Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121942

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кроме того, для людей этого же возраста характерен устойчивый познавательный интерес: они готовы и очень хотят продолжать учиться, усваивать новые знания, расширять свой кругозор.
Важным в характеристике мотивационной сферы пожилых людей представляется и тот факт, что до недавнего времени психологи считали основным мотивом их деятельности мотив «избегания неудачи», который в конечном счете и приводил к пассивности, апатии и нежеланию участвовать в изменении существующего положения.
Однако последние исследования показали, что у 70—80-летних людей с высшим образованием «мотив достижения» выражен так же, как и у

576 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)


Для людей этого возраста характерен устойчивый познавательный интерес.
20-летних студентов. Различия ЭКС проявляются в направленности мотивации: молодые более ориентированы на внешнюю сторону деятельности, а пожилые — на содержательную (ИльинЕ. П., 2000).
Они продолжают принимать участие в ситуациях, в которых можно проявить свои способности и умения. Стараются нести личную ответственность за порученное дело, ставят перед собой реальные цели, адекватно соотнося свои желания и возможности. Стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали, реагируя на эту конкретную обратную связь. Продолжают строить планы на будущее.
Перспективное планирование является особым фактором, который имеет значение с точки зрения противостояния инволюции личности. Оно позволяет человеку ставить новые цели и побуждает к их выполнению. Чем разнообразнее эти цели, отражающие широту интересов пожилого человека, тем многообразнее и продуктивнее его жизнь, тем больше сохраняется желание человека жить дальше.
Диапазон целей, которые ставятся пожилыми людьми, зависит от сферы их интересов и, следовательно, может быть самым широким — например, от обычного желания дождаться появления правнуков до необходимости завершить начатое творческое дело.
Творчество вообще занимает особое место в жизни пожилых людей. Мотивация творческой деятельности позволяет сохранить высокую работоспособность до глубокой старости. И. В. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет. Л. Н. Толстой написал роман «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи-Мурат» — в 76 лет. Высокой мотивацией творческой деятельности, позволяющей продолжать реализовать свой потенциал в поздние годы, отличались Микеланджело, Клод Моне, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, В. Гете и многие другие (Головей Л. А., 1996).
После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия. Желание творить выступает в качестве одного из ведущих факторов психологического и биологического долголетия.
Мотив «избегания неудачи» — стремление избежать срыва, неудачи, порицания или наказания в том или ином виде деятельности.
Мотив «достижения» — устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.
Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свер
тыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.
Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в
интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возра
стом и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.


ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 577
Факторы развития
Продолжающая динамично развиваться мотивационная система — одна из основ полноценного функционирования личности в старости. Старость наступает, когда человек начинает жить своими воспоминаниями, т. е. не настоящим или будущим, а прошлым.
Многие люди в силу своей включенности в активную творческую и общественную жизнь и в 80 лет не считают себя стариками, говоря, что они еще молоды душой. По мнению Г. Олпорта, цитирующего известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Иными словами, продолжающая динамично развиваться мотивационная система — одна из основ полноценного функционирования личности в старости. Видимо, старость наступает не тогда, когда человек перешагнул какой-то возраст, а когда человек начинает жить своими воспоминаниями, т. е. не настоящим или будущим, а прошлым.
ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИИ ПЕРИОД
Возраст, оказывающий разрушающее воздействие на здоровье человека, является только отягчающим фактором, ограничивающим возможность человека поддерживать самостоятельно (без посторонней помощи) социальные и культурные контакты. С этой точки зрения большинству 80-летних людей становится все труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Их потребность в уровне бытовых условий становится значительно менее притязательной. Многим людям в этом возрасте требуется покой и возможность уединения с наличием внешних стимулов, в качестве которых могут выступать навещающие родственники или соседи, помощь со стороны социальных организаций, телевизор или радио, поддерживающие связь с внешним миром.
Особое значение для человека, перешагнувшего 80-летний порог, приобретает забота и внимание со стороны других людей, будь то родственники или посторонние люди. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают не как обузу и проблему, а любят просто за то, что ты есть (еще до сих пор жив), позволяет старым людям жить реальными переживаниями и собственными ценностями. Человек сохраняет желание жить, не тревожась за то, как воспринимают окружающие люди те физиологические изменения, которые происходят с ним в процессе старения.
Несмотря на то что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может (и должен) продолжать проявлять интерес к жизни, находить новые занятия, позволяющие использовать


Особое значение для человека, перешагнувшего 80-летний порог, приобретает забота и внимание со стороны других людей, будь то родственники или посторонние люди.
Потребность в позитивном внимании — приобретенная потребность человека получать приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.
19 Психология человека

578 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
свои возможности наилучшим образом. По мнению Карла Роджерса, ни один человек не может самоактуализироваться настолько, чтобы отбросить все свои жизненные мотивы, т. е. полностью реализовать свой личностный потенциал.
Девяностолетняя женщина-психиатр, остающаяся, несмотря на свой преклонный возраст, практикующим врачом, рекомендует своим ровесникам создавать новые сферы деятельности путем устранения элемента соревнования, ранее присутствовавшего в любом занятии. Она подчеркивает такие преимущества старости, как отсутствие мотивационного напряжения и груза ответственности, связанных с выполнением работы в более молодом возрасте (Burnside et al., 1979). Если мотивационные кризисы и проблемы предыдущих лет были успешно преодолены или плавно пройдены, то десятое десятилетие жизни может быть наполнено радостью, покоем и чувством удовлетворения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Надежда Ивановна Богатель. Статья на тему: 'Отношение дошкольника со взрослыми и сверстниками'
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Осечкина Ирина Петровна. Физическое развитие детей дошкольного возраста
  • Чуркина Анна Иннокентьевна. Клубный час как эффективная технология коммуникации
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Биккузина Сабиля. Цикл встреч с интересными людьми
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Верхозина Ирина Михайловна. Статья 'Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми'
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Шарифулина Нэля Назывовна. СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Бурова Елена Сергеевна. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребенка»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Прохорова Олеся Викторовна. ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Логинова Людмила Александровна. «Формирование эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь