|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61029
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке рячо возражать, — с некоторым недоумением вспоминает Далай-Лама. — Он подумал, что я говорил о какой- то религиозной теории души».
На другой встрече, наспех организованной принимавшей стороной в одной из стран Европы, приглашенные ученые продемонстрировали явное высокомерие и повели себя так, словно делают большое одолжение, согласившись на разговор с Далай-Ламой. По-видимому, они даже не допускали мысли о том, что Далай-Лама может выдвинуть хоть какие-то конструктивные идеи. А на одной конференции по вопросам религии и науки кто-то из ученых встал, чтобы представиться, и вдруг безапелляционно заявил: «Я прибыл сюда, чтобы защитить науку от религии!» Похоже, этот ученый решил, что встреча станет полем смертельной битвы между религией и наукой, а не местом поиска общих интересов. Но когда в ходе дискуссии на той же встрече Далай-Лама спросил: «Что есть разум?», ответом стало озадаченное молчание. Необходимость организации встреч с учеными, которые были бы лучше подготовлены и открыты для восприятия буддийской мысли, становилась слишком очевидной. Поэтому когда Адам Энгл, американский бизнесмен, и Франсиско Варела, биолог с гарвардским дипломом, работавший в Париже, впервые выдвинули идею проведения серии недельных конференций с участием ученых мирового уровня, каждая из которых должна была фокусироваться на углубленном рассмотрении одной научной темы, Далай-Лама откликнулся с большой готовностью. Он был искренне рад тому, что его встречи с учеными больше не будут случайными, зависящими только от его инициативы. Первая конференция Разума и Жизни, состоявшаяся в октябре 1987 года, заложила прочный фундамент для всех последующих. Джереми Хэйуорд, физик и философ с оксфордской степенью, представил развернутое введение в метафизику науки, начиная с ее логических позитивистских основ и заканчивая концепцией Куна о сдвиге парадигм. Именно Хэйуорд детализировал пример сдвига парадигмы, произошедшего в тот момент, когда классическая ньютоновская физика была поставлена под вопрос из-за квантовой теории. Презентация Хэйуорда помогла Далай-Ламе заполнить ряд пробелов в картине понимания философских предпосылок, лежащих в основе научной методологии. Кроме того, она заложила основы конференции, ставшие затем традицией: какой бы ни была научная тема, на ее обсуждение приглашали философа, чтобы таким образом расширить рамки вопросов, рассматриваемых за круглым столом. Помимо прочего, уже первая конференция Разума и Жизни определила их формат: утром кто-нибудь из ученых или философов проводит презентацию, а послеобеденное время отводится для открытой дискуссии. Чтобы избежать сумбура, неизбежно возникающего в ходе диалога между представителями совершенно разных традиций, культур и языков, при Далай-Ламе находятся два переводчика (вместо обычного одного), которые согласовывают ключевые формулировки. Для создания атмосферы тесного общения и спонтанной открытости конференции проводятся в частном порядке, без участия прессы и при минимальном количестве приглашенных зрителей. Охват тем отражает широту научных интересов Далай- Ламы. Предметами обсуждения становились научная методология и философия науки, нейробиология и когнитивная психология, психонейроиммунология и бихеви- ористическая медицина. В ходе одной из конференций обсуждались проблемы снов, смерти и угасания жизни с разных точек зрения — от психоанализа до неврологии; другая конференция была посвящена таким проблемам социальной психологии, как альтруизм и сострадание. Еще на одной конференции рассматривались вопросы квантовой физики и космологии. Накопление арсенала В чем польза этих диалогов с учеными? «Теперь, когда я оцениваю мои контакты с учеными за все эти годы, мне кажется, что они были очень плодотворными, очень полезными, — говорит Далай-Лама. — Конечно, я познакомился со многими новыми концепциями и многое понял. Но еще важнее, на мой взгляд, то, что для многих ученых это была первая возможность познакомиться с достижениями буддийской мысли». Буддийские концепции, ставшие темами диалогов, часто помогали ученым по-новому взглянуть на свои собственные гипотезы, в первую очередь в области понимания нюансов человеческого сознания, где буддизм особенно силен. Для некоторых ученых это первое знакомство с буддийскими идеями стало поводом пересмотреть не только отношение к результатам собственных научных изысканий, но и направление своих поисков. После этих встреч у них появлялся свежий взгляд на свою собственную область науки. Для Далай-Ламы такое распространение буддийской мысли в научных кругах является лишь одной из наград за то, что с точки зрения буддийской истории можно считать беспрецедентной инициативой с его стороны. В этих диалогах с наукой Далай-Лама проявил себя не как простой ученик, а в значительной степени как учитель. Всеми уникальными — и потенциально полезными — открытиями буддизма в области человеческих состояний следует, по его мнению, делиться, чтобы они попали в общую копилку знаний. Особое удовольствие Далай-Ламе доставляет тот факт, что ученые получают новое представление о буддизме в целом. Вот что он сам говорит об этом: «Кое-кто начинает видеть, какую огромную практическую пользу •может принести науке буддизм. По-моему, время показало, что теперь у некоторых ученых появилось иное мнение о полезности дискуссий с представителями буддийской школы». Диалоги Разума и Жизни полезны и еще с одной точки зрения: они помогают Далай-Ламе накапливать то, что он называет «арсеналом» эффективных средств для его публичных выступлений по всему миру. Хотя в ходе многочасовых научных дискуссий он не делает никаких записей, ключевые моменты остаются у него в памяти, и он часто говорит о них во время лекций. Например, прошло уже много лет с тех пор, как он услышал о том, что когда новорожденных детей чаще берут на руки и ласкают, то у них лучше развивается нервная система; с тех пор он сотни раз рассказывал об этом научном открытии на своих лекциях о сострадании и внутренней потребности людей в любви и заботе. То же самое касается данных о том, как хроническая враждебность повышает риск летального исхода заболеваний. «Раз за разом он черпает золотые крупицы эмпирических свидетельств и теорий в науке, — говорит Алан Уоллес, который очень часто выполняет функции переводчика на встречах Далай-Ламы с учеными, — чтобы разбросать их среди своей монастырской братии. А когда он путешествует по всему миру, то постоянно цитирует то, что слышит на встречах, подобных конференции Разума и Жизни». И наконец, скрытым мотивом всех его бесед с учеными является стремление популяризировать буддизм, заставить его идти в ногу с научными достижениями. Если где-то появляются свидетельства, явно противоречащие положениям буддизма, Далай-Лама стремится немедленно ознакомиться с ними и, при необходимости, измениться. Благодаря этому буддийская традиция в целом сумеет удержать доверие к себе современного мира и не превратиться в то, что некоторые скептики с ходу отметают как «суеверие». Но даже если взять центральные доктрины буддизма, то за десятки лет диалогов с учеными Далай-Лама нашел в догматах своей религии и открытиях современной науки больше сходства, чем расхождений. Научное чутье от природы На подобных встречах Далай-Лама демонстрирует уникальное сочетание духовной и интеллектуальной подготовленности, искусство полемиста и открытость к диалогу. Отдавая дань своему положению, Далай-Лама следует нескольким общим буддийским принципам, которые направляют его в этом общении с наукой. С одной стороны, у буддизма есть свои собственные подробные объяснения природы разума и отношений между разумом и телом. Но в то же время буддисты соглашаются с тем, что результаты экспериментов и исследований могут принести больше пользы, чем простое цитирование слов Будды, и поэтому Далай-Лама считает полезным прислушиваться к мнению науки. Далекие от буддизма люди могут посчитать это учение «однобокой религией милосердия», но на самом деле буддизм — это огромное разнообразие различных учений. Так же, как современная наука представлена многочисленными школами, буддизм предлагает бесчисленное количество точек зрения на состояние человека. В своем общении с наукой Далай-Лама опирается на идеи, которые были почерпнуты не только из обширного списка текстов доминир Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|