Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46105
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В руках консультантов стратегия розового куста служит надежным аналитическим орудием для выявления детей, подвергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розовый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, рисуют розовый куст полностью защищенным оградой и используют язык, указывающий на сексуальное или физическое насилие. Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако применять ее необходимо с величайшей осторожностью. Консультанты, заинтересованные в применении этой методики, должны пройти специальную подготовку под руководством опытного супервизора.
Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случаях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уделить несколько минут каждому ребенку. Глава 5 Спонтанные рисунки в консультировании серьезно больных детей Жизнь каждого человека должна закончиться смертью, и поэтому каждый человек по-своему подходит к этой проблеме: одни предпочитают не обращать на нее внимания, другие на много лет задерживаются на ней, а третьи, и они составляют большинство, испытывают страх перед неизбежностью смерти. Те люди, которые сознают ограниченность своей жизни в силу неизлечимой болезни, имеют возможность проанализировать целый диапазон эмоциональных реакций на неизбежную смерть. Несмотря на душевное смятение, такой анализ нередко позволяет неизлечимо больным более полно прожить каждый день. Дети, как и взрослые, также осознают неизбежность окончания жизни. Трудно выразить словами те чувства, которые испытывает серьезно больной ребенок или человек, любимый ребенком, когда жизнь столь коротка. И тем не менее такие чувства нередко проявляются в символической форме или в необычных формах поведения. В таких случаях консультанты и учителя могут оказать бесценную помощь ребенку (Bertoia and Allan, 1988). Родители и близкие родственники нередко поглощены своим горем и поэтому не могут оказать помощь ребенку. Консультант способен оказать такую помощь, предоставив ребенку возможность выразить глубокие переживания с помощью изобразительных средств. Опытный консультант может эффективно использовать интерпретацию, чтобы помочь ребенку. Однако и начинающий консультант способен помочь ребенку, создав возможности для символической разрядки с помощью рисования. Даже простое рассматривание детского рисунка позволяет консультанту проникнуть в переживания ребенка. Когнитивное понимание детьми смерти составило предмет многих исследований. И тем не менее в этой главе мы рассмотрим представление ребенка о самом себе и его бессознательное понимание процесса умирания в том виде, в каком он находит отражение в рисунках данного ребенка. Представление о самом себе С неизлечимо больными детьми была проведена большая работа, которая помогла нам понять, что происходит в их внутреннем мире. Кублер-Росс (1983) установила, что дети знают, что происходит с ними, когда они умирают. Она отметила, что дети переживают такие же стадии печали и горя, как и взрослые: неприятие, гнев, спор, депрессия и, наконец, положительная реакция. В данном случае положительная реакция предполагает осознание ситуации и решимость прожить оставшиеся дни с максимальной полнотой. Эти стадии могут появляться в любой последовательности, причем некоторые из них могут быть пропущены. В процессе умирания психическая жизнь некоторых индивидов преимущественно протекает на одной эмоциональной стадии. Нередко появляется надежда: иногда это — надежда на исцеление, а иногда надежда закончить неоконченные дела. Вообще говоря, страх составляет неотъемлемую часть детских переживаний. Во многих случаях Кублер-Росс отмечала, что с помощью творческой деятельности — сочинения историй или рисования — дети приспосабливаются к событиям, которые происходят в их жизни, и сообщают это знание, нередко в символической форме, тем, кто способен выслушать их. Тем, кому приходится работать с серьезно больными или осиротевшими детьми, она рекомендует предоставлять детям как можно больше возможностей заниматься сочинительством и рисованием. Блубонд-Лангер (1978) проанализировала больничные материалы по серьезно больным детям. Она обнаружила, что у таких детей оценка своего состояния проходит ряд последовательных стадий: от удовлетворительного самочувствия до стадии 1 (серьезно болен), стадия 2 (серьезно болен и поправлюсь), стадия 3 (неизменно болен, но поправлюсь), стадия 4 (неизменно болен и никогда не поправлюсь) и, наконец, стадия 5 (умирание). Эти представления о своем состоянии имеют последовательный характер. Конкретные события должны объединиться с предыдущей информацией, прежде чем ребенок перейдет к следующей стадии. Ребенок не перейдет к следующей стадии до тех пор, пока на данной стадии не произойдет событие, способное ускорить такой переход. Поэтому даже в тех случаях, когда друг умирает от аналогичной болезни, ребенок не перейдет к стадии 5, если на стадии 4 не получит сведений о смерти друга. Мы полагаем, что установленные Кублер-Росс стадии можно без труда объединить с указанной схемой изменения представления о своем состоянии. При достижении каждой новой стадии понимания в реакциях детей вновь проявляются чувства неприятия, гнева и т. д. Если консультант способен понять этот процесс и обеспечить возможность переживания и обсуждения эмоций с помощью рисунков с целью формирования положительной реакции и понимания, тогда в состоянии ребенка, возможно, наступит улучшение, и он получит возможность рассмотреть и положительно оценить происходящее. Спонтанные рисунки Сюзан Бах (1966), лондонский психотерапевт юнгианского направления, стала одной из первых применять спонтанные рисунки в работе с умирающими детьми. Она полагала, что спонтанные рисунки отражают внутренний (или психологический) мир ребенка. Кроме того, эти рисунки, по ее мнению, содержат физиологическую информацию, полученную ребенком на бессознательном уровне (т. е. рисунки отражают как психологическое, так и соматическое состояние ребенка). Кепенгейер (1980) также отмечал появление в рисунках пациентов органической и психологической информации. Физиологические диагнозы этих исследователей впоследствии были подтверждены другими врачами, работавшими с этими детьми. Бах полагает (1975), что специалист, обученный методам точной оценки рисунков, получает информацию, необходимую для оказания помощи ребенку в целом. Теоретические предположения. Консультант приобретет способность понимать содержание рисунков только тогда, когда признает правильность следующих трех постулатов (Furth, 1986) 1. Существует бессознательная психика, которая способна проявляться посредством спонтанных или импровизированных рисунков. 2. Хотя спонтанный или импровизированный рисунок и служит «необычным» средством коммуникации, тем не менее он имеет право на существование и заключает в себе определенный смысл. 3. Ум и тело («психика» и «сома») взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивает коммуникативную непрерывность между ними. Оценка рисунка. Овладение навыками точной оценки рисунков составляет непростую задачу. При оценке рисунков необходимо проявлять осторожность, обращая особое внимание на опасность проектирования своих собственных эмоций и символов на рисунок другого человека (Thompson and Allan, 1987). С юнгианской точки зрения, использованный в рисунке символ или образ служит вместилищем чувств или эмоций (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Allan and Crandall, 1986). Рассматривая рисунок, консультант ставит перед собой вопросы: «Какова эмоциональная окраска данного образа? Какие эмоции выразил здесь ребенок?» Постановка этих вопросов позволяет консультанту понять внутренние, эмоциональные проблемы ребенка. Эти проблемы нередко проявляются на имагистическом (образном) уровне, прежде чем достичь вербального сознания. Для тех, кто работает с детьми и их рисунками, Бах (1966) и Фурт (1981) дают ряд рекомендаций по «рассмотрению» содержания рисунков. Вначале необходимо произвести инвентаризацию рисунка, т. е. определить наличие и отсутствие на рисунке тех или иных предметов. Такое определение позволяет сосредоточиться на месте локализации основной психической энергии. Далее рекомендуется обратить внимание на выбор цвета, его отсутствие или неправильное использование. Кроме того, необходимо отметить и подсчитать число повторений, поскольку повторения также имеют смысловое значение. Размещение и взаимосвязь предметов на листе бумаги позволяют понять, что находится на переднем (или заднем) плане жизни ребенка. Хотя картина в целом и отражает состояние ребенка, тем не менее следует учитывать, что ребенок отождествляет себя с одним предметом или лицом на картине. Аллан (1978), Бах (1975), Капегейер (1980) и Фурт (1981) полагают, что процесс творческого самовыражения в присутствии консультанта без применения интерпретации помогает детям освободить в критический момент своей жизни часть энергии символов и эмоций. Таким образом дети получают возможность справиться с психологическим процессом, связанным с серьезной болезнью и умиранием. Пребывание рядом с ребенком и обсуждение содержания рисунка от третьего лица («Я заметил, что ты нарисовал большую гориллу. Интересно, о чем она думает... что она чувствует... и как она собирается поступить») помогают ребенку легче переносить чувства одиночества и отъединенности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|