Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14289

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Говоря о подобного рода «отказных» сагиттально-пластических моментах в актерской практике, С.М.Эйзенштейн пишет: «И если отказный взмах нужен для удара по шляпке гвоздя, то для "удара" по психике зрителя, когда в нее надо "вонзить" тот или иной сценически выразительный элемент, действие ваше вынуждено прибегнуть к тому же принципу отказа и в той же принципиальной направленности» [33].
В.Э.Мейерхольд сравнивал пластический отказ со стрельбой из лука, когда перед тем как выстрелить (вперед) надо натянуть тетиву (назад).
Все, что вызывает нас на принятие или отказ от решения, выражается в непроизвольном импульсивном движении вперед или назад вдоль сагиттали, в зависимости от силы мотива: всем телом, жестом или взглядом. При этом все формы движения (шаг, жест, поворот головы, взгляд) по сагиттали для всех нас однозначны. Выбор конкретной формы при таком движении зависит лишь от степени значимости объекта и нашего умения владеть собой1. Все это —
1 С.М.Волконский пишет: «Обратите внимание на то, какой оттенок радости сообщается слову Здравствуйте!, когда оно сопровождается движением назад; какой сердечностью, интимностью, окрашивается приветствие высшего к низшему, когда корпус откидывается назад. Как сильные мира сего знают это свойство своего привета, и сколько маленьких людей, во время какой-нибудь церемонии затерянных в толпе, чувствовали себя поднятыми на седьмое небо только потому, что проходившее высокопоставленное лицо, откинувшись назад, произносило такие значительные слова, как "Здравствуйте, любезнейший"» 6.
Отметим, что откидывание назад выражает то, чего в словах пет: «Кого я вижу!, Вы ли это!, Вот приятная неожиданность!».. Т.е. то же самое «нет», но в значении «да» как радостно-кокетливого «Не может быть! Нет, не верю!».
54
отражение того периода, когда, благодаря развитию собственной активности, у ребенка развивается ощущение своей независимости от взрослых, от вертикали.
«Если отказ есть пластическое "нет!", то легко догадаться, что будет пластическое "да!", — пишет об этом сагиттальном феномене Ю.А.Мочалов. — Театральная практика не выработала наименования этой реакции. И нет, к сожалению, для нее более точного определения, чем устремление. В некоторых случаях может подойти более короткое слово "выпад", но лишь тогда, когда искомый характер движения рывкообразен и сродни выпаду фехтовальному.
Чаще всего мгновенное "да!" есть, по существу, реакция хищника.
Сравним прыжок кошки на внезапно упавшую птицу или бросок чайки на воду с реакцией коровы или лошади на появление пищи. Человека флегматичного справедливо будет уподобить травоядному, тогда как жизненно активного человека — в невульгарном значении слова — хищнику. В самомделе, что есть так называемая хорошая физическая реакция? Например, спортсмена на мяч? Не что иное, как способность хищного зверя переступить через предполагаемое торможение: "Как? Мяч летит мимо меня...".
Что есть хорошая психологическая реакция? Например, умение раньше других сказать: "Я решаюсь!" По существу то же самое.
Осознанное устремление предполагает готовность.
Неосознанное — непосредственность. Это еще один случай реакции устремления: "Ты любишь меня? Да".
Это может быть сказано словом, мощным броском всего тела или даже стремительным перебегом (как это гениально делала Джульетта Улановой), а может быть — едва заметным движением глаз. Но в любом случае это ответное движение к партнеру с подтекстом: "да!"...» [21].
В жизни каждого ребенка, когда он начинает делать первые самостоятельные перемещения в пространстве, например, активно ползает, наступает период, когда само по себе независимое от взрослого движение доставляет огромное наслаждение. Это ощущение настолько сильно, что сохраняется до глубокой старости, особенно у тех, кто постоянно испытывает охоту к перемене мест. Для них, любителей прогулок, туристов-пешеходов и путешественников, сам факт перемещения дает то самое наслаждение, о котором Ф.М.Достоевский писал: «Колумб был счастлив не когда открыл Америку, а когда открывал ее».
Мы сохраняем вместе с подсознательной радостью от своей способности ходить и мышечные ощущения, которые очень точно
55
охарактеризовал пианист Г.Коган: «Ребенок, совершая свои первые шаги, "ходит" не только ногами, но и руками, губами, глазами и т.д». Однако о том, как мы «ходим глазами» — речь позднее.

Сагитталь – координата независимости
В самом начале вертикального периода собственно целенаправленной устремленности к чему-либо еще нет. Ребенок пока и не подозревает, что ему будет доступно самостоятельное приближение к удаленной цели хотя бы потому, что, во-первых, разглядеть далекий предмет не позволяет слабое еще зрение, а, во-вторых, врожденный инстинкт обладания находит свое удовлетворение лишь в пассивном ожидании, так как предметы с помощью взрослых сами попадают к нему в руки.
К слову говоря, осознает ли дитя, что игрушка, которую дал ему взрослый, — предмет самостоятельный и не является пищей? Первичные прообразы сагиттали: «да, хочу съесть, вкусно» (притягивание предмета ко рту) и «нет, не хочу съесть, невкусно» (движение в обратном направлении). Понять, что не каждый предмет служит для того, чтобы его съели, ребенку дано не сразу. Еще и поэтому устремления к объектам внешнего мира, даже у повзрослевшего малыша, поначалу носят еще неустойчивый характер и часто переходят в вертикальную направленность (просьбу, а порой и требование). Эти объекты еще существуют в восприятии ребенка как элементы связи между его телом и телом взрослого.
Со временем, благодаря развитию собственной активности и возможности воздействовать на тот или иной предмет (бросить, сломать, порвать и т.п.), развивается смутное ощущение не только зависимости предмета от себя, но и своей собственной, пока эпизодической, независимости от взрослых в ином, отличном от вертикали, измерении.
Самостоятельное воздействие на какой-либо предмет сродни перерезанию некоторой «социальной» пуповины — прерывание былой нерушимой связи двух тел: взрослого и ребенка.
Очень важный поступок — желание вырваться из рук взрослого. Это означает, что ребенку уже известно и желанно другое измерение нашего пространства, где он гораздо более самостоятелен и деятелен.
Четыре потенции выделил Леонардо: тяжесть, сила, движение и удар. И если первые две потенции уже освоены в вертикали, то вторая пара только начинает постигаться.
Познание ребенком сагиттали как образование второго ансамбля ассоциаций в первое время связано с узнаванием того, что мир неодномерен. Еще движение вдоль понимается как движение в буквальном смысле поперек (вертикали), вопреки (взрослому). Про-
56
сто в данном случае ребенку хочется тратить избыток энергии. Но куда? Вверх невозможно, так как малыш еще не умеет вставать. Вниз, но он и так внизу. Поэтому — только вперед. Как часто, пытаясь избавиться от гнетущей тяжести депрессии (от лат. depгessio — подавление!), мы говорим себе: «Вперед!», не имея в виду никакой конкретно цели. В возврате в тот далекий возраст пусть бесцельных, но свободных от вертикальной власти перемещений, мы часто находим отдохновение.
Первые движения ребенка вперед бесцельны, но не бессмысленны. Главный их смысл заключается в освоении второго измерения как такового, в удовольствии просто поползать. И только некоторое время спустя движение ребенка становится устремленным к объекту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ценность спора»
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Закономерности психических систем
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Редактор. Сценарий дня рождения для малыша 1-2 лет.
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Притча «У каждого свое место»
  • Редактор. Как преподнести подарок ребенку?
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Притча «Белый свет»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Я ее лучше знаю»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Пчелина Татьяна Дмитриевна. Сценарий урока: «Трудолюбивая пчелка»
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Гладченко Анастасия Александровна. Дидактическая игра «Предлоги» для детей от 3 до 5 лет
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь