Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379571

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рационализация: механизм психологической защиты, при котором для оправдания неприемлемой ситуации искажается истина.
Проекция: механизм психологической защиты, проявляющийся в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины.

Рис. 9.4. «Прирожденный неудачник» проецирует.
Перенос. При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем не повинной жертве. Отвергнутый воздыхатель из нашего примера мог бы начать высмеивать бармена или отчитать его за плохие напитки и медленное обслуживание. Перенос как форма агрессии подробно рассматривался в главе 8. При переносе человек обычно выбирает себе такую жертву, которая не представляет для него опасности и не может повлиять на его самоуважение. Зачастую при замещении мишенью являются жена или муж. Поэтому во многих семьях супруги научаются не обсуждать спорных вопросов, когда у их спутника жизни плохое настроение.
Реактивное образование. Реактивное образование — это действия, прямо противоположные неприемлемым побуждениям. Этот защитный механизм действует в ситуациях, когда человек чувствует столь сильную вину, что изо всех сил старается не признавать существования своих истинных мотивов. В результате его поведение становится неестественным. Предположим, наш отвергнутый бедняга ужасно возненавидел женщин. Из-за этой ненависти он чувствует за собой вину и бессознательно пытается доказать, будто женщины ему нравятся. Чтобы подтвердить свое хорошее отношение к женщинам, он становится лидером движения за женское равноправие, пишет статьи по женским проблемам, собирает средства, участвует в демонстрациях, носит плакаты и возглавляет марши женского движения.
Иногда родители, в глубине души недовольные тем, что им приходится выполнять родительские обязанности, начинают чрезмерно опекать своих детей. Поскольку нежелание заботиться о собственных детях считается неприемлемым, эти родители пытаются доказать, что на самом деле они очень заботливы. В результате они чрезмерно опекают детей, и их поведение выглядит подчеркнутым.
Компенсация. Компенсация позволяет возместить упущения и недостатки в одной области деятельности успехами в другой. Наш герой мог бы вернуться на работу и делом доказать, что он выдающийся бухгалтер, адвокат или торговец автомобилями. Механизм компенсации позволяет человеку замаскировать свои недостатки и подчеркнуть достоинства. Ребенок, которому плохо дается учеба, может попытаться для завоевания популярности среди сверстников выучить побольше остроумных анекдотов. Компенсация является разумным защитным механизмом и обычно приводит к хорошей адаптации.
Перенос: механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, истинный источник которых неустраним или неприемлем, на замещающий предмет или человека.
Реактивное образование: механизм психологической защиты, заставляющий человека действовать вразрез со своими неприемлемыми побуждениями.
Сублимация. Сублимация — это наиболее широко известный механизм психологической защиты. Энергия неприемлемых побуждений направляется в русло положительной, созидательной или творческой деятельности. Если бы наш герой, вернувшись из бара, сочинил красивый блюз об отвергнутой любви и одиночестве, то это означало бы, что действует механизм сублимации. Примерами сублимации являются многие прекрасные стихи о несчастной любви и свободолюбивые народные песни, сочиненные угнетенными людьми.
Компенсация и сублимация считаются самыми здоровыми и приемлемыми из всех механизмов психологической защиты. Поскольку защитные механизмы действуют бессознательно, как правило, люди не подозревают об их существовании. Обдумайте ваше собственное поведение. Можете ли вы определить, какими механизмами психологической защиты вы пользуетесь чаще всего?
Компенсация: механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть.
Сублимация: механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную, созидательную область.
Упражнение 9.4
Укажите, какой из перечисленных ниже защитных механизмов действует в кждом из примеров.
Вытеснение Проекция
Уход Перенос
Фантазирование Реактивное образование
Регрессия Компенсация
Рационализация Сублимация
а. Грег не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед всем классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту. ____________
б. У Прунеллы сломалась машина. Поскольку у нее нет денег на ремонт, ей надо выходить из дома на час раньше и ехать на работу на велосипеде или идти пешком. Прунелла говорит, что таким образом она экономит деньги на бензине и масле и, кроме того, ей нравится физическая нагрузка. ____________
в. Чэд отвык от сосания пальцев, когда ему было около четырех лет. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Чэд снова начал сосать палец. ___________
г. Джулия, звезда женского футбола, во время игры порвала себе связки на ноге. Когда врач сказал ей, что она никогда не сможет снова играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера. ___________
д. Мартин пилил дрова и поранил руку пилой. По дороге в ближайший травматологический пункт он вспомнил, какие болезненные уколы ему делали, когда он в прошлый раз обращался в этот пункт за помощью. Оказалось, что он пропустил нужный поворот, и теперь, чтобы найти дорогу, ему пришлось спрашивать. ___________
е. Эрик очень любит сорить деньгами. Он дает большие чаевые, покупает экстравагантные подарки и часто играет в азартные игры. Когда его бережливая жена купила материал на новые занавески для кухни, он обвинил ее в мотовстве. Он заявил, что их старые и рваные занавески еще вполне годятся, и обозвал жену транжирой. ___________
ж. Маленькая Инесса очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу. ___________
з. Паулетт воспитывает восьмерых детей. Они живут в старой лачуге, где нет ни отопления, ни канализации. Паулетт любит мечтать о том, как она выиграет в лотерею и будет путешествовать и покупать красивую одежду. ___________
и. У Джереми постоянно возникают проблемы в отношениях с мамой. Он никогда не слушается и все время спорит с ней. Когда он выбирал себе узор для татуировки, то остановился на большом сердце со словом «мама» в середине. ____________
к. Когда Элизабет сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий. ___________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Регулярно используемые вами механизмы психологической защиты становятся составной частью вашего стиля регуляции, а значит — и вашей личности. Но если большинство защитных механизмов принадлежит к сфере бессознательного, как же узнать, каким человеком вы в действительности являетесь? Некоторые психоаналитики для изучения сферы бессознательного пользуются гипнозом и анализируют сновидения. Психологи, принадлежащие к другим школам, предлагают другие методы.
Оценить личность человека — весьма трудная задача, потому что личность постоянно меняется. У вас могут появиться новые черты характера или такие качества, которых не было несколько лет или даже месяцев назад. Более того, не существует единого теста, который мог бы дать полную и достоверную картину вашей личности в настоящий момент. Но, несмотря на отсутствие универсального теста или метода достоверного описания характеристик личности, психологи могут получить довольно точную оценку, воспользовавшись рядом различных методов.
Методы исследования личности
Проективный тест. Проективные тесты проводятся с целью выявления бессознательных побуждений и потребностей. Считается, что все люди пользуются проекцией, то есть проецируют свои чувства на других людей или предметы. Один из старейших проективных тестов был разработан в 1921 году Роршахом (Rorschach, 1942). Материалы теста представляют собой набор из десяти карточек, на которых изображены чернильные кляксы. Психолог поочередно показывает испытуемому эти карточки. Применяется метод свободных ассоциаций, то есть при виде кляксы, изображенной на каждой карточке, испытуемый должен сказать первое, что придет ему в голову. Затем психолог интерпретирует ответы испытуемого, пользуясь стандартизованной шкалой. В шкалу интерпретаций теста Роршаха были внесены уточнения. Были обнаружены ответы, типичные для определенных видов расстройств, таких как депрессия и легкая форма шизофрении. Хольцман разработал новый вариант теста Роршаха, получивший название метода клякс Хольцмана (Holtzman, 1975).
В проективных тестах другого типа используются картины, на которых изображены люди в реальных жизненных ситуациях, допускающих различные толкования. Из проективных тестов такого типа наиболее широко известен тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test) — TAT. В этом тесте используются картины неопределенного содержания — например, человек лежащий на диване, а рядом с диваном — другая человеческая фигура, или ребенок, рассматривающий скрипку. Предполагается, что испытуемый проектирует свои бессознательные чувства на персонажей, изображенных на картинах. Существует вариант этого теста, разработанный специально для детей, который называется детским апперцептивным тестом (Children's Apperception Test — CAT).
Существует еще один вид проективных тестов — «Нарисуй человека», критикуемый многими психологами. Испытуемому вручают чистый лист бумаги и карандаш или фломастер и просят его нарисовать человека. Личность испытуемого оценивают по характеру и деталям его наброска. Иногда этот тест применяется в расширенном варианте (когда в него включают задания изобразить по отдельности еще дом и дерево). Из всех проективных тестов тесты этого типа дают самые неточные результаты. По данным исследований Крессена (Cressen, 1978), интерпретация рисунков сильно зависит от художественных способностей испытуемых.
Проективный тест: тест личности с использованием неоднозначных стимулов, разработанный для оценки бессознательных чувств.

Рис. 9.5. В тематических апперцептивных тестах используются картины, содержание которых может быть истолковано по-разному. Испытуемых просят описать каждую картину, проецируя свои собственные чувства на изображенные на картинах персонажи. (© 1943 by the President and Fellows of Harvard College; © 1971 by Henry A. Murray)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь