|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379566
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Есть целый ряд других проективных тестов, допускающих прямые ответы. В тестах с применением метода вербальных ассоциации психологи предлагают испытуемому серию слов, а он после каждого названного слова должен сказать первое же слово, которое придет ему в голову. В другом проективном тесте испытуемому предлагается закончить предложения, например:
• «Я всегда очень волнуюсь из-за _________________________ • «Когда я расстроен,я ______________________________ • «Самое счастливое время для меня — ____________________ Главным недостатком всех проективных тестов является субъективный характер интерпретации ответов. Четкие правила их интерпретации разработаны только для тестов Роршаха, Хольцмана и ТАТ. Тем не менее многие психологи считают, что, несмотря на все недостатки проективных тестов, с них хорошо начинать серию предлагаемых испытуемому тестов. Также они помогают человеку начать говорить о своих проблемах. Опросники. Цель опросников — выявление свойственных испытуемому черт характера. Каждому вручают перечень утверждений, касающихся характеристик личности, например: «В группе я чувствую себя лучше всего тогда, когда я — главный» или «Мне больше нравится побыть дома одному, чем пойти на веселую вечеринку». Испытуемый должен решить, являются ли данные утверждения для него истинными, ложными или истинными лишь до определенной степени. Наиболее популярен и широко известен Миннесотский многофакторный личностный опросник, сокращенно MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory)— объемный тест, включающий в себя 550 вопросов. MMPI проводится в основном с целью диагностики людей, страдающих психическими заболеваниями, поскольку характер их ответов на вопросы отличается от характера ответов нормальных людей. Другой опросник, известный под названием Калифорнийский или CPI (California Psychological Inventory), был разработан для определения черт, не относящихся к патологическим — самоприятие, чувство благополучия, самоконтроль, терпимость и ответственность. Несмотря на то что тест CPI проводится в основном с целью оценки личностных характеристик, в него входят также вопросы, касающиеся оценки интеллекта и достижений. В тестах обоих видов существует специальная шкала для выявления людей, которые, пытаясь произвести хорошее впечатление, прибегают ко лжи. Тем не менее при прохождении этих тестов некоторые негативные характеристики личности можно скрыть. Ответы на вопросы этих анкет зависят от того, насколько хорошо вы можете вспомнить свое поведение в определенных ситуациях и определяющие его установки. Часто при прохождении тестов люди понимают, что не могут разобраться в причинах собственного поведения. Вам, конечно, встречались и так называемые «тесты» в популярных журналах и газетах. Хотя эти быстрые опросники довольно забавны и интересны, полученные с их помощью оценки личности обычно малодостоверны. Ситуационные тесты и наблюдение за поведением испытуемого. Самым распространенным примером ситуационных тестов с наблюдением за поведением испытуемого является интервью. Психолог тщательно наблюдает за поведением интервьюируемого субъекта, обращая особое внимание на то, как он адаптируется к ситуации. Существуют различные стили проведения интервью. Иногда структура интервью определена заранее и интервьюируемый должен ответить на ряд специально разработанных вопросов. В других случаях интервью проводится в свободной обстановке и направление разговора выбирает сам интервьюируемый. Кроме этих крайних случаев существует множество промежуточных вариантов. (Подробнее об интервью будет рассказано в заключительной главе учебника.) Независимо от стиля интервью, психолог не может быть абсолютно уверен, что интервьюируемый субъект в реальной жизненной ситуации, аналогичной обсуждаемой, будет вести себя так же. Некоторые люди во время интервью скрывают свое истинное «Я» под той или иной маской. Иногда психологи наблюдают за людьми, находящимися в естественных условиях, и записывают, какие формы поведения они демонстрируют. Например, психолог может наблюдать за игрой двух пятилетних девочек. Он отмечает все проявления агрессии, когда кто-либо из девочек дерется, лягается или толкается. Психолог также фиксирует в своих записях все случаи, когда одна из девочек плачет, дразнит другую или пытается поставить ее в неловкое положение. Изредка психологи пользуются ситуационными тестами, когда человека специально ставят в такое положение, что он испытывает фрустрацию. В одних случаях испытуемых просят в течение долгого времени заниматься каким-нибудь скучным делом, например сортировать пуговицы по коробкам. В других случаях человек должен выполнить сложное задание в условиях нехватки времени. В то время как испытуемый пытается, например, собрать из деталей замысловатую конструкцию, психолог постоянно напоминает ему: «У вас осталось только две минуты; всего одна минута; теперь — 45 секунд» и, наконец, «осталось только 8 секунд». Во время ситуационного теста психолог наблюдает за тем, как испытуемый реагирует на фрустрацию, и записывает свои наблюдения. Для фиксации наблюдаемого поведения часто используются оценочные шкалы. Приходилось ли вам заполнять анкету, вопросы которой касались другого человека? В таких тестах надо оценить по пятибалльной системе (например, оценка «1» означает «никогда», а оценка «5» — «всегда»), насколько часто данный человек бывает правдивым, исполнительным, дружелюбным, агрессивным, ответственным и аккуратным. Вы должны оценить поведение человека на основе своих наблюдений за ним. Одним из недостатков шкал является то, что с их помощью трудно получить объективные оценки. Когда вас просят оценить поведение вашего хорошего друга, то вам, вероятно, захочется ему помочь, особенно если от ваших наблюдений будет зависеть, примут ли его на хорошую работу или в колледж. К тому же если вам нравится ваш друг, то у вас о нем в целом благоприятное мнение. В результате вы будете склонны оценивать все его качества с положительной точки зрения. Психологи называют необъективность такого рода эффектом ореола. Поэтому при применении оценочных шкал для обеспечения точности результатов желательно, чтобы оценку проводили как можно больше судей. Упражнение 9.5 Для каждого из следующих методов оценки личности укажите по одному присущему ему недостатку. а. Проективные тесты: _______________________________ б. Опросники: ____________________________________ в. Интервью: _____________________________________ г. Оценочные шкалы: _________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Упражнение 9.6 Что может сделать психолог для преодоления этих недостатков? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Эффект ореола: предвзятое мнение о человеке, когда при наличии одного достоинства не замечают многих его личных недостатков. Проблемы, возникающие при исследовании личности Предприятия и организации при приеме на работу все шире применяют тестирование будущих сотрудников для определения и оценки их личностных характеристик. Часто используется лишь один тест или метод. Отдел кадров может послать на предыдущее место работы коллегам предполагаемого сотрудника опросник с' оценочной шкалой, предложить ему анкету для самостоятельного заполнения, провести интервью или проективное тестирование, но при применении любого из этих методов результаты не будут полностью достоверными. Для обеспечения хорошей точности необходимо применение сразу нескольких методов. Тесты личности разработаны для клинической психологической диагностики и консультирования. И надо всегда помнить, что любую оценку личности, проведенную без согласия на это самого человека, можно расценивать как нарушение человеческих прав. Контрольные вопросы В столбце слева перечислены механизмы психологической защиты. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 9. ______ Подавление а. Уход в воображаемый мир 10. ______ Вытеснение б. Искажение истины в целях оправдания 11. ______ Уход в. Возврат к детским формам поведения при невозможности справиться с неприятной ситуацией 12. ______ Фантазирование г. Направление неприемлемых по буждений в область созидания и творчества 13. ______ Регрессия д. Сознательные и целенаправленные попытки избегать неприятных мыслей 14. ______ Рационализация е. Поведение, прямо противоположное неприемлемым побуждениям, имеющимся у человека 15. ______ Проекция ж. Бессознательно мотивированное забывание 16. ______ Перенос з. Возмещение недостатков, допущенных в одной области деятельности, успехами в другой области 17. ______ Реактивное и. Стремление избегать неприятных ситуаций образование 18. ______Компенсация к. Поиск жертвы для вымещения своей агрессии 19. ______Сублимация л. Обвинение другого человека в своих личных недостатках Для каждого из методов, перечисленных слева, подберите конкретные примеры справа. Для каждого метода надо найти минимум два примера. 20. ______ Проективные тесты а. Миннесотский многофакторный личностный опросник 21. ______ Анкеты для самосто- б. Оценочные шкалы ятельного заполнения 22. ______ Ситуационные тесты в. Тематический апперцептивный тест с наблюдением за пове- дением испытуемого г. Тест Роршаха д. Интервью е. Тест «Нарисуй человека» ж. Калифорнийский психологический опросник Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжить чтение данного разделов главы. Типы личности Несмотря на то что специалисты в основном применяют личностные тесты для выявления проблем адаптации, некоторых психологов и терапевтов заинтересовала возможность использования тестов для изучения взаимосвязи между характером личности и здоровьем человека. Были разработаны специальные тесты для определения типов личностей, сильнее других подверженных некоторым видам болезней. По современным научным представлениям, тип личности и ее адаптационные возможности играют важную роль в возникновении болезней сердца, которые являются главной причиной смертности среди взрослого населения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|