|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379575
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «В этой работе поднимаются самые разнообразные вопросы, касающиеся влияния культурной среды и роли школьного образования — как фактора, способствующего снижению самооценки девочек, и как потенциальной возможности вмешаться в этот нежелательный процесс», — добавила она.
Источник: Daley, S. (1991, January 9). Girls' self-esteem is lost on way to adolescence, new study finds. The New York Times, B-1, B-6. Идеальное «Я»: представления человека о том, каким бы он хотел быть. Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтическую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. На вечеринке вам хочется казаться привлекательным «покорителем сердец», но на собрании вы надеетесь, что люди увидят в вас компетентного руководителя. Во время интервью при приеме на работу вам хочется поразить потенциального работодателя своим трудолюбием и знаниями, но на старых друзей вам, вероятно, хочется произвести впечатление человека чуткого и естественного. Некоторым людям лучше других удается изменять свой образ. Если ваши реальные качества соответствуют вашему идеалу или приближаются к нему, то у вас будет высокая самооценка. Рис. 9.2. Можете ли вы назвать два признака низкой самооценки, которые присутствуют в поведении м-ра Саггса? Исследования Ливануэя и Уайли (Levanway, 1955; Wylie, 1957) позволили заключить, что люди с положительными «Я»-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им также легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются давлению, и обычно ими можно манипулировать. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они уверены в успехе. Дети с неблагоприятным мнением о себе, как правило, играют с теми, кто младше их. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений. Зависимости между самооценкой и классовой принадлежностью не выявлено. Лолита Стоун (Lolita Stone, 1992) не обнаружила существенных различий в самооценке женщин афроамериканского происхождения, принадлежащих к рабочему и среднему классам. Однако она обнаружила тенденцию к более высокой самооценке у тех женщин из обоих классов, которые сильнее осознавали свою расовую принадлежность. Как можно повысить самооценку? Первыми важными шагами на этом пути является принятие своего культурного наследия и расового происхождения. Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих. Розенбаум (Rosenbaum, 1980) предлагает руководителям для повышения самооценки своих подчиненных давать им индивидуальные задания, хвалить за выполненную работу, учитывать мнения и чувства окружающих и спрашивать их совета по поводу решения возникающих проблем. Поскольку люди с высокой самооценкой, как правило, добиваются большего, повышение самооценки работников не только улучшает их представления о себе, но и является выгодным для фирм и их руководителей. Упражнение 9.2 Укажите, какие из перечисленных ниже качеств предполагают высокую самооценку (позитивная «Я»-концепция), а какие — низкую самооценку (негативная «Я»-концепция). а. Уверенность в себе ____________ б. Общительность ____________ в. Наличие больших различий между образом идеального «Я» и реальным поведением ____________ г. Высокая критичность по отношению к окружающим ________ д. Самостоятельность ____________ е. Возможность манипулировать данным человеком ____________ ж. Искренность ____________ з. Склонность надеяться в основном на себя ____________ и. Склонность выбирать работу полегче ___________ к. Любовь к лести ____________ л. Готовность принять критику ____________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. «Я»-концепция и личность Даже людям с положительной «Я»-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной «Я»-концепцией. Под адаптацией психологи чаще всего понимают поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек. Способы и стили регуляции зависят от культурной среды и конкретной обстановки. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, являются частью его личности. Несмотря на то что существует множество определений личности, в большинстве из них подчеркивается аспект адаптации к окружающим условиям. Личность представляет собой совокупность всех аспектов поведения человека, включая мысли, чувства и мотивы, которые не имеют внешних проявлений. Некоторые формы поведения и чувства повторяются часто, в то время как другие — только изредка. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются. В следующем разделе этой главы мы рассмотрим некоторые методы, которыми люди пользуются для адаптации и защиты своих «Я»-концепций. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. О ком из перечисленных ниже персонажей можно сказать, что он стремится к внешней адаптации? а. Мужчина, у которого сформировалась негативная «Я»-концепция. б. Мальчик, который недоволен своей внешностью. в. Девочка, которая удовлетворена своими школьными отметками. г. Женщина, которая ищет для себя новую работу. 2. Какова взаимосвязь между «Я»-концепцией и самооценкой? а. У человека с позитивной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка. б. У человека с негативной «Я»-концепцией бывает высокая самооценка. в. У человека с позитивной «Я»-концепцией очень редко бывает высокая самооценка. г. У человека с негативной «Я»-концепцией очень редко бывает низкая самооценка. 3. Когда начинается формирование «Я»-концепции? а. В младенческом возрасте б. В первом классе начальной школы в. В юности г. В зрелом возрасте 4. Что такое образ идеального «Я»? а. Высокий уровень самооценки б. Позитивная «Я»-концепция в. Совокупность тех качеств, которыми человек хотел бы обладать г. Методы адаптации, применяемые данным человеком 5. Рукер хочет, чтобы соседи считали его спокойным и миролюбивым человеком. Тем не менее, когда в соседнем дворе жгут мусор, от которого идет вонючий дым, Рукер приходит в ужасное раздражение. Он теряет над собой контроль и вытряхивает помойное ведро прямо на лужайку перед домом соседей. Как бы вы могли охарактеризовать этот случай? Здесь имеет место: а. Различие между самооценкой и «Я»-концепцией». б. Различие между образом идеального «Я» и самооценкой. в. Различие между самооценкой и фактическим поведением. г. Различие между образом идеального «Я» и фактическим поведением. 6. Кто из следующих персонажей вероятнее всего имеет высокую самооценку? а. Грег, который любит играть с детьми младше себя. б. Кэт, которая предпочитает самостоятельность. в. Мэтт, который любит комплименты. г. Терри, которым все помыкают. 7. Какой из следующих факторов способствует повышению самооценки? а. Критика б. Похвала в. Давление г. Гнев 8. Какой аспект личности подчеркивают большинство определений личности? а. Внешнее поведение б. Мысли в. Регуляция г. Самостоятельность Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|