, что они оказывают влияние на поведение. Вследствие уменьшения мышечной массы снижается физическая сила, подвижность и выносливость. Ухудшается тонкая моторика и увеличивается время реакции (Александрова М. Д., 1974; Крайг Г., 2000).
Снижение психофизических возможностей в пожилом возрасте бывает обусловлено не только самим по себе процессом старения, но и болезнями и депрессивными переживаниями, связанными с утратой близких людей.
Исследования
Около половины мужчин и две трети женщин в возрасте около 70 лет жалуются на состояние своего здоровья. По материалам исследования 1500 человек старше 75 лет, находящихся в домах-интернатах, установлено, что на каждого из них в среднем приходится по 7,6 болезней (Дементьева Н. Ф., 1998).
Отмечается также, что переживание горя приводит к изменениям в поведении: замедляются реакции, возрастает малоподвижность (КалишР., 1996).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Волков Б.С. Психология юности и молодости
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь