Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54531

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли от-
ношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если от-
ношение менялось, то с чем это связано?
9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учеб-
ной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без ви-
димого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмо-
ции изменяли поиск решения задачи.
II. Анализ деятельности учителя
1. Информационная функция учителя: характеристика подачи
информации (точность, логичность, умение выделить главное, до-
ступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими
предметами, с практикой и т. д.), умение прогнозировать усвоение
информации школьниками.
72
2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое
состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть лич-
ность школьника.
3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический
такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение уста-
навливать контакты с классом.
4. Организаторская функция: организация учителем собствен-
ной деятельности, организация индивидуальной и коллективной
познавательной деятельности школьников, поддержание дисцип-
лины и порядка на уроке.
5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию
приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа
по формированию личности школьников, коллектива и коллекти-
вистических отношений.
6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации
учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевре-
менность оценок, разнообразие форм оценок, особенности само-
контроля учителя.
III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся
1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспектив-
ное и оперативное их значение.
2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятель-
ности.
3. Характеристика отношения учащихся к предмету.
4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и
учителем.
5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта
данного урока.
/V. Предложения к совершенствованию урока как основной
формы учебно-воспитательной работы учащихся
В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте
конкретные предложения:
1) по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;
2) по формированию положительного эмоционального отноше-
ния учащихся к учению;
3) по совершенствованию выполнения учителем системы про-
фессионально значимых функций.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.—М.: Педа-
гогика, 1977.
Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-
нии.—М.: Педагогика, 1972.
Махмутов М. И. Современный урок.—М.: Педагогика, 1985.
Симонов В. П. О требованиях к уроку и его анализу//Совет-
ская педагогика.—1980.—№ 1.
Якиманская И. Я. Развивающее обучение.—М.: Педагогика,
1979.
73

Тема 3. Динамика и закономерности психического
развития и формирование личности
школьника
Методические указания
Проблема изучения динамики психического развития и форми-
рования личности школьника—одна из актуальных в современ-
ной психологии. Ее изучение имеет большое теоретическое и прак-
тическое значение. И. М. Сеченов указывал, что для решения об-
щефилософских и естественнонаучных задач необходимо изучение
умственного развития ребенка. В «Философских тетрадях»
В. И. Ленин писал, что история умственного развития ребенка
является одной из областей знаний, на основе которых должна
сложиться теория познания и диалектика.
В практическом плане знание динамики и закономерностей
психического развития ребенка и особенностей формирования его
личности необходимо для правильной организации учебно-воспи-
тательного процесса на разных этапах школьного обучения. Знэ-
ние особенностей возрастных периодов и закономерностей пере-
хода от одного возрастного периода к другому — необходимое ус-
ловие педагогически обоснованного воздействия на личность
школьника.
При изучении темы необходимо обратить особое внимание на
правильное понимание процесса психического развития с позиций
материалистической психологии и дать критику основным идеали-
стическим направлениям в трактовке этого вопроса. Психическое
развитие и формирование личности школьника—чрезвычайно
сложный объект исследования. Человек—существо биосоциаль-
ное. Биосоциальное единство человека находит отражение в сен-
сорно-перцептивной организации индивида и проявляется, с одной
стороны, в психических процессах, а с другой стороны, в свойст-
вах и высших формах мотивации его поведения как сознательного
субъекта деятельности и активного деятеля социального прогрес-
са. Причем определяющими факторами развития процессов и
свойств личности является социальная детерминация, образ жиз-
ни и деятельности человека.
В буржуазных странах широкое распространение получили
биологизаторские теории. Сторонники этих теорий основу психи-
ческого развития видят в биологических факторах, задатках. По
их мнению, задатки предопределяют ход и уровень психического
развития и никто не может ни повлиять на него, ни изменить.
Иногда сторонники этих теорий указывают на роль среды в пси-
хическом развитии ребенка, но рассматривают ее лишь как усло-
вие для созревания данных от природы качеств и свойств. Другое
направление в толковании психики ребенка западными учеными—
социологизаторское. Сторонники его, напротив, полностью отри-
цают значение задатков, объясняя процесс психического развития
влиянием на ребенка неизменной среды. Воспитательные воздей-
74
ствия значения не имеют, они ничего не могут изменить. Сторон-
ники и того и другого направления извращают учение об истин-
ных закономерностях и движущих силах развития психики ребен-
ка, так как исходят из ложных гносеологических посылок.
Советская психология, стоящая на материалистических пози-
циях, опровергает эти теории, показывает их реакционную сущ-
ность. В ходе развития советской психологии установлено, что
врожденные, наследственные механизмы, т. е. задатки, влияют
на психическое развитие, но не определяют ни его содержания,
ни его специфических качеств. Среда также играет определенную
роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если
он активно овладевает ею под руководством обучающих и вос-
питывающих его взрослых. Ребенок не пассивно приспосаблива-
ется к среде, а активно осваивает достижения человечества.
Движущей силой развития психики, сознания ребенка является
его собственная деятельность по овладению объективной действи-
тельностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Вос-
питывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал
Д. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие'. Рассмат-
ривая процесс психического развития, мы исходим из .того, что
основными факторами развития личности подрастающего чело-
века являются познание, общение и труд. В процессе познания
ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверх-
ностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отраже-
нию существенного, от образного отражения объективного мира к
понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается
во взаимодействии чувственного и логического отражения объек-
тивного. мира, а сам процесс познания—в единстве и взаимосвязи
интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Разви-
тию психики ребенка содействует не только все усложняющееся
познание, но и многообразные отношения, в которые вступают
школьники с окружающей средой.
Таким образом, в процессе роста и развития ребенок усваи-
вает не только знания о предметах и явлениях действительности,
но и формирует свое отношение к ним; это отношение затем ока-
зывает влияние на весь ход развития психических процессов и
свойств его личности. Формирующееся в процессе психического
развития ребенка отношение к окружающей его действительности,
к труду, к другим людям и к самому себе с возрастом становится
все более сознательно мотивированным, а это, в свою очередь,
содействует углублению знаний, формированию чувств и развитию
его социальной активности и воли как сознательного субъекта
деятельности.
Человек не рождается личностью, а становится ею в жизни
и деятельности. Активное взаимодействие с окружающей действи-
тельностью, единство знаний, отношений и социальных действий
являются общей закономерностью психического развития ребенка
Эльконин Д. Б. Детская психология.—М.: Учпедгиз, I960.—С. 16—17.
75

и формирования его личностных психических образований: направ-
ленности, характера и способностей. Поэтому единственно правиль-
ным подходом к изучению такой дифференцированной целостности,
как личность, является системный подход (Б. Г. Ананьев,
Б. Ф. Ломов и др.). Внутри системного подхода к изучению лич-
ности выделяется один из важнейших принципов исследования —
деятельностный (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запо-
рожец, В. В. Давыдов и др.).
Категория деятельности—системная категория, позволившая
преодолеть функционализм старой психологии. И тем не менее
практически невозможно реализовать системный подход к изуче-
нию личности человека, не поставив во главу угла еще один
принцип—принцип психического развития, заложенный в фунда-
мент советской психологии П. П. Блонским и Л. С. Выготским.
Этот принцип, рассматриваемый как принцип активного формиру-
ющего воздействия на структуру социально перцептивной органи-
зации личности, стал руководящим на современном этапе развития
психологической науки. И это действительно так по целому ряду
причин.
Прежде всего, это сложность и динамичность психической
активности человека. Практически любое свойство личности, будь
то характеристика сенсорно-перцептивной сферы или черт харак-
тера, представляет собой системное (интегративное) качество,
возникшее, с одной стороны, в ходе пересечения онтогенеза и
жизненного пути личности, а с другой — выступающее как элемент
более сложной системы, место и значение которого определяется
сложностью личности как целого. И распутать этот сложный клу-
бок биологических и социальных нитей, понять действительный
вклад природы и общества в развитие личности, а значит, научить-
ся управлять ее формированием можно, только изучая динамику
психического развития ребенка на разных этапах его жизненного
пути.
Психическое развитие человека от рождения и до зрелости
проходит ряд последовательно сменяющих друг друга возрастных
периодов, или возрастных стадий, имеющих свои закономерности
и качественные особенности. На практических занятиях при харак-
теристике возрастных периодов важно усвоить не только специ-
фику каждого из них, но и диалектическую взаимосвязь и взаимо-
переходы. Необходимо обратить внимание на основные линии
возрастных изменений в психических процессах и свойствах лич-
ности: возрастающую произвольность, самостоятельность, само-
сознание, самовоспитание и т. д. Выделение этих линий является
подготовкой к более детальному изучению возрастных изменений
в конкретных психических процессах и свойствах личности.
Для каждого возрастного периода характерен ведущий вид
деятельности и отношение ребенка к этой деятельности. Ведущий
вид деятельности и мотивация действий обусловливают главней-
шие изменения в психических процессах и психических свойствах
личности в данный период развития. Переход от одного возраст-
76
ного периода развития к другому характеризуется изменением
психологической и практической деятельности ребенка, изменением
его отношений со взрослыми, сменой ведущей деятельности, а
вместе с тем и повышением уровня сознательной мотивации его
действий и поведения.
В современной психологии принята следующая периодизация
психического развития: дошкольный возраст—ранний, детский,
преддошкольный и дошкольный; школьный возраст—младший,
средний и старший4. Каждый возрастной период представляет со-
бой новый этап в развитии психических процессов и психических
свойств личности. По мере продвижения ребенка от одного возраст-
ного периода к другому накапливаемый опыт, усложняющийся
характер познания, общения и общественно-полезной деятельности
создают благоприятные условия для формирования социально
перцептивных способностей правильно воспринимать и оценивать
окружающую действительность и для развития сознательного
отношения к учению и труду. В процессе все усложняющейся учеб-
ной и общественно полезной деятельности школьника обогащается
не только его сознание, но и совершенствуются способности отра-
жательной деятельности. Развиваются восприятие и наблюдатель-
ность, память и мышление, воображение и речь, чувства и воля.
В результате учащиеся лучше видят и слышат, более глубоко и
тонко понимают действительность. У школьников развивается
способность не только осмысленно отражать окружающий мир,
но и преобразовывать его на основе полученных знаний. А это,
в свою очередь, ведет к развитию психики. И. М. Сеченов писал:
«Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов:
определенной, но изменяющейся организации и воздействия из-
вне»2. Это целиком относится и к психическому развитию школь-
ника; переход от одной возрастной ступени к другой происходит
в условиях сложной взаимосвязи внешних воздействий и внутрен-
них условий. При этом ведущая роль принадлежит внешним воз-
действиям.
Психическое развитие школьника, таким образом, есть функ-
ция не столько возраста, сколько уровня учебно-воспитательной
работы. Поэтому между ступенями психического развития нет
резкого перехода, резких границ. Возрастные границы часто колеб-
лются в течение одного года и более. Это наблюдается и в разви-
тии психических процессов, и в развитии психических свойств
личности. Так, например, многие негативные проявления личности
младшего подростка—легкая внушаемость, упрямство—сохрани-.
ются и в старшем школьном возрасте, особенно в тех случаях,
когда во всей системе учебно-воспитательной работы школы и
семьи сохраняются условия, мешающие их преодолению и разви-
тию положительных качеств личности.
Фундаментальное значение принципа развития для современ-
' См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 36.
2 Сеченов И. М. Избранные философские произведения.—М., 1974.—С. 412.
77

ной психологии продиктовано осознанием во всей полноте высокой
динамичности психической жизни человека в условиях социалис-
тического общества. Ребенок 70-х годов далеко ушел в своем
психическом развитии от своих сверстников 50-х годов. Эта проб-
лема имеет широкий социальный контекст. Для психологии она
трансформируется в" проблему конкретно-исторического содержа-
ния психического развития ребенка в отдельные периоды, пробле-
му развития прижизненных механизмов психической деятельности
и ее социально перцептивной организации на разных возрастных
этапах жизненного пути личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь