|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379580
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Адаптация: умение приспосабливаться к окружающим обстоятельствам.
В любой культурной среде человек управляет собой на основании своей «Я»-концепции, то есть согласно его представлению о самом себе. В этой главе рассматриваются методы, используемые людьми для защиты «Я»-концепции. Приводится обзор методов, с помощью которых психологи производят оценку личностных характеристик, и рассматриваются недостатки каждого из этих методов. Описывается целый ряд различных проблем, связанных с саморегуляцией. И наконец, предлагаются некоторые пути становления здоровой личности. ЧТО ТАКОЕ САМОРЕГУЛЯЦИЯ? Вы, вероятно, не осознаете, как часто в повседневной жизни вам приходится управлять собой. Случалось ли, что над вашей шуткой никто не смеялся? Вы сразу же приспосабливались к возникшей неловкой тишине либо повторив фразу, в которой заключалась вся соль шутки, либо объяснив ее смысл, либо «списав» молчание слушателей на то, что «до них не дошло». А может быть, вам приходилось явиться на вечеринку в самом затрапезном виде и обнаружить, что все остальные пришли в вечерних туалетах и парадных костюмах. В подобной ситуации вы могли в качестве оправдания пуститься в длинные объяснения причин, сказать о своей неосведомленности по поводу характера вечеринки или отделаться шуткой — например, что после праздника собираетесь сразу же поехать на рыбалку. В каждой из описанных ситуаций вам приходилось управлять своим мышлением и поведением. Не всегда легко «взять себя в руки». Такие события, как вступление в брак, смерть близкого человека, поступление на новое место работы, требуют серьезных изменений в характере мышления и поведении. Регуляция — это непрерывный процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Человеку приходится адаптироваться к постоянно предъявляемым ему требованиям и различным стрессам. Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние изменения. К внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивациях личности. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация. Поскольку у человека появляются новые установки и чувства, он вносит поправки в свое внешнее поведение. К внешним изменениям относятся также перемены в социальном положении, например принятие новой роли или появление новых отношений. Представьте себе женщину, которая, примеряя прошлогодние летние туалеты, обнаруживает, что они ей немного тесноваты. Ей хочется выглядеть лучше и быть в хорошей физической форме. Она решает записаться в группу аэробики. Когда она замечает, что за прошедший год поправилась, ее внутренние установки, касающиеся собственного веса и фигуры, толкают ее на то, чтобы заняться изменением своей внешности. Такая внутренняя адаптация порождает еще одно внутреннее изменение: стремление изменить свою внешность. В результате внутренней адаптации женщина приступает к внешней адаптации, а именно начинает выступать в новой для себя роли члена группы аэробики. Внешняя адаптация вызвана внутренними изменениями. Внутренние изменения происходят в результате изменения «Я»-концепции или установок по отношению к себе. «Я»-концепция: совокупность представлений человека о самом себе. Самооценка: оценка человеком своих качеств и способностей. Упражнение 9.1 Представьте, что господин, изображенный на рис. 9.1, собрался что-то изменить в себе. Предложите по одному уместному в данной ситуации изменению из области внутренней и внешней адаптации. а. Внутренняя: ___________________________________ б. Внешняя:_____________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. «Я» -концепция Ваша «Я»-концепция — это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер. Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники (Lonner, 1988; Kitayama and Markus, 1992). Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я». В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность — это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости. Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорд III, станет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus, 1976) исследовал установки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации: имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна не может быть агрессивной; Агнес должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони ожидают общительности. Рис. 9.1. Пока меня не было на работе. Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой, самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка. Взрослея и развиваясь, дети начинают сравнивать себя с другими, задавая самим себе примерно такие вопросы: «Я такой же красивый, как Сол?», или «Я такая же хорошенькая, как Дана?», или «Могу ли я работать так же старательно, как Лесли?» По мере приближения юношеского возраста мнения друзей приобретают решающее значение и становятся для ребенка гораздо важнее, чем взгляды родителей. Подростки придерживаются высокого мнения друг о друге. Дэвид Майерс (David Myers, 1980) провел исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеет высокую самооценку. Однако, по данным некоторых последних исследований (см. Приложение 9.1), степень удовлетворенности человека самим собой имеет явную зависимость от его половой принадлежности. Приложение 9.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ВЗРОСЛЕЯ, ДЕВОЧКИ ТЕРЯЮТ УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ В подростковом возрасте у девочек, по сравнению с их ровесниками мужского пола, сильнее снижается самооценка и уровень ожиданий, касающихся их будущего, более значительно падает уверенность в себе и своих способностях. Подтверждая результаты предыдущих не столь широкомасштабных исследовании, обследование 3000 детей показало, что в девятилетнем возрасте большинство девочек уверены в себе и относятся к себе положительно. Однако к моменту окончания школы такой уровень самооценки сохраняется менее чем у одной трети девушек. Исследование, проведенное Американской ассоциацией женщин — преподавателей университетов (American Association of University Women), выявило, что мальчики-подростки также имеют невысокое мнение о собственной значимости, но в значительно меньшей степени, чем девочки. Например, 67% мальчиков из начальной школы на вопрос о том, насколько часто они бывают «довольны собой», отвечали: «Всегда». В старших классах лишь 46 % респондентов придерживались такого же мнения о себе. Что же касается девочек, то у них аналогичные показатели упали с 60% до 29% соответственно. Д-р Кэрол Джиллигэн (Carol Gilligan), профессор педагогики в Гарварде и пионер в области исследования развития девочек, сказала, что результаты заставляют задуматься над более сложным вопросом: что же происходит с самооценкой девочек в столь юные годы? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|