Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. | Возрастная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 17 страница



Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20648

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Из страстной и правдивой книги Светланы Алексиевич "У войны - не женское лицо": "Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю" /Любовь Захаровна Новик, старшина, санинструктор/.
"Нет-нет, не хочу вспоминать... Нервы никуда. До сих пор не могу военные фильмы смотреть..." /Мария Ивановна Морозова, ефрейтор, снайпер/.
В стрессах, как и вообще в жизни, есть своя несправедливость: "Хорошие стрессы - от спортивных успехов, получения наград, радостных сообщений - обычно кратковременны. Дистрессы /или "плохие" стрессы/ имеют большую продолжительность. Долговременные стрессы не дают организму времени для отдыха, они изматывают его, становясь причиной аритмии, тахикардии, других сердечных нарушений. Учащенное дыхание /еще один результат стресса/ ведет к постоянным головокружениям, на которые так часто жалуются пожилые люди. Сбой ритма пищеварительной систе-
63

мы и сужение кровеносных сосудов при стрессе могут вызвать длительное расстройство желудка - одна из старческих бед. Длительный стресс усугубляет и стимулирует прогрессивное развитие уже имеющихся хронических заболеваний. Так, ишемичная болезнь сердца может обернуться инфарктом миокарда.
Замечено, что вдовы и вдовцы в течение первых двух месяцев после потери супруга часто заболевают той же болезнью, от которой скончался супруг. Женщины, ухаживающие до конца за немощными престарелыми родителями, видимо от перенесенных стрессов, затем легко поддаются простудным и инфекционным заболеваниям.
Мозг человека выбирает ответную реакцию на стресс, передавая ее на мышцы рук, ног, другие скелетные мышцы. При кратковременном стрессе появляется потребность бежать, быстро ходить по комнате, барабанить пальцами по столу и т.п., или, напротив, человек столбенеет. В библейской легенде о жене праведника Лота рассказывается, что несчастная женщина, покидая родной город Содом, не вняла предостережениям ангелов, оглянулась. Стремительный смерч настиг ее и она превратилась в соляной столб. Возможно, она увидела катастрофу, обрушившуюся на ее семейный очаг, ее нечестивых соседей, на которых катились потоки огненной серы, соли, падали раскаленные камни. Женщина остолбенела от ужаса. Видимо стресс существовал еще в библейские времена.
Трио: стресс, симптом, болезнь - находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обладают способностью к взаимопревращению. И в тоже время не всякий стресс с обязательностью является предшественником болезни, также как не за всякой порцией мороженого - следует ангина. Все зависит от общего состояния здоровья, от готовности организма "Бороться и побеждать". Сам стресс имеет как физические, так и эмоциональные и поведенческие признаки, которые тоже могут превратиться, а могут и не превратиться в болезнь.
Бессонница, боли в груди, животе, спине, шее, хроническая усталость относятся к физическим признакам, а раздражительность, частые слезы и беспричинная паника - к эмоциональным. Стресс меняет и поведение человека, вызывает злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Чтобы выявить, что провоцирует собственный стресс, каковы его последствия для конкретного человека, надо на какое-то время нанять самого себя в "частные детективы", который будет внимательно следить и записывать все события и даже мысли, вы-
64

зывающие стресс, со всеми его признаками. Все это сугубо индивидуально, потому что у другого человека могут быть, а могут и не быть те или иные реакции. Составив "досье", можно приступать к борьбе за свое здоровье, руководствуясь тем, что любую болезнь легче предупредить, чем победить. Потому то и сказано в Писании: прежде недуга врачуйся (Сир. 18, 19).
Проанализировав недельные, а лучше более длительные, записи, можно с достаточной долей вероятности определить, чем вызывается стресс. Его причиной окажутся: раннее или, напротив, позднее пробуждение, спешка или длительное ожидание /очередь/, общение с неприятным собеседником, телевизионная передача и даже отгадывание кроссворда. Одним из самых активных провокаторов стресса является ссора. Эту особенность должны учитывать и сами пожилые люди и их окружение.
От всех стимуляторов вредных стрессов можно так или иначе, в той или иной степени избавиться, изменив распорядок дня, вычеркнув неприятного человека из круга общения, выключив телевизор и т.п.
Рухнувшие или несбывшиеся надежды вызывают самый серьезный, самый длительный и самый разрушительный стресс. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", "Зачем я жил?" Понять и принять эти положения должны не столько пожилые, сколько те молодые, которые со временем тоже состарятся.
Что ответить на эти вопросы, не кому-нибудь, а самому себе? Есть ответ или нет его, у каждого человека он - свой. Но, как минимум, два аргумента являются общими для многих.
1. Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.
В пятидесятилетнем возрасте великий писатель, состоятельный помещик, отец многодетного семейства Лев Толстой мучительно искал ответ на вопрос о своем назначении на земле. Эти поиски длились не день-два, а несколько лет, и с той же интенсивностью продолжались до конца жизни. Он писал в "Исповеди": "Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь нельзя жить. А ответа нет". В.Жданов, биограф Л.Толстого, так описывает душевное состояние Льва Николаевича: "Наступили страшные годы. То, что и раньше временами посещало Толстого, приводило его в безнадежное уныние, но потом быстро рассеивалось, превратилось теперь в непрерывный мучительный крик". Сам Толстой пишет, в
65

это же время, в письме одному из друзей: "Сплю духовно и не могу проснуться. Нездоровится, уныние. Отчаяние в своих силах. Что мне суждено судьбой, не знаю, но доживать жизнь без уважения к ней - мучительно. Думать даже - и к тому нет энергии. Или совсем худо или сон перед хорошим периодом работы". Он угадал, это был "сон перед хорошей работой".
Если отвлечься от авторитета великой личности, то можно заключить, что это типичный фрустрационный стресс, вызвавший не только глубокую депрессию, но и расстроивший завидно крепкое здоровье. Преодоление этого состояния дало возможность прожить писателю еще три десятка лет, познать новые радости жизни, любить и быть любимым, трудиться и страдать. Все это во многом благодаря обретению новой цели, того, что было названо "толстовством". Создание своего собственного учения суждено только гениям, но каждый человек волен искать и находить новые цели жизни в любом возрасте и в пожилом, в том числе.
Возможно возражение: "Толстому было 50 лет, когда он писал "Исповедь" и мучился смыслом жизни. Но что делать, если вопрос о смысле жизни мучит семидесятилетнего? В 70 лет Лев Толстой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. И опять же, не обязательно изучать древние или современные языки, можно заняться вышиванием, вырезанием, выжиганием, садоводством, цветоводством, фотографией, шитьем, кулинарией. Есть сотни других дел и ремесел.
Не все способны найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение, и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам -огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищенные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более, чем втрое склонны к самоубийству, по сравнению с молодыми мужчинами, и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем, такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия. Александр Солженицин в одном из интервью отмечал рост самоубийств в России, при этом значительное число семейных самоубийств прослеживается среди пожилых людей.
66

Для состояния депрессии характерно уныние, пессимизм, разочарование в себе и близких; легко возникающая раздражительность; плаксивость; нерешительность; быстрая утомляемость; снижение аппетита или, напротив, тяга к обжорству; мысли о суициде, попытки его осуществления и сам суицид.
2. Считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды и промахи и удары судьбы.
Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, они не могут не вспомнить того, чем можно гордиться, о своих победах, хотя бы над самим собой. Как говорили древние римляне: "Высшая власть - это повелевать собой". Такие люди обязательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для других. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут.
Следует воспользоваться опытом друга детства - Робинзона Крузо: "Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смертельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева "худо", а справа "хорошо".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Галаганов В.П. Право социального обеспечения
  • Миронова Т.К. Право социального обеспечения
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
  • День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства - третье воскресенье марта
  • Бурдье Пьер. Социальное пространство и генезис классов.
  • Редактор. Здоровье мамы и малыша. Часть 1
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Авакян Лариса Васильевна. Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО
  • Валеева Наталья Владимировна. Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
  • Берестовая Наталия Станиславовна. 1 октября день пожилых людей «Пусть осень жизни будет золотой».
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Вострецова Долорес Габсалямовна. Доклад «Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ в условиях ведения ФГОС ДО»
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Калмакова Юлия Андреевна. Формирование компонентов социального и эмоционального интеллектов в среднем дошкольном возрасте методом проектов.
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Самикова Лилия Венировна. Конспект занятия во второй младшей группе ко Дню пожилых людей «К бабушке в гости».
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Положение о работе школьного психолога
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Пикулькина А.В. Экономика муниципального сектора. Под редакцией
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Проблема современной семьи, возможности образования
  • Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Попова Елена. Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
  • Суворова И.Ю. Особенности формирования Эго-идентичности при расстройстве аутистического спектра. Анализ случая
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Головко Надежда Васильевна. Берегись бед, пока их нет.
  • Побороть страх и неуверенность
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
  • Коняхина Татьяна Анатольевна. Отчет о проведении месячника «День пожилого человека»
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!»
  • Кочадзе Ирина Владимировна. «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь