|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19921
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных связей в семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в исследованиях, проведенных М. Земска (1986). По данным этих исследований, чрезмерная эмоциональная дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к возникновению у ребенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним, состоянию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате формируются такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость, девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и робость.
Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отношению к детям, а также повышенная концентрация внимания на ребенке способствуют формированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над потребностями других, непослушание, отсутствие самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспомощности, чрезмерном преувеличении собственной значимости, неспособности устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие родителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагополучных семьях значимо различается и зависит от степени отверженности ребенка в данных семьях. Для изучения представлений родителей о своих детях была использована методика, предложенная А. И. Баркан (1999). Родителям предъявлялись два списка личностных черт (94 характеристики), одинаковых по содержанию. В первом списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены. Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок родителями в семье» (1999, с. 395). Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт характера по сравнению с положительными. Таблица 3. Выраженность показателей степени отверженности ребенка в семье Благополучные семьи Неблагополучные семьи % совпавших черт % отрицательных и нежелательных черт % совпавших черт % отрицательных и нежелательных черт 62 33 32 50 70,7 0 23 100 55,5 10,7 76,5 0 68 0 58 14 53 40 75,7 16 80 0 72 0 25 33 78,8 0 46 37 20 100 66 0 25 125 82,5 0 64,5 0 40 31 55,8 57,9 47 5,8 18,5 140 42,4 0 51 52,6 40 0 12,5 40,0 65,7 0 28,5 75 Среднее 46,1 Среднее 12,7 Среднее 56,3 Среднее 75,4 Сравнительный анализ различий в процентном соотношении выделенных нежелательных и отрицательных качеств личности в двух выборках по t-критерию Стьюдента обнаружил наличие значимых различий t = 2,4 при р = 0,05. То есть родители в неблагополучных семьях при восприятии образа своего ребенка чаще используют отрицательные личностные характеристики, склонны замечать в первую очередь негативные особенности подростка, чем родители в благополучных семьях. При этом значимые различия в процентном соотношении совпавших черт между образом «Мой ребенок до рождения» и «Мой ребенок сейчас» в двух сравниваемых выборках не были обнаружены. Индивидуально-психологические особенности подростков диагностировались с использованием детского варианта теста Р. Кеттелла. Тест включает в себя анализ 11 шкал и позволяет судить о выраженности таких качеств, как экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная возбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость. Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков, осуществленный также с использованием t-критерия Стьюдента, в семьях с различной степенью отверженности детей обнаружил наличие значимых различий между двумя группами испытуемых по следующим параметрам: ■ добросовестность (значение t = 2,2 при Р = 0,05); ■ оптимизм (значение t = 3,6 при Р = 0,001); ■ самоконтроль (значение t = 2,8 при Р = 0,01). Из анализа полученных данных следует, что дети из благополучных семей характеризуются выраженностью таких качеств личности, как добросовестность, исполнительность и ответственность. При этом они более спокойны, оптимистичны, лучше социально адаптированы и Умеют контролировать свое поведение. Образ ребенка в этих семьях строится при использовании положительных оценочных суждений, что говорит об эмоциональном принятии родителями образа своего ребенка и как следствие о выраженности позитивной установки при восприятии личности и поведения подростка. В неблагополучных семьях обнаружен достаточно высокий показатель степени отверженности ребенка родителями. Образ ребенка строится, в основном, при использовании отрицательных личностных характеристик (процентное соотношение нежелательных черт личности значимо превышает данный показатель в сравниваемой выборке по '"Критерию Стьюдента). Этот факт может служить доказательством наличия в этих семьях отрицательной установки при восприятии своего" ребенка. В подобных семьях у подростков становятся более выраженными такие качества, как безответственность, низкая социальная приспособленность, пессимизм, эмоциональная возбудимость, неумение контролировать свои поступки и поведение. Выводы: 1. В ходе исследования гипотеза о наличии значимых различий в восприятии образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях подтвердилась. 2. Обнаружены существенные различия в индивидуально-психологических особенностях личности подростка в зависимости от степени отверженности в семье. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|