Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71768

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В зависимости от выраженности психического недоразвития выделяют три степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия — глубокая степень психического недоразвития (IQ ме-нее 20), при которой отсутствуют мышление и речь; больные произносят нечленораздельные звуки, речь не понимают, не узнают близких. У них отсутствуют простейшие навыки самообслуживания; змоции элементарны и связаны с удовлетворением или неудовлетворением пищевого инстинкта; вкус, обоняние, кожная чувствительность снижены, чем объясняется отсутствие реакций на повреждение, которое больной может наносить сам себе (кусает, царапает, бьет себя). Целенаправленная деятельность отсутствует. Больные лежат в эмбриональной позе или делают стереотипные движения. Идиотия нередко сочетается с грубыми дефектами физического развития и реактивности. Жизнеспособность больных низкая.
Имбецильность — средняя степень умственного недоразвития (IQ 35—49 — нерезко выраженная имбецильность, IQ 20—34 — резко выраженная имбецильность). Характеризуется рудиментарностью мышления, возможностью выработки несложных условных рефлексов — навыков опрятности и самообслуживания. Запас слов у больных небольшой, процессы отвлечения и обобщения им недоступны, вследствие чего они могут определить лишь конкретные различия и сходства в предметах, при отвлечении от конкретной ситуации становятся беспомощными; склонны к механическому подражанию, работу выполняют по шаблону и под контролем. У больных отмечается эмоциональная реакция на отношение окружающих: одни робки, нерешительны и легко тормозимы, другие — драчливы, агрессивны, требуют к себе внимания, эгоцентричны. В некоторых случаях наблюдается расторможенность влечений — гиперсексуальность, прожорливость.
Имбецильность можно диагностировать с первых лет жизни. К году дети не узнают близких, не реагируют на речь, не проявляют должного интереса к игрушкам, мимика у таких детей не дифференцирована. В возрасте 2—4 лет дети невнимательны, не понимают обращенной к ним речи, реагируют на интонации голоса, а не на смысл речи, не проявляют любознательности, игровая деятельность у них стереотипна или в виде манипулирования игрушками. В дошкольном и младшем школьном возрасте больные не могут овладеть количественными временными понятиями.
Дебильность—легкая умственная отсталость, низкий уровень интеллекта (IQ 50—70). Основными признаками дебильности являются недоразвитие абстрактного мышления, неспособность к полноценному
443

отвлечению и обобщению предметов и явлений действительности, недостаточность критических способностей, преобладание конкретно-образного мышления. Больные неспособны понимать усложненные отношения, неполноценна их перспективная оценка происходящего и возможных последствий своих действий. Фразовая речь развита, но словарный запас бедный, речь косноязычная, часто в виде речевых штампов.
Эмоциональная и волевая сфера отличается недоразвитием высших эмоций, малой дифференцированностью и недостаточной коррекцией аффективных реакций, упрямством, повышенной внушаемостью, отсутствием самостоятельности и инициативы, недостаточностью тонкой моторики и координации. Дебилы могут обладать хорошей механической памятью, осваивать профессии, не требующие творчества, успешно работать по шаблону и приспосабливаться к жизни. Для них характерны также дефекты физического развития и телосложения, мелкие уродства: неправильная форма ушных раковин, эпикант, колобома, гипер-телоризм, гипоплазия верхней и нижней челюсти, син- и полидактилия, врожденные пороки сердца и других внутренних органов.
Диагностика дебильности у детей до 3 лет затруднена, так как и у здоровых детей в этот период отсутствует абстрактное мышление. Отсутствие любознательности, интереса к сказкам, понимания ситуации, переданной в сказках, малоосмысленный характер игр заставляют предполагать умственную отсталость. В дошкольном возрасте дети не усваивают пространственных и временных отношений, не задают вопросов «почему?» и «как?», не могут составить рассказ по картинке. Дети младшего школьного возраста затрудняются в осмысливании простой сюжетной картинки или рассказа, особенно со скрытым смыслом, не могут оторваться от конкретной ситуации, пытаются применить старые способы решения к новым задачам. У таких детей не формируется понятие числа, они не могут использовать подсказку. Дети старшего возраста и взрослые не понимают переносного смысла пословиц и метафор, не выделяют главного, не могут классифицировать предметы по ведущим признакам, формулировать выводы, не понимают иронии, лишены чувства юмора. Слабость ассоциативных процессов до некоторой степени компенсируется механическим запоминанием. Отвлеченные понятия носят внешний характер, не имеют содержания, используются как штампы без понимания их смысла.
В зависимости от характера аффективно-волевых нарушений выделяют гипердинамическую (эретическую, возбудимую) и адинамичес-кую (торпидную, тормозимую) формы олигофрении (О. Е. Фрейеров, 1964, и др.). При гипердинамических формах наблюдается эксплозивно-дистимический или мориоподобный синдром, при адинамических — апатико-абулический или адинамический синдром с периодическими аффективными разрядами. Для гипердинамической формы олигофрении характерны расторможенность и нарушение волевой регуляции. При эксплозивно-дистимическом синдроме отмечаются импульсивность, частые колебания настроения, легкая возбудимость, расторможенность

влечений, склонность к бурным аффективным разрядам с сужением сознания, нечетким восприятием и частичной амнезией, а также состояния возбуждения, неадекватные внешнему поводу. Больные не столько злобно-тоскливы, сколько раздражительно-придирчивы, плаксивы, требовательны, агрессивны. При мориоподобном синдроме преобладает повышенный фон настроения с дурашливостью и расторможен-ностью. Больные подвижны, назойливы, развязны, дурашливы, прожорливы, эротичны, тупы.
При адинамической форме олигофрении наблюдаются общая заторможенность психических процессов и акинезия; при апатико-абули-ческом синдроме — вялость, медлительность, апатия, бедность мимики. Смена обстановки вызывает у больных страх и растерянность. Если необходимо быстро выполнить задание, они теряются, перестают что-либо понимать. Одни больные равнодушно спокойны, всем довольны, другие — плаксивы, ипохондричны, бездеятельны, у них все время пониженное настроение. Из-за вялости и скудости аффектов в ряде случаев возникает необходимость дифференцировать олигофрению и простую форму шизофрении. Так, при шизофрении отмечается динамика в анамнезе, преобладают тупость и извращенность аффективных реакций. Апатико-абулическая деменция при органических церебральных поражениях характеризуется отсутствием столь равномерного дефекта интеллектуальной деятельности.
У больных с адинамическим синдромом и периодическими аффективными разрядами на фоне обшей адинамии, торпидности, бедности и немодулированности эмоций нередко возникают маломотивированные состояния возбуждения, протекающие по типу бурных аффективных разрядов, с тенденцией к безмотивным агрессивно-разрушительным действиям без аффективной направленности и раскаяния (в отличие от психопатии). Отмечаются расторможенность влечений, злопамятность, недоброжелательность, склонность к генерализации аффекта, особая непереносимость алкоголя (опьянение сопровождается резким возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями, некорригируемым сексуальным возбуждением, реализуемым в опасных и извращенных формах).
Дифференцированные формы наследственных олигофрений — очерченные в клиническом отношении заболевания и синдромы с установленным типом наследования — составляют около 50 % всех генетически детерминированных случаев общего психического недоразвития. Возникновение этих форм обусловлено аномалиями набора хромосом, а также мутациями в генах, функционирующих в период внутриутробного развития.
Выделяют довольно большую группу олигофрении пренатального происхождения, при которых психическое недоразвитие сочетается с пороками формирования черепа и конечностей. При первичной (наследственной) микроцефалии недоразвиты полушария большого мозга, особенно лобные отделы. У больных вытянутая форма головы, низкий и



444

445



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Иванец Н. Н. - Психиатрия и наркология
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Каннабих Ю.В. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ
  • Редактор. ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Шнайдер Курт. Клиническая психопатология. 14-е неизменное издание с комментариями Герда Хубера и Гизеллы Гросс.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Серебрийская Л.Я. Реформа психиатрии в Москве
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Грин А. Психиатрия.
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Горшков А.В. Краткий курс по судебной психиатрии
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Орто психиатрия; оrthо psychiatry
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Кронфельд Артур. Психология в психиатрии.
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Мелихов Д. М. Психиатрия и проблема духовной жизни.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь