|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379411
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 2.6
Ирландка, привыкшая к простым блюдам, которые обычно готовят в ее семье, решила отведать мексиканской кухни. В ресторане официант предлагает ей маисовые лепешки с соусом салса. Она интересуется, не слишком ли острый этот соус, и официант-мексиканец уверяет ее, что соус вполне умеренного вкуса. Но едва лишь она проглатывает первый кусочек лепешки, во рту у нее начинается страшное жжение, и она спешить запить «умеренный соус» водой. Пользуясь понятием ориентиров, объясните возможные причины различного восприятия этого соуса ирландкой и мексиканцем. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Приложение 2.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ СПОРТСМЕНАМ ПОДЫГРЫВАЮТ... ВОСПОМИНАНИЯ СУДЕЙ Вот какой совет дают канадские психологи гимнастам, стремящимся к высоким результатам: разминаясь перед началом соревнований, старайтесь выполнять все упражнения абсолютно безупречно, поскольку ошибки, сделанные во время разминки, могут повлечь за собой снижение баллов на соревнованиях. По утверждению Дайаны Ст.-Мари и Тимоти Ли (Diane M. Ste.-Marie and Timothy D. Lee) из университета Макмастер в Гамильтоне, Онтарио, дело в том, что судьи проявляют бессознательную склонность к завышению оценок выступлений тех гимнастов, которые разминались без малейшего сбоя. По мнению психологов, судьи непреднамеренно вспоминают результаты разминки и на основании своих воспоминаний оптимально оценивают хорошее выступление и завышают оценки несмотря на промахи спортсмена, безупречно выполнившего все упражнения на разминке. Тому же, кто на тренировочном ковре выглядел не лучшим образом, уготованы минимальные оценки за выступление с ошибками и незаслуженно низкие — за безупречное. «Хотя восьмипроцентный разброс в оценках судей на первый взгляд кажется относительно небольшим, он вполне может повлиять на распределение призовых мест», — добавляют ученые. Например, на Олимпийских играх в 1988 году гимнастка, завоевавшая золотую медаль, получила 79,675 балла из 80, а спортсменка, оказавшаяся на десятом месте — 78,550. Разница составляет менее 2%. Источник: (1991, March 9). Memories trip up gymnastics scores. Science News. Рис. 2.4. Профессор Ахман Орамыш. Рис. 2.5. Предъявленное (а) и воспроизведенное (б) испытуемыми из разных групп изображение. Иногда вас предупреждают, к чему следует приготовиться. Тогда ваш собственный предшествующий опыт и ваши ориентиры отступают на второй план. Посмотрите на профессора, изображенного на рис. 2.4. Поскольку вы ожидаете увидеть человека, то, скорее всего, вы и увидите человека. Теперь взгляните на рисунок еще раз. Не кажется ли вам, что это просто мышь? В зависимости от того, что вы ожидаете увидеть, изображение будет восприниматься то как человек, то как мышь. Эту закономерность хорошо иллюстрирует следующий эксперимент. Двум группам испытуемых предъявили одну и ту же фигуру (см. рис. 2.5, а). Одной группе сказали, что это семерка, а другой — что четверка. Затем по просьбе экспериментаторов представители каждой из этих групп воспроизвели по памяти предъявленную им фигуру. То, что у них получилось, напоминало изображения на рис. 2.5, б. Внушенные испытуемым ожидания явно повлияли на их восприятие. Во многие обряды инициации входит обязательное информирование о предстоящих испытаниях. В одном из таких обрядов посвящаемым завязывают глаза и подкидывают им на раскрытые ладони две очищенные от кожицы виноградины. При этом им говорят, что у них в руках глаза мертвеца. Даже если вы никогда не принимали участия в такого рода ритуалах, вам легко вообразить, какой ужас испытывают люди в этой ситуации. Хотя они и держат в руках лишь обычные виноградины, ожидания сильно искажают их восприятие. Униформа также вызывает определенные ожидания и влияет на восприятие. Приложение 2.4 является хорошей иллюстрацией того, что люди в униформе вызывают у нас вполне определенные ожидания. Встретив женщину в монашеском облачении, вы, вероятно, будете полагать, что она набожна и несколько замкнута. В результате вы скорее представите ее себе весьма сдержанной и набожной особой, чем жизнерадостной материалисткой. Приложение 2.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ О ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЕ ...Одна из функций форменной одежды — сообщить клиенту о сильных сторонах фирмы, будь то чистота, профессионализм, надежность или просто хороший вкус. Таким образом, униформа позволяет ее обладателю дать окружающим представление о ценностной ориентации фирмы или организации. Задача формы — произвести на окружающих желаемое впечатление, и если форма выбрана правильно, то она отлично выполняет свою роль: чистоплотная медсестра, храбрый солдат, неподкупный полицейский. Форменная одежда способствует появлению у клиента доверия к фирме или организации, поскольку качество многих услуг (например, услуги авиакомпании) невозможно проверить заранее. Создавая узнаваемый образ, форменная одежда вызывает у колеблющегося клиента доверие к фирме. Линн Шостак (Lynn Shostack), консультант по маркетингу из Нью-Йорка, считает, что чем абстрактнее характер услуги, тем больше клиент нуждается в осязаемых доказательствах ее высокого качества. По наблюдениям преподавателя теории маркетинга из Гарварда Теодора Ли-витта (Theodore Leavitt), продавец обязательно должен показать клиенту по крайней мере психологический суррогат своего товара. Например, при выборе авиакомпании клиент, который фактически покупает перелет из пункта А в пункт В, часто обращает особое внимание на такие вещи, как качество подаваемой в полете пищи, внимательность стюардесс и даже на полиграфическое оформление проспектов авиакомпании. Когда клиент пользуется услугами какой-либо фирмы в течение долгого времени, то, как правило, его обслуживают разные люди, выполняющие одну и ту же роль. Постоялец отеля, например, в течение дня может иметь дело с несколькими служащими, работающими в разные смены. Если все они носят одинаковую форму, то создается впечатление постоянства и сглаживаются различия в качестве обслуживания, поскольку налицо незыблемый образ фирмы, не зависящий от того, кто именно представляет ее в данный момент. Само наличие форменной одежды как бы указывает на то, что у этой фирмы четкая и согласованная система организации — есть служащие, которые носят форму, и начальники, которые следят за тем, чтобы подчиненные ее носили... Источник: Solomon, M. (1987, December). Standard issue. Psychology Today. Упражнение 2.7 Психолог Сёпола (Е. M. Sirpola, 1935) провел следующий опыт: он предупредил группу испытуемых, что им будет предложено несколько слов, относящихся к области кораблестроения. Затем им были продиктованы звукосочетания «sael», «dack» и «wharl». Испытуемые интерпретировали их как «sail» (парус), «deck» (палуба) и «wharf» (пристань). Рис. 2.6. Как, по вашему мнению, подействуют такие разговоры на беднягу Берни? Затем те же звукосочетания были предложены другой группе испытуемых. На этот раз им сказали, что слова будут связаны с животным миром. а. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (конечно, если вы знаете английский язык): «sael» ______________________________________ «dack» _____________________________________ «wharl» _______________________________________ б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реагировали на одни и те же слова? _____________________________________ Проверьте свои ответы, заглянув в конец главы. Попробуйте провести подобный эксперимент на родном языке, например со звукосочетаниями парс, палубь, пелистан. Придумайте свои звукосочетания. В другом эксперименте декан факультета сообщил двум группам студентов, что у них будет новый преподаватель психологии. Первой группе было сказано, что новый лектор — довольно холодный, скучный и самодовольный человек. Второй группе — что к ним придет чуткий, умный и дружелюбный лектор. Студенты воспринимали лектора по-разному, в зависимости от своих ожиданий: учащимся из первой группы лекция показалась скучной, и они не задавали вопросов; члены второй группы нашли, что лектор эмоционален и умеет заинтересовать аудиторию, и задавали ему множество вопросов. Этот эксперимент проводился неоднократно. Его результаты дают основание полагать, что предварительная характеристика в значительной степени предопределяет, как именно будет воспринят человек. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|