|
Шейнов В.П. 12 секретов успехаКатегория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 26280
Автор: Шейнов В.П.
Название: 12 секретов успеха Формат: DOC, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скачать по прямой ссылке - зеркало «Взрослый» подход
Родитель: — У меня нет денег на твои карманные расходы'. Впрочем, если ты сходишь в магазин за продуктами, а по пути сдашь бутылки, то деньги за них будут твоими. — Да-а, там очередь... — Но другой возможности у меня нет. — Ладно, пойду. Мишень воздействия — желание иметь карманные деньги. Приманка — возможность их заполучить. Трансактный анализ представлен на рис. 3.18. Явная трансакция Р->В дополнена скрытой В-»В: взаимоотношения равных деловых партнеров — деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: РР). Действительно, если ребенок будет исходить из высоких требований к себе, хорошо учиться (позиция Р), то это будет защитой матери от сердечных расстройств. Если в школе не подтянется, то придется дежурить возле мамы (позиция покровительства, то есть опять позиция Р). Трансактная схема приведена на рис. 3.20 Мотивация к учебе Мальчик не хотел учиться читать. Родители организовали ему письмо от понравившейся ему девочки с приглашением на день рождения. Получив его, он приставал к родителям прочесть, а те все отнекивались — некогда. Наконец, прочли — и «узнали», что день рождения ее за дни отнекивания уже прошел. Сын страшно переживал, но после этого потребовал учить его читать. И занимался с большим интересом! Подтвердилась замечательная мысль Льва Толстого, что истинное обучение начинается лишь тогда, когда у обучаемого возникает проблема и учеба отвечает на вопрос, как эту проблему решить. Апелляция к чувству любви — Дочка, любишь ли ты свою маму? — Конечно, мамочка. А почему ты спрашиваешь? — Видишь ли, когда любят, то берегут, стараются не расстраивать. — А чем я тебя расстроила? — Сама посуди, .... (излагаются претензии). Как мне думать, любит меня моя дочь или нет ? Диалог проходит в три стадии. На первой осуществляется пристройка на эмоциональном уровне: ДД (рис. 3.21 (а). Следующий обмен репликами — на рациональном уровне: В«->В (рис. 3.21 (б)). И заключительное замечание содержит обращение и к В и к Д: пер- (б) Рис. 3.21 вое — на явном уровне, второе — на скрытом (рис. 3.21 (в): На схеме видно, как постепенно мать поднимается от позиции Д к позиции Р. «Заочная» похвала Родители в разговоре друг с другом или с кем-то из посторонних (гостей или по телефону) хвалят своего ребенка за какой-то его успех или хорошее поведение. Тонкость состоит в том, что говорится это «не для ребенка», но так, чтоб он мог «нечаянно» услышать. Всякая похвала является сильнейшим средством управления человеком. Тем более детьми, чье существование намного более эмоционально и потребность в положительных эмоциях значительно выше. (Не случайно, дети, ведущие себя более естественно, чем взрослые, смеются раз в 20 больше взрослых). Однако заочная похвала действует еще более эффективно, нежели похвала открытая. Последняя представляет собой прямое управление, и дети довольно быстро раскусывают это, подсознательно чувствуя искусственность некоторых (по крайней мере) похвал. Заочная похвала лишена этого недостатка. Кроме того, она показывает, что родители хвалят в глаза не всегда, когда ребенок этого заслужил, а в особых случаях. Значит отсутствие похвалы не означает неодобрения, а может означать и молчаливую похвалу. Тем самым родители избавлены от необходимости хвалить за каждую мелочь, а количество положительных эмоций у их ребенка от общения с родителями возрастает. Что очень важно для душевного здоровья. Как заставить услышать доводы Юноша (девушка, подросток) нетерпелив, вспыльчив, не желает выслушивать родительских доводов. Возникает повод для серьезного разговора. Родитель пишет для себя подробную схему разговора с сыном, приводя аргументы, что тот собирается сделать поступок, грозящий большими осложнениями. И кладет эту свою запись в то место, на котором она «нечаянно» попадется сыну. Прочтя запись, сын отказался от своего намерения. Мишень воздействия — любопытство, приманка — желание разгромить доводы родителя, в предстоящем разговоре заранее ознакомившись с его тезисами. Как помириться, не произнеся ни слова Мать и дочь разругались. Не разговаривают. Обеих это тяготит. Но главное, что беспокоит мать, что дочь может натворить глупостей, о которых всю жизнь будет жалеть. Она пишет дочери отчаянное письмо, в котором удалось найти слова к сердцу дочери и отдает его ей в руки (поскольку живут они вместе). Прочтя его, дочь в слезах бросается в объятия матери и просит у нее прощения. В обоих последних случаях родителям пришлось искать пути воздействия на детей, обычная коммуникация с которыми была по разным причинам затруднена. Как прекратить игру Ребенок разыгрался и не хочет заканчивать игру. Однако подходит время ложиться спать. Один из родителей включается в игру и вводит в нее сюжет, который вскоре приводит к окончанию игры. Обсуждая ее перипетии с ребенком, его укладывают без всяких протестов с его стороны. Родитель добился аттракции путем вхождения в игру, которую ребенок охотно принял (рис. 3.22 (а). Взяв на себя управление иг- рой, родитель осуществляет скрытую трансакцию Р >Д, кото- рую ребенок, увлеченный игрой, автоматически принимает (рис. 3.22 (б). Закончив игру, родитель начинает укладывать ребен- ка, тот подчиняется (взаимная трансакция Р«->Д), при этом про- должаются отвлекающие обсуждения игры (Д«->Д) — рис. 3.22 (в). Мнимый запрет Ребенок мешает матери убирать квартиру. На улицу идти не собирается. Тогда мать, сделав одно-два замечания за что-нибудь, грозит: «На улицу не пущу». После этого у ребенка сразу возникает желание погулять. А поскольку он еще и упрям, то начинает настаивать. Мать «нехотя» уступает, оговаривая еще и какие-то условия. Мишенью воздействия в данном случае является желание ребенка поступать по-своему. Приманкой — феномен, называющийся «запретный плод сладок». Запрет матери — это трансакция Р-»Д. Ребенок фактически принимает это распределение (скрытая трансакция РВ), при этом скрытая трансакция Д" »Р (волнение матери, обращение за «советом»). Естественно, такой расклад позиций льстит ребенку, и он, охотно принимая данное распределение, отвечал трансакцией (ДД). Она подчеркивает зависимость положения ребенка. Противодействие его желанию поиграть вызывает сильнейшее сопротивление. (а) Рис. 3.26. (б) Иное дело в пашем случае. Отец осуществляет пристройку рядом, обращаясь к рассудку подростка. Одновременно с помощью скрытой трансакции В >Д идет апелляция к желанию подростка поиграть (рис. 3.26 (а). Это желание определяет весь его настрой, поэтому он сам называет меры по выполнению поставленных отцом требований. Принятие подростком окончательного решения соответствует скры- той трансакции РД (упрек). Манипуляция «Помогайте же» Манипуляции типа «Вы меня не любите» могут разыгрываться и уже взрослыми детьми, декларирующими: «Родители должны по могать детям до пенсии». Не уточняется даже до чьей пенсии — родителей или детей. Манипуляция «Провокатор» Дочь старается вызвать спор и даже ссору между родителями. Когда это в очередной раз не удается, не выдерживает: — У всех родители как родители, ссорятся как нормальные люди... Эти же смотрят друг другу в рот! Казалось бы, радуйся, что в семье нет не то что скандалов, а даже легких ссор. Но потенциальной манипуляторше нужна слабость родителей, чтобы, играя на противоречиях, добиваться каких-то своих целей. И пример «более удачливых» подруг толкает ее на провокацию. Манипуляция «Ласковый теленочек» Дочь обнимает мать и ласково говорит ей: — Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая дочка, верно ? — Конечно, ты у меня самая любимая. — Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не расстраивать. А тебе приятно видеть, когда я одета не хуже других? — Конечно приятно. — Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать. — Ну уж... — Давай купим мне новое платье. — Что ж, надо так надо... И, растроганная ласковым обращением, мать из последних денег выкраивает на обновку необходимую сумму. Мишенью воздействия здесь является желание, чтобы дочка выглядела не хуже других. Приманкой — ласковое обращение и как результат — возникшая аттракция. Рис. 3.30. Первый своей фразой дочка осуществила трансакцию Д-»Д (общение на эмоциональном уровне) — рис. 3.30 (а). Второй фразой скрытно вводит деловой компонент В > Д (рис. 3.30 (б). Находящаяся по-прежнему в позиции Д, мать реагирует на предлагаемое распределение позиций, принимая решение не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Манипуляция «Непонятливая ученица» Девочка просит маму (или бабушку) показать, как делать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Наконец «консультант» не выдерживает и выполняет задание. Девочка внутренне торжествует: пятерка обеспечена, а трудов — никаких. Почти все родители прошли через это. Те, кто не поддался на эту манипуляцию «с первого предъявления», постепенно попадают под ее действие. Ведь ребенок не может конкурировать по качеству исполнения со взрослыми и в результате пятерки получают манипуляторы, а честные дети — более низкие оценки. Увидев слезы ребенка, поговорив с другими родителями, и эти мамы с бабушками включаются в изготовление домашних поделок •вместо их любимых чад. Манипуляция «Тебе не решить» — У тебя по математике что было в школе? — Пятерка. — Ну да! — Да, учительница меня всегда выделяла. — Но наверное сейчас уже у тебя мозги не те... — С чего это ты взял ? — Думаю, что обычную школьную задачку не решишь. — Это как сказать! — А вот смотри (показывает задачку из тех, что задали на дом). Отец видит, что подобные задачи у них были. — Давай посмотрю. И (из любопытства) углубляется в условие. После этого отказаться от нее уже стыдно, приходится решать. С чувством удовлетворения отдает листок с решением. Сын: — Случайно! — Да ты что! Я же сказал, что щелкал их в школе как орешки! — А вот эту сможешь? (отдает вторую задачу) Отцу опять неудобно отступать, решает и эту задачу. Здесь юный манипулятор использовал идею, заложенную в рассмотренной нами манипуляции «А слабо тебе!» Мишень воздействия — чувство самоуважения отца, нежелание выглядеть «слабаком». Приманка — чувство любопытства: осталось ли что от школьных знаний. Манипуляция с дневником Отец: — Покажи дневник. Сын подает. Отец, посмотрев его, хватается за ремень. — Папа, так это же твой дневник! — Где ты его откопал ? — Бабушка сохранила. — Лучше бы не хранила. В старших классах я уже за ум взялся. А твой дневник где ? Потерял ? , — Нет, вот смотри... — Да... не блеск. Ну ладно... но учти, что я за ум взялся. И тебе пора взяться. Манипуляции в системе «учитель — ученик» Ученики манипулируют учителями Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто используемые учениками манипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра способов, от классических до новомодных — ложных сообщений о заложенной бомбе. Начнем с тех, что достались по наследству. Манипуляция «Птица в классе» Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя при этом невозможно. Поймать птицу нелегко, да и ребята в этом и не заинтересованы. Учителю одному не поймать, и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу. Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной ситуации. Приманкой — любовь детей к живности и детская эмоциональная реакция на нее. Пассивная защита здесь невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики сами пострадали, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит: — Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать... письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами самостоятельной работы. Если птица к этому времени останется в классе — будем писать. Если улетит — двинемся дальше по программе. Когда он вернется, птицы в классе не будет. Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипуляторов направлении. Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из подобных манипуляций, и не счесть числа уроков, сорванных с их помощью. Манипуляция «Мыши!» Идея похожа на предыдущую. В класс приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить ни какому учительскому голосу. Пока учитель догадается открыть дверь и организовать изгнание мыши из класса, пройдет пол-урока. Мишень воздействия — прежняя, а приманкой является бурная реакция тех, кто боится мышей. Манипуляция «Довести учителя» Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, мешающие вести урок. Например, катает ногой по полу граненый карандаш или мычат, не разжимая рта. Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя и он в конце концов срывается. Манипуляция эта применяется только против учителей, не обладающих выдержкой. Поскольку именно вспыльчивость и является мишенью воздействия. Манипуляция «Вызывающее поведение» Цель манипулятора — нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой статус среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели. Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Делает замечание. Класс замер — что предпримет учитель ? Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель того будет достигнута. Мишенью воздействия в этой манипуляции является предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Приманка — обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе. Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая. Учитель обращается к этому нарушителю: — Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может хочешь лечь вот здесь, перед доской ? — Л что, это идея. Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учитель задал вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая, на него, учитель стал так интересно рассказывать, что класс отвлекся от лежащего у доски. Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «оригинале», возлежащем на полу, все окончательно забыли. Почувствовав глупое положение, в котором он оказался, «оригинал» попросил разрешения сесть. И больше от него никаких выходок на уроках этого учителя Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|