Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117070

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одной из наиболее авторитетных современных теорий речевого онтогенеза является теория психолингвиста Н. Хомского. Как он представляет себе развитие речи у ребенка? Полемизируя с представителями поведенческого направления, исследователь указал на то, что невозможно объяснить речевой онтогенез, в частности, овладение ребенком фразовой речью, механизмом подражания ребенком речи взрослого и подкрепления правильных реакций. Хомский считает, что существуют заданные наследственностью врожденные лингвистические структуры. Содержанием этих структур является модель грамматики и синтаксиса речи очень высокого уровня обобщения, задающая общую модель независимо от конкретного языка. Врожденные лингвистические структуры актуализируются лишь в момент созревания речевых зон коры больших полушарий к концу первого года жизни. Период созревания речевых структур является сенситивным для развития речи (от года до трех лет), что, кстати говоря, никто не подвергает сомнению. Это означает, во-первых, высокую чувствительность к определенному роду воздействий (в данном случае к языку) и, во-вторых, тот факт, что по завершении сенситивного периода чувствительность к языку падает и темп развития резко снижается. Если по какой-то причине в сенситивный период ребенок лишен речевых воздействий, то позже даже обогащенная языковая среда и специальное обучение не позволяют корригировать в полной мере речевые задержки. Примеры детей, воспитывающихся вне речевой среды, свидетельствуют об этом. В сенситивный период у ребенка возникает повышенная чувствительность к языку, так называемое «языковое чутье», «высокая лингвистическая одаренность». Последняя проявляется в быстром постижении речи, словообразовании и словотворчестве. Высокий уровень

60 • Возрастная психология. Конспект лекций
речевой исследовательской активности ребенка в этот период Хом-ский рассматривает как проявление активности лингвистических структур. Модели высокого уровня конкретизируются в законы функционирования того языка, который составляет языковую среду ребенка. Актуализация дискриминатора обеспечивает отбор языковых стимулов, выступая своеобразным фильтром. При этом ребенок быстро теряет чувствительность к другим языкам. Таким образом, исследователь полагает, что роль среды сводится к пусковому механизму для врожденных лингвистических структур. Другая функция среды — обеспечение языковым материалом. Наследственность определяет последовательность, стадии и конечный результат овладения ребенком речью, а вот то, на каком языке будет говорить ребенок, определяется средой. Таким образом, теория речевого онтогенеза Н. Хомского однозначно рассматривает процессы созревания и спонтанного развертывания врожденных структур языка как основную детерминанту развития. Никаких других причин не предполагается.
Критика теорий созревания основывается на следующих тезисах. Во-первых, уровень развития современной науки, в частности, нейропсихологии, убедительно доказывает, что все психические функции имеют сложное системное строение и, соответственно, не точечную, а системную локализацию (А. Р. Лурия). Например, речевая функция, как это было показано при изучении случаев амнезии, имеет сложную структуру и, соответственно, сложную системную локализацию.
Во-вторых, морфологические системы, ответственные за высшие психические функции — мышление, память, внимание, речь, восприятие, — формируются прижизненно в ходе развития деятельности человека как «функциональные органы» (А. Н. Леонтьев). В исследованиях по восстановлению высших психических функций, выполненных под руководством А. Р. Лурия, было убедительно доказано, что такое восстановление возможно за счет компенсации и замены утраченного звена целостной структуры. Любая психологическая функция имеет в качестве морфофизиологической основы сложную синхронизированную работу разных участков ЦНС, которые и образуют так называемый функциональный орган. Нет жесткой «точечной» локализации, она системна. Системный характер высших психических функций определяется деятельностью человека, ее содержанием, организацией и закономерностями прижизненного формирования. Вместе с тем созревание создает предпосылки и возможности развития и в определенной степени лимитирует его.

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе "61
И наконец, между морфофизиологической структурой и функцией существуют сложные взаимно направленные отношения. Теория созревания постулирует эти отношения как однонаправленные: созрела структура — начинается функционирование. Для начала функционирования нужен определенный уровень зрелости структуры. Факты свидетельствуют о том, что уже в период новорожденное™ в условиях незрелости коры больших полушарий на пятый-шестой день жизни у ребенка формируется первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении, что доказывает принципиальную возможность функционирования в условиях недостаточной зрелости субстрата. Более того, раннее включение структуры в функционирование ускоряет процесс ее созревания. В опытах с новорожденными щенками и котятами на примере зрительного анализатора было показано, что исключение органа (одного глаза из пары) из функционирования приводит к тому, что созревание не происходит. И наоборот, интенсивное функционирование ускоряет созревание.
Существенным недостатком теорий созревания является упрощенное понимание самого процесса созревания, как однозначно детерминированного фактором наследственности. В современной науке накоплены факты, свидетельствующие о значении активности субъекта для процесса созревания. К настоящему времени имеются доказательства того, что между степенью зрелости структуры и уровнем ее функционирования существуют сложные взаимонаправленные отношения. Хотя определенный уровень морфологической зрелости структуры органа и необходим для начала функционирования, само функционирование органа, определяющееся характером деятельности субъекта, в значительной мере ускоряет процесс созревания.
Основными направлениями критики теорий созревания являются:
■ стремление биологизировать процесс психического развития
человека, рассматривать его как подчиненное общим законо-
мерностям онтогенетического развития всех животных видов
без выделения качественного своеобразия онтогенеза человека;
■ недостаточный учет роли среды, в том числе социальной среды
как источника развития, задающего социально детерминирован-
ные формы высших психических способностей;
■ игнорирование активной деятельности самого субъекта и обу-
чения, обеспечивающих присвоение и интериоризацию этих
способностей.

62 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды. Начало эмпиризма в понимании развития было положено работами Дж. Локка. В 1699 г. была опубликована его работа «Некоторые мысли об обучении», ставшая программной в представлении основных положений теории «чистой доски». Локк считал, что все дети рождаются с различными врожденными особенностями, например, темпераментом. Хотя эти различия следует учитывать, они не определяют закономерностей и результатов развития. Последнее определяется воспитанием и средой. Существование наследственно обусловленных различий не подвергается сомнению, но они не определяют законов развития. Наследственность — то, с чем мы приходим в мир, а воспитание и среда делают нас теми, кто мы есть. Более того, научение наши слабые стороны может сделать нашими достоинствами, а достоинства из-за условий среды могут исчезнуть. Исследователь полагал, что человек от рождения есть «чистая доска», которая по мере заполнения определяет наше сознание. Дж. Локк стал непримиримым оппонентом Р. Декарта в решении вопроса о причинах развития. Что влияет на психическое развитие человека: врожденные идеи (например, свет, пространство, протяженность, добро, зло) или среда? В истории психологии известен вопрос Мулинье. Обсуждалась следующая ситуация: представьте от рождения слепого человека, который научился в результате научения, ощупывания различать формы шара и параллелепипеда. Представьте, что он прозрел, и ему показывают эти фигуры. Сможет ли он их опознать без ощупывания? Если мы стоим на позиции врожденных идей, то считаем, что врожденные идеи ему присущи, просто был закрыт рецепторный канал, теперь он открылся, и человек должен опознать данные предметы. А согласно теории Локка, нужно научиться видеть. Практика показывает, что внезапно прозревший человек действительно не опознает объект. Ему надо научиться видеть, отработать сенсомоторную координацию между зрением и ощущением. Это аргумент в пользу теории «чистой доски», ведущей роли среды в развитии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Семенычева Ольга Вячеславовна. Трудности речевого развития у современных дошкольников
  • МАРИНА ПЕРЕТЯТКО. «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
  • Тарасова Елена Алексеевна. Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Бурьян Инна Ивановна. Советы родителям «Создание развивающей среды дома»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь