Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25942

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Различия деятельности и субъектной активности коренятся в следующем. При помощи деятельности личность воздействует на собственный жизненный мир, а посредством субъектной активности воздействует на свою деятельность. В этой связи пред-
72
метом деятельности является объект или явление действительности, взятые в единстве со своим жизненным смыслом, а предметом субъектной активности - собственно деятельность личности. Необходимо отметить, что деятельность и субъектная активность в равной мере зависят от смыслового содержания тех жизненных отношений личности, реализации которых они служат. Жизненный смысл, кристаллизованный в этих жизненных отношениях, выступает в качестве объективной мерки для сообразо-вания деятельности, а через деятельность - для сообразования активности субъекта.
Активность личности как субъекта деятельности устремлена на настройку и оптимизацию деятельности - ее внешней и внутренней стороны, а также на согласование внешних элементов деятельности с ее внутренними моментами. В более широком понимании эта активность направлена на развитие и совершенствование видов деятельности, которыми обладает личность. Мера этой активности отражает качество личности как субъекта деятельности, демонстрирует типичный способ, с помощью которого личность «хозяйствует» своей деятельностью. Единичными формами проявления особой активности личности как субъекта деятельности являются субъектные действия. Именно посредством этих действий личность «выправляет» дефекты и «неровности» собственной деятельности, а также изменяет свои собственные свойства в сторону наибольшего соответствия смысловой необходимости. В общем плане активность личности как субъекта деятельности - это разновидность активности, нацеленная на развитие и оптимизацию деятельности.
Структура активности, в отличие от структуры деятельности, практически не исследована в современной психологии. Элементарной структурно-функциональной единицей деятельности является предметное действие; активность субъекта структурирована на субъектные действия. Аналогичным образом движущие силы субъектной активности по сравнению с движущими силами деятельности не были подвергнуты систематическому анализу в психологии. Принципиальное отличие субъектной активности от деятельности заключается в том, что деятельность побуждается и направляется потребностью личности в предмете, а субъектная активность исходит из потребности личности в деятельности. Деятельность прямым образом ориентирована на достижение прагматического результата, а субъектная активность - на обеспечение средствами психического отражения и регуляции самого процесса его получения.
73
По времени субъектная активность может предварять деятельность. Это связано с целевой функцией субъектной активности - подготовкой внешних и внутренних условий для беспрепятственного и бесперебойного протекания деятельности. Это достигается благодаря процессам антиципации, моделирования условий деятельности, преднастройки, программирования и аккомодации действий под изменчивые условия ситуации. Субъектная активность становится наиболее выраженной в моменты инициации, запуска, остановки и возобновления деятельности, а также в моменты «поломки» деятельности. «Но активность не только «предшествует» деятельности, но и «сопровождает» ее в течение всего процесса осуществления. Нельзя представить оптимальную деятельность, лишенную активности, происходящую по инерции, по жесткому плану, активность «строит» варианты по ходу деятельности» [8, с. 78]. Кроме того, субъектная активность может «подытожить» деятельность: ликвидировать всплывшие по ходу осуществления деятельности неполадки в ее структуре, нормализовать деятельность для практического приложения в будущем.
Субъектная активность личности весьма многопланова и многогранна. На первый взгляд в ней можно условно выделить три достаточно обособленных направления.
1. Субъектная активность, направленная на внешние составляющие деятельности, на отдельные действия и операции, входящие в ее состав. Эта активность внешне оформляется как тренировка, репетиция, шлифовка, отработка навыков, самообучение, повышение умелости и компетентности. Некоторые исследователи для обозначения этого направления субъектной активности привлекают не вполне удачный термин «саморегуляция деятельности» [170, с. 24].
2. Субъектная активность, направленная на личность как внутренний момент деятельности, на ее инструментально-экспрессивные и содержательно-смысловые свойства. Каждая личность, будучи субъектом, определенным образом приноравливает свои личностные качества для оптимальной реализации собственных жизненных отношений. Для этого требуется не просто приспособление субъектом своих личностных качеств к деятельности, а реорганизация старых качеств и обзаведение новыми качествами. Как правильно отмечает К.А.Абульханова-Славская, «субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобразует, направляет систему тех качеств, которыми он обладает как личность» [8, с. 156]. Это направление субъектной активности
74
часто принимает форму внутренней работы личности по самовоспитанию и самосовершенствованию и поэтому определяется некоторыми психологами как «саморегуляция личности». «Личностная саморегуляция и саморегуляция деятельности взаимодополняют друг друга. И в той, и в другой имеют место регуляция действий и регуляция отношений, но в саморегуляции деятельности преобладает регуляция действий, а в саморегуляции личности - регуляция отношений» [170, с. 26].
3. Субъектная активность, направленная на внешнее окружение, в котором разворачивается деятельность. Эта активность имеет целью подготовку внешних условий, не входящих собственно в психологическую структуру деятельности и личности, но могущих значительно влиять на успешность реализации смысловой необходимости личности.
Все указанные условия - внешние условия, структурные фрагменты деятельности, инструментальные свойства личности - интегрируются в целостный комплекс деятельности, условием формирования и реализации которого выступает субъектная активность. «Этот комплекс формируется человеком как динамическая целостная система деятельности, способная изменяться, а не как раз и навсегда заданная» [8, с. 151]. Качество осуществления деятельности является результатом совершенствования всей системы ее психической организации, то есть отражает системный характер субъектной активности.
Интенсивность субъектной активности определяется оптимальностью деятельности. При этом индикатором оптимальности деятельности является ее продуктивность. Продуктивность не следует понимать как способность деятельности продуцировать в неограниченных пределах свой конечный продукт или как тенденцию к валовому «выпуску» этого продукта. Продуктивность в психологическом аспекте означает, что продукт деятельности удовлетворяет по своему жизненному смыслу смысловую необходимость личности, то есть соответствует искомому потребному состоянию личности. Непродуктивная деятельность интенсифицирует и умножает субъектную активность, продуктивная деятельность - сберегает, экономит субъектную активность личности.
Таким образом, субъектная активность - это активность личности как субъекта деятельности, направленная на инициацию, построение, поддержание, развитие, управление деятельностью и на оперативный контроль над ней, побуждаемая функциональной потребностью в деятельности.
75
Связь деятельности и субъектной активности образует их единство, но не тождество, потому что какой будет субъектная активность, такой выйдет и деятельность.
Исконный предмет психологии субъекта - это психические феномены, механизмы и закономерности самодетерминации личности, реализующие ее субъектную активность, которая направлена на инициацию, развитие, изменение и прекращение деятельности. Этот предмет является гранью предмета общей психологии личности, которая занимается исследованием психических закономерностей формирования и функционирования личности в процессе различных видов человеческой деятельности [31; 46; 133]. Высшим проявлением личности, надстраивающимся над деятельностью как универсальной формой личностного развития и бытия, является субъектная активность. В процессе субъектной активности личность развивается и бытует в качестве субъекта деятельности. На этом основании психология субъекта - это «вершинная» психология личности, высвечивающая личность в высших проявлениях ее активности.
Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что личность как субъект соотносится со своей деятельностью двояким образом. В одном случае она выступает в роли исполнителя деятельности -специфически человеческого способа взаимодействия с миром, отмеченного признаками осмысленности, осознанности, целеустремленности и орудийности. В этой роли личность не является подлинным субъектом деятельности даже при том условии, что она осуществляет ее психическую регуляцию. Деятельность, практикуемая личностью, может быть подсказана или навязана ей извне, а личность может быть транслятором чужой воли, реализатором чужого замысла деятельности, орудием или игрушкой в чьих-то руках. В другом случае личность развивает особый вид активности, предметом которой является осуществляемая деятельность. В этой ситуации личность выступает не только как деятель, но также как создатель деятельности, который проектирует, конструирует, корригирует - в общем, самостоятельно детерминирует протекание собственной деятельности. Субъект деятельности, таким образом, суть личность, но не как носитель деятельности, а как носитель субъектной активности, направленной на самодетерминацию деятельности. Далее надлежит проанализировать психологические условия и предпосылки формирования и функционирования личности в качестве субъекта, разобраться в закономерностях организации и поддержания субъектной активности.
76



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь