Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология. | Медицинская психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 17 страница



Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 158372

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Понятие объяснения относится к главным понятиям теории науки (см. Stegmüller, 1983; ср. также Schurz, 1988). В зависимости от типа имеющихся в распоряжении достоверных положений (детерминистические, вероятностные), антецедентных условий (конституциональные, дислоцирующие, пусковые, поддерживающие) и объясняемых положений вещей (например, наличие психических расстройств вообще, наличие какого-то определенного психического расстройства, наличие определенного психического расстройства у определенного человека и т. д.) берутся различные варианты и модели научного объяснения. Здесь мы остановимся лишь на некоторых, особенно значимых для клинической психологии моделях, которые играют главную роль и в научно-теоретической дискуссии. Классификация психологических объяснений в содержательном аспекте, ориентированная на абстракции, относящиеся к антецедентным условиям, будет представлена в конце этого подраздела.

3.1. Дедуктивно-номологические объяснения

Начать следует с самой известной и наиболее разработанной модели объяснения (Hempel & Oppenheim, 1948) (табл. 3.2), которая эксплицирует структуру так называемых дедуктивно-номологических объяснений событий (о предложенном здесь понятии номологического знания см. главу 4).

Таблица 3.2. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма
Структура Составные элементы
G1, G2, ...
Explanans
А1, А2, ...
________

E Explanandum Gl, G2, ... — это общие законы, гипотезы или теоретические положения

А1, А2, ... — это тезисы, которые описывают предшествующие условия
________ означает, что E логически следует из G1, G2, ... и A1, A2, .., и
символизирует каждый последующий шаг аргументации
Е — это описание объясняемого события
Gl, G2, ... и A1, A2, ... образуют вместе эксплананс, объясняющее

Так как объяснения могут быть разными по качеству, Гемпель и Оппенгейм сформулировали условия, которым должны удовлетворять корректные объяснения. Вот эти так называемые условия адекватности (по Stegmüller, 1983):
B1. Аргумент, который ведет от эксплананса к экспланандуму, должен быть логически корректен.
B2. Эксплананс должен содержать по меньшей мере один общий закон (или один тезис, из которого выводится общий закон).
B3. Эксплананс должен обладать эмпирическим содержанием.
B4. Положения, из которых состоит эксплананс, должны быть надежно доказаны.
В B2 и B3 эти условия адекватности вытекают непосредственно из того, что интерпретация вопроса, для которого ищется объяснение, нацеливается на данные о предшествующих условиях (причинах) и закономерностях. B1 гласит, что вывод от эксплананса к экспланандуму — это логически-дедуктивное заключение; таким образом, исключаются нелогичные аргументации и логичные ложные выводы. B4 гарантирует, что в расчет принимаются только хорошо подкрепленные закономерности и что конкретные предшествующие условия в данном случае действительно имеют место. Без соблюдения B4 корректными считались бы и такие объяснения, которые состоят из непроверенных высказываний, лишь формально имеющих характер закона, или из чисто гипотетических антецедентных условий.
Модель дедуктивно-номологического объяснения Гемпеля и Оппенгейма — это идеальная модель, и в клинической психологии трудно найти объяснительные аргументы, которые полностью удовлетворяли бы требованиям этой модели (прим. 3.1).

Примечание 3.1. Дедуктивно-номологическое объяснение
Попытка Шульте (Schulte, 1982) дать дедуктивно-номологическое объяснение в рамках теории оперантного поведения следующему наблюдению: молодой человек (Шульте называет его Петером) очень часто в присутствии своей матери демонстрирует агрессивные реакции:
G1: Если непосредственно в ответ на какое-либо поведение появляется позитивное подкрепление, то это поведение усиливается.
A1: В ответ на агрессивное поведение Петера следует реакция: мать обращает на него внимание.
A2: Внимание матери является позитивным подкреплением для Петера.
E: Петер очень часто агрессивен.
Чтобы объяснить, почему мать со своей стороны реагирует таким образом и тем самым поддерживает нежелательное поведение, Шульте (Schulte, 1982, S. 166) предлагает следующий аргумент:
G2: Если негативное подкрепление прекращается с появлением определенного поведения, то это поведение начинает проявляться чаще.
A3: Вслед за получением внимания со стороны матери следует окончание агрессивного поведения Петера.
A4: Агрессивное поведение Петера является для матери негативным подкреплением.
E: Мать часто отвечает на агрессию Петера подобным поведением — «обращение внимания».
Несмотря на то что оба объяснительных аргумента соответствуют в своей структуре модели Гемпеля и Оппенгейма, в G1 и G2 тем не менее содержатся закономерности, которые в действительности имеют место только при определенных идеальных условиях (s. d. Westmeyer, 1978, S. 113 f.). Так, например, G2 имеет силу, в частности, только при таком условии:
B1: Нет никакого другого поведения, в ответ на которое в той же самой ситуации начинает поступать более эффективный позитивный подкрепляющий стимул.
Если же это условие отсутствует — а в A3 и A4 ничего не говорится о том, так это или не так, — то следовало бы привлечь для объяснения другие закономерности (например, только параллельное подкрепление). Для более сложных отношений, с которыми, как правило, и приходится сталкиваться в клинической практике, хорошо доказанные закономерности нередко отсутствуют вовсе.
---

Это не особенно удивляет, если принять во внимание уровень развития нашей дисциплины, и это по праву относится к медицинским частным дисциплинам, которые занимаются психическими расстройствами. Разумеется, здесь возникает вопрос: какую функцию имеет такая идеальная модель. Ответ простой: если одна из целей психологии — объяснение всего происходящего в ее предметной области, то вопросы, на которые ищется объяснение, являются исходным пунктом психологического исследования. Достигнуты ли уже цели, и если да, то насколько достигнуты, — можно просчитать исходя из того, в какой мере объяснительные аргументы, которые можно сформулировать на основании сегодняшнего уровня исследований, соответствуют условиям адекватности. Объяснительная модель и связанные с ней условия адекватности эксплицируют, таким образом, формальную характеристику целей психологического исследования. Для этиологии психических расстройств особенное значение имеют прежде всего два варианта этой объяснительной модели.

3.2. Диспозиционные объяснения

При ответе на вопрос, почему у кого-то имеется определенное психическое расстройство, в первую очередь представляет интерес то, какие условия вызывают или поддерживают это расстройство. Например, специалист в области поведенческой терапии, когда речь идет о респондентных реакциях при дезадаптивном поведении, пытается определить, какими условными раздражителями они вызываются. В случае оперантного поведения он интересуется, какие раздражители контролируют это поведение, а какие — и по какому плану — его усиливают. В психоанализе, где симптомы понимаются как реакция защитной системы на какой-то неосознанный невротический конфликт, последний представляется зависимым от интенсивности внешних травматических ситуаций, невротической диспозиции со стороны инстинктов, «Я» как диспозиционного фактора (сила «Я») и диспозиционного соотношения между Я, Оно и Сверх-Я.
Подобного рода объяснения называются в рамках теории науки диспозиционными объяснениями. Нарушенное (или отклоняющееся) поведение какого-то человека объясняется тем, что ему приписываются определенные диспозиции. Значения понятий, обозначающих эти диспозиции, определяются достаточными и/или необходимыми наборами симптомов (законами манифестации). Если для какого-то определенного понятия диспозиции имеется только один достаточный или необходимый набор симптомов, то он имеет дефиниторный характер. Если же, напротив, существует несколько законов манифестации, то речь идет об эмпирических закономерностях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Людмила Сумина. Развивающая программа «Ребенок в окружающем мире»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. Консультация для родителей «Совместная работа учителя-логопеда с родителями»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Шадринцева Екатерина. Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Связь сиблингов в системе. Якимова Т.В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Прокопенко Элла Геннадьевна. Консультация для родителей «Питание ребенка летом»
  • Павлова Ольга Николаевна. Адаптация ребенка в ДОУ. Рекомендации родителям.
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Фефелова Алена Сергеевна. Проект «Русский валенок»
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Светлана Глухих. Консультация по развитию речи детей 4-5 лет
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
  • Кравцова А. В.. Проект «Будь здоров, малыш!» для детей 3 — 4 лет
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь