Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122852

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И МОТИВАЦИОННОЕ ЗДОРОВЬЕ
Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического и, в частности, мотивационного здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.
Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в поздней взрослости и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое положение, позитивное функционирование, реализация потребности в удовлетворении, которое раньше давала работа.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью и успешность приспособления к ней, самым важным считается здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем. Часто это происходит внезапно. Ухудшившееся здоровье не позволяет человеку реализовать запланированное, вынуждает ограничить сферы своей деятельности. Нередко это приводит человека к ощущению своей беспомощности и бесполезности дальнейшей жизни, особенно если проблемы со здоровьем оказались глобальными и привели к инвалидности. В этом случае человек может испытывать резкое ослабление силы потребностей, отсутствие желания не только что-либо делать, но и жить дальше.
Ослабление потребностно-энергетической стороны мотивации человека, называемое в медицине состоянием абулии, можно описать следующим образом:
«Существование мое неполно; отправления повседневной жизни сохраняются, но каждому из них чего-то недостает, они не сопровождаются обычным для них чувством и не оставляют после себя удовольствия, которое за ними должно следовать. Недостаток активности у меня происходит оттого, что мои чувства (читай: желания.— Е. И.) слишком слабы, чтобы оказать влияние на мою волю (Эскироль Ж. Цит. по: Ильин Е. П., 2000. С. 320.).

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 579
Абулия — аномалия мотивации человека, характеризующаяся резким ослаблением силы потребностей.
Депрессия — угнетенное, подавленное психическое состояние, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.
Потребностно-энергетическая сторона мотивации — динамическая характеристика мотивации, отражающая силу мотивационного возбуждения.
Лобные доли — области правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планирования за счет выпадения ориентировочной основы действий.
Ретикулярная формация (от лат. reticulum — сетка) — нервная структура, расположен
ная вдоль всего мозгового ствола и состоящая из клеток, отростки которых ветвятся в об
ширных областях мозговой коры. Функция ретикулярной формации заключается в активи
зации коры головного мозга, регуляции общего состояния возбудимости нервной системы
и контроля рефлекторной деятельности спинного мозга. Ретикулярная формация играет
важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания.

Изменения в мотивационной сфере пожилого человека могут происходить не только из-за возникших внезапно болезней, когда сила потребностей снижается на фоне возникшей депрессии, но и из-за непосредственного расстройства деятельности головного мозга. Поражения лобных долей, ретикулярной формации, подкорковых и других отделов головного мозга — любое из этих изменений может способствовать развитию у человека моти-вационных дефектов. Например, таких, как снижение потребностно-энер-гетической стороны мотивации, обоснованности принятия решений и затруднения в выборе целей.
Ослабление желаний можно наблюдать у человека при таких заболеваниях, как старческое слабоумие или прогрессирующий паралич. Больные перестают интересоваться чем бы то ни было, целыми днями могут сидеть или, наоборот, шататься без всякой цели, пугаясь любого малейшего препятствия. Только непосредственные потребности, особенно в еде, могут еще побудить их к действию. Им присуща малая обоснованность действий (из-за нарушения процессов анализа и синтеза), повышенная внушаемость (податливость влиянию извне при формировании намерений), невозможность выйти за пределы непосредственного опыта (Ильин Е. П., 2000).
Изменяется соотношение между силой биологических и социальных потребностей у больных с общими психическими изменениями и больных со снижением интеллекта в результате мозгового заболевания {старческая де-менция). Социальные потребности у них снижаются, а преобладают, ТЭ.К НС6 как и в предыдущем случае, потребности в еде (Корсаков С. С, 1913).
Такое распространенное в преклонном возрасте заболевание, как атеросклероз, оказывает влияние на изменение уровня притязаний человека, то есть на сложность выбираемых целей. В случаях прогрессирования болезни, приводящей к атеросклеротическому слабоумию в силу резкого нарушения критичности мышления, у пожилых людей можно наблюдать совершенно несоразмерный уровень притязаний и собственных возможностей. Неудачи их не обескураживают. Они с готовностью каждый раз берутся за более сложные задания, не возвращаясь к выполнению более легких.
Такое психосоматическое заболевание, как гипертоническая болезнь, также приводит к возникновению некоторых особенностей в мотивационной сфере человека. Больной ведет себя более агрессивно и враждебно, ему
19*

580 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
свойственна защитная манера поведения, преобладание «мотива власти», эгоцентрические установки и пассивность в достижении своих целей, неуверенность в себе при принятии решений. Часто у таких людей высокая «мотивация достижений» сочетается с низкой надеждой на успех и высоким страхом неудачи.
Как показали психологические исследования, удовлетворенность собственным здоровьем в очень слабой степени зависит от возраста. И в 60, и 80 лет пожилые люди могут испытывать удовлетворение просто оттого, что их организм продолжает исправно функционировать. Желание сохранить полноценное здоровье как можно дольше является мощным стимулом, побуждающим человека пожилого возраста вести здоровый образ жизни (заниматься физкультурой, культурой питания, увлекаться разнообразными теориями питания и т. д.).
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью, является экономическое положение.
Под экономическим положением подразумевается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количество денег для удовлетворения человеком основных потребностей), наличие социальных и жилищных условий, которые подготавливаются человеком заранее. Человек в преклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства. Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальных пособий, помощь в социальном обслуживании и т. д.— все эти факторы создают определенную атмосферу в обществе, позволяющую пожилым людям чувствовать себя нужными и продолжать позитивно функционировать.
ПОЗИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Позитивное функционирование — ощущение психологического благополучия в различных видах деятельности, которое позволяет пожилому человеку быть удовлетворенным своей жизнью в старости.
Социальное сравнение — сравнение своего положения с положением таких же пожилых людей.
Социальная интегрированность — сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп.
Позитивное функционирование в период поздней взрослости определяет удовлетворенность человека своей жизнью с той точки зрения, что старые люди во многом разделяют свою жизнь на время до пенсии и после нее. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравнивают свое положение в эти два периода, а также с тем, как жили пенсионеры тогда, когда человек еще работал, или с тем, на что он рассчитывал, готовясь выйти на пенсию. Степень удовлетворенности зависит от результата этого сравнения.
Негативный сравнительный результат отражает невозможность в полной мере удовлетворить имеющиеся в пожилом возрасте потребности и, как следствие, влечет за собой недовольство человека своим положением. Возникший диссонанс побуждает человека к его устранению за счет изменения собственного поведения, пересмотра потребностей, модификации своих це-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь