Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71773

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Доказано, что постоянные внутрисемейные конфликты, обстановка ненависти, зависти, скупости, лицемерия, жестокости, безнадзорности, избалованности, моральной распущенности и т. п., действующие на ребенка, сами по себе могут быть причиной аномального развития его характера. Этот факт нашел отражение в описаниях так называемых социопатий (А. К. Ленц, 1927), характеропатий, патохарактерологичес-кого развития, краевых психопатий (В. Я. Гиндикин, 1967; О. В. Кер-биков, 1971), асоциальных личностей (J. Rappeport, 1974). У многих детей из неблагополучных семей с возрастом наблюдаются патохарак-терологические черты, склонность к злоупотреблению алкоголем, к другим вредным привычкам, асоциальному и криминогенному поведению (О. В. Кербиков, 1971; А. Е. Личко, 1977; Г. К. Ушаков, 1978; К. Seidel, H. Szewczyk, 1978; R. Werner, 1980). Однако категоричность в этом вопросе недопустима, так как в подобных же семьях нередко вырастают дети с нормальными характерологическими свойствами и социальными установками. По нашим наблюдениям, у лиц с социально обусловленной («краевой») психопатией патохарактерологические признаки часто бывают такими же, как у одного из родителей, имея выраженную эгоистическую направленность. Они не столь массивны, хотя внешне демонстративны, быстрее компенсируются при удовлетворении притязаний и поддаются перевоспитанию. Наиболее часто наблюдаются эксплозивный, истерический и астенический варианты таких психопатий.
С другой стороны, поздно возникшая краевая психопатия (пато-характерологическое развитие) рассматривается нами как результат преимущественно неблагоприятных условий воспитания и представляется как искаженное формирование самосознания, самоотношения, отношения к другим людям, общественным нормам и ценностям. Она проявляется главным образом в незрелости социальной направленности и повышенной эгоистичности. Биологическая основа как таковая здесь серьезно не страдает. Поэтому такое психопатическое развитие практически невозможно отграничить от дефектов воспитания. Поэтому . возникают серьезные сомнения в обоснованности многих случаев диагностики так называемой краевой психопатии, или социопатий (нажитых, приобретенных психопатических состояний), поскольку оказывается, что после изменения внешней обстановки пациенты в дальнейшем нормально учатся, работают и живут, не проявляя какой-либо социальной неприспособленности. Они «психопатичны» лишь тогда, когда это соответствует собственным интересам и не грозит отрицательными последствиями.
В возникновении психопатии зарубежные авторы решающее значение придают задержке психосексуального развития, бессознательному конфликту между биологическим и социальным. Отрицают формирующее основные черты личности воздействие социальных условий, воз-



434

435

можность социальной коррекции характера и поведения. Соответственно психопатическая личность определяется как асоциальная.
При постановке диагноза трудности могут возникать в отграничении психопатии от невротического развития личности, так как часто в его основе лежит до того скрытая психопатическая структура, актуализирующаяся в длительно существующей психотравмирующей ситуации и постепенно «обрастающая» невротической симптоматикой. Иногда возникает необходимость дифференцировать психопатию и психо-патоподобные проявления и последствия некоторых психических заболеваний (шизофрении и др.). В подобных случаях максимально приближенное к истине диагностическое решение может быть принято в результате анализа анамнестических сведений, структуры психопатологической симптоматики и ее динамики. Прослеживание психопатических черт на протяжении всей жизни и отсутствие при декомпенсациях принципиально новой продуктивной или негативной симптоматики дают возможность поставить диагноз психопатии.
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОПАТИИ, ЛЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ
Основой профилактики психопатии должны быть мероприятия, направленные на создание нормальных условий развития в ранних стадиях онтогенеза (в пренатальном и раннем постнатальном периодах), предупреждение, раннее выявление и лечение различных заболеваний, на обеспечение благоприятных условий жизни, развития и воспитания ребенка. Задачи в этой области многообразны и затрагивают весь образ жизни отдельной семьи и общества в целом.
Ряд последствий научно-технического прогресса (ухудшение экологической обстановки, увеличение источников проникающей радиации, химизация, денатурализация продуктов питания и т. д.) нуждаются в более тщательном изучении и контроле, так как они могут оказывать отрицательное влияние на развитие детского организма и центральной нервной системы. В последние десятилетия наблюдаются увеличение числа случаев аллергических реакций на различные продукты питания, бытовые химические вещества и лекарственные препараты, изменения реактивности организма, склонность к вялому, хроническому течению инфекционных и других болезней, что также может служить основой психопатического развития. Соответственно проведение в нашей стране лечебно-профилактических мероприятий по укреплению здоровья и оздоровлению женщин-матерей и детского населения, несомненно, имеет большое значение для уменьшения частоты психопатий.
Наряду с этим имеется ряд серьезных социально-психологических проблем в обеспечении нормальных, особенно семейных, условий формирования личности. Так, наблюдается тенденция к самоустранению родителей от воспитания ребенка с перекладыванием ответственности на дошкольные детские учреждения и школу, недостаточность заботы
436

о ребенке из-за постоянной высокой производственной и общественной занятости родителей, дисгармоничность семьи или воспитательных установок в ней, привитие ребенку иждивенческих настроений, пренебрежительного отношения к общественным нормам, рост числа разводов, в результате чего около 700 тыс. детей ежегодно остаются без отца и их воспитывает одна мать, а также рост бытового пьянства, особенно среди женщин с неустроенной личной жизнью, и т. п.
Не менее важна и проблема лечения больных психопатией. Любой тип психопатии в повседневном проявлении или при декомпенсации может приобретать экспансивную или сенситивную (экстра- или интра-вертивную) форму, хотя многие психиатры считают, что это более характерно для шизоидного, аффективного и параноического типов (А. Б. Смулевич, 1983; Е. Kretschmer, 1930; Н. Binder, 1967, и др.). В результате этого количество клинических вариантов динамики психопатий, требующих дифференцированного, комплексного терапевтического подхода, значительно увеличивается.
Больным психопатией назначают средства, направленные на оздоровление соматической сферы (по показаниям — противовоспалительные, жаропонижающие, общеукрепляющие препараты) и улучшение нервно-психического состояния (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и психостимуляторы), а также применяют психотерапию. При экспансивных формах декомпенсации в качестве основных используют седативные средства, а при сенситивных — препараты, обладающие седативным и нередко антидепрессивным и психостимулирующим действием.
У лиц с психопатическими или психопатоподобными расстройствами различной структуры обычно наблюдаются довольно однообразные и универсальные реакции: острого возбуждения, истерические, депрессивные, ипохондрические, протеста, ревности, астенические и другие, которые в большинстве случаев сопровождаются доминирующими и сверхценными идеями с психомоторной расторможенностью, агрессивным и аутоагрессивным поведением либо заторможенностью, часто с непредсказуемыми поступками. В таких случаях необходима неотложная помощь, применение нейролептических средств и транквилизаторов, в том числе в сочетании с антидепрессантами. Общий принцип терапии в основном такой же, как при неврозах и реактивных состояниях. Для купирования состояний с аномальными поступками назначают психотропные препараты в более высоких дозах и на протяжении более длителыюго времени. Нередко оказывается эффективным проведение курса сульфозинотерапии (3—5 инъекций и более). При астенических и астенодепрессивных реакциях применяют транквилизаторы, антидепрессанты (азафен и амитриптилин) и психостимуляторы. В некоторых случаях назначают гипогликемические дозы инсулина, при соматогенных астенодепрессивных реакциях — общеукрепляющие средства, при наличии остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы — дегидратационные препараты,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Иванец Н. Н. - Психиатрия и наркология
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Каннабих Ю.В. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ
  • Редактор. ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Шнайдер Курт. Клиническая психопатология. 14-е неизменное издание с комментариями Герда Хубера и Гизеллы Гросс.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Серебрийская Л.Я. Реформа психиатрии в Москве
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Грин А. Психиатрия.
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Горшков А.В. Краткий курс по судебной психиатрии
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Орто психиатрия; оrthо psychiatry
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Кронфельд Артур. Психология в психиатрии.
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Мелихов Д. М. Психиатрия и проблема духовной жизни.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь