Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72339

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Доказано, что постоянные внутрисемейные конфликты, обстановка ненависти, зависти, скупости, лицемерия, жестокости, безнадзорности, избалованности, моральной распущенности и т. п., действующие на ребенка, сами по себе могут быть причиной аномального развития его характера. Этот факт нашел отражение в описаниях так называемых социопатий (А. К. Ленц, 1927), характеропатий, патохарактерологичес-кого развития, краевых психопатий (В. Я. Гиндикин, 1967; О. В. Кер-биков, 1971), асоциальных личностей (J. Rappeport, 1974). У многих детей из неблагополучных семей с возрастом наблюдаются патохарак-терологические черты, склонность к злоупотреблению алкоголем, к другим вредным привычкам, асоциальному и криминогенному поведению (О. В. Кербиков, 1971; А. Е. Личко, 1977; Г. К. Ушаков, 1978; К. Seidel, H. Szewczyk, 1978; R. Werner, 1980). Однако категоричность в этом вопросе недопустима, так как в подобных же семьях нередко вырастают дети с нормальными характерологическими свойствами и социальными установками. По нашим наблюдениям, у лиц с социально обусловленной («краевой») психопатией патохарактерологические признаки часто бывают такими же, как у одного из родителей, имея выраженную эгоистическую направленность. Они не столь массивны, хотя внешне демонстративны, быстрее компенсируются при удовлетворении притязаний и поддаются перевоспитанию. Наиболее часто наблюдаются эксплозивный, истерический и астенический варианты таких психопатий.
С другой стороны, поздно возникшая краевая психопатия (пато-характерологическое развитие) рассматривается нами как результат преимущественно неблагоприятных условий воспитания и представляется как искаженное формирование самосознания, самоотношения, отношения к другим людям, общественным нормам и ценностям. Она проявляется главным образом в незрелости социальной направленности и повышенной эгоистичности. Биологическая основа как таковая здесь серьезно не страдает. Поэтому такое психопатическое развитие практически невозможно отграничить от дефектов воспитания. Поэтому . возникают серьезные сомнения в обоснованности многих случаев диагностики так называемой краевой психопатии, или социопатий (нажитых, приобретенных психопатических состояний), поскольку оказывается, что после изменения внешней обстановки пациенты в дальнейшем нормально учатся, работают и живут, не проявляя какой-либо социальной неприспособленности. Они «психопатичны» лишь тогда, когда это соответствует собственным интересам и не грозит отрицательными последствиями.
В возникновении психопатии зарубежные авторы решающее значение придают задержке психосексуального развития, бессознательному конфликту между биологическим и социальным. Отрицают формирующее основные черты личности воздействие социальных условий, воз-



434

435

можность социальной коррекции характера и поведения. Соответственно психопатическая личность определяется как асоциальная.
При постановке диагноза трудности могут возникать в отграничении психопатии от невротического развития личности, так как часто в его основе лежит до того скрытая психопатическая структура, актуализирующаяся в длительно существующей психотравмирующей ситуации и постепенно «обрастающая» невротической симптоматикой. Иногда возникает необходимость дифференцировать психопатию и психо-патоподобные проявления и последствия некоторых психических заболеваний (шизофрении и др.). В подобных случаях максимально приближенное к истине диагностическое решение может быть принято в результате анализа анамнестических сведений, структуры психопатологической симптоматики и ее динамики. Прослеживание психопатических черт на протяжении всей жизни и отсутствие при декомпенсациях принципиально новой продуктивной или негативной симптоматики дают возможность поставить диагноз психопатии.
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОПАТИИ, ЛЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ
Основой профилактики психопатии должны быть мероприятия, направленные на создание нормальных условий развития в ранних стадиях онтогенеза (в пренатальном и раннем постнатальном периодах), предупреждение, раннее выявление и лечение различных заболеваний, на обеспечение благоприятных условий жизни, развития и воспитания ребенка. Задачи в этой области многообразны и затрагивают весь образ жизни отдельной семьи и общества в целом.
Ряд последствий научно-технического прогресса (ухудшение экологической обстановки, увеличение источников проникающей радиации, химизация, денатурализация продуктов питания и т. д.) нуждаются в более тщательном изучении и контроле, так как они могут оказывать отрицательное влияние на развитие детского организма и центральной нервной системы. В последние десятилетия наблюдаются увеличение числа случаев аллергических реакций на различные продукты питания, бытовые химические вещества и лекарственные препараты, изменения реактивности организма, склонность к вялому, хроническому течению инфекционных и других болезней, что также может служить основой психопатического развития. Соответственно проведение в нашей стране лечебно-профилактических мероприятий по укреплению здоровья и оздоровлению женщин-матерей и детского населения, несомненно, имеет большое значение для уменьшения частоты психопатий.
Наряду с этим имеется ряд серьезных социально-психологических проблем в обеспечении нормальных, особенно семейных, условий формирования личности. Так, наблюдается тенденция к самоустранению родителей от воспитания ребенка с перекладыванием ответственности на дошкольные детские учреждения и школу, недостаточность заботы
436

о ребенке из-за постоянной высокой производственной и общественной занятости родителей, дисгармоничность семьи или воспитательных установок в ней, привитие ребенку иждивенческих настроений, пренебрежительного отношения к общественным нормам, рост числа разводов, в результате чего около 700 тыс. детей ежегодно остаются без отца и их воспитывает одна мать, а также рост бытового пьянства, особенно среди женщин с неустроенной личной жизнью, и т. п.
Не менее важна и проблема лечения больных психопатией. Любой тип психопатии в повседневном проявлении или при декомпенсации может приобретать экспансивную или сенситивную (экстра- или интра-вертивную) форму, хотя многие психиатры считают, что это более характерно для шизоидного, аффективного и параноического типов (А. Б. Смулевич, 1983; Е. Kretschmer, 1930; Н. Binder, 1967, и др.). В результате этого количество клинических вариантов динамики психопатий, требующих дифференцированного, комплексного терапевтического подхода, значительно увеличивается.
Больным психопатией назначают средства, направленные на оздоровление соматической сферы (по показаниям — противовоспалительные, жаропонижающие, общеукрепляющие препараты) и улучшение нервно-психического состояния (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и психостимуляторы), а также применяют психотерапию. При экспансивных формах декомпенсации в качестве основных используют седативные средства, а при сенситивных — препараты, обладающие седативным и нередко антидепрессивным и психостимулирующим действием.
У лиц с психопатическими или психопатоподобными расстройствами различной структуры обычно наблюдаются довольно однообразные и универсальные реакции: острого возбуждения, истерические, депрессивные, ипохондрические, протеста, ревности, астенические и другие, которые в большинстве случаев сопровождаются доминирующими и сверхценными идеями с психомоторной расторможенностью, агрессивным и аутоагрессивным поведением либо заторможенностью, часто с непредсказуемыми поступками. В таких случаях необходима неотложная помощь, применение нейролептических средств и транквилизаторов, в том числе в сочетании с антидепрессантами. Общий принцип терапии в основном такой же, как при неврозах и реактивных состояниях. Для купирования состояний с аномальными поступками назначают психотропные препараты в более высоких дозах и на протяжении более длителыюго времени. Нередко оказывается эффективным проведение курса сульфозинотерапии (3—5 инъекций и более). При астенических и астенодепрессивных реакциях применяют транквилизаторы, антидепрессанты (азафен и амитриптилин) и психостимуляторы. В некоторых случаях назначают гипогликемические дозы инсулина, при соматогенных астенодепрессивных реакциях — общеукрепляющие средства, при наличии остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы — дегидратационные препараты,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь