|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52269
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Rechtin, E. (1968)- System Engineering - but isn't that what I've been domg all along? Astronautics and Aironautics, 6, 6-16.
Rijnsdorp, J.E., Rouse, W.B. (1977). Design man-machine interfaces in process control Digital Computers Applications to Process Control, Amsterdam: North Holland. m . , . t Shepherd, JT. (1974). The influence of aviomc system roquirancnl on airborne computer design. In Proceedings of the Conference "Real time computer based systems". AGARD, CP-149. Sheridan, TB., Johannsen, G+, ed. (1974). Monitoring Behaviour and Supervisory Control. New York: Plenum Press. Singelton, WX, et al. (1971). Measurement of Man at Work. London: Taylor & Francis. л . . .. . trtt Spillers, W,R,, ed. (1974). Symposium on Basic Questions of Design Iheory. Amsterdam, Oxford: North-Holland. Swam, A.D. (1970), Development of human error data bank, Sandia: Sandia Lab. Report SC-R~70-4286, WSEIAC, Weapon System Effectiveness, Industry Advisory Commitee (1965). Vol.2 of final report of task group II. AFSC-TR-65-2. Дж+ Патрик АНАЛИЗ ТРУДА, ОБУЧЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕНОСУ НАВЫКОВ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Судя по литературе, существуют значительные различия в содержании терминов "анализ труда", "анализ задачи", "анализ навыков (или мастерства)11, хотя они часто используются как идентичные и взаимозаменяемые. В специальном анализе Singleton (1974) обнаружил 24 аналогичных термина, хотя и это количество весьма приблизительно, "Анализ труда" является наиболее распространенным и обобщающим понятием, включенным во все систематические перечни трудовых ситуаций и рабочих условий, использующихся в различных областях психологии профессий. Термин "анализ навыков" применяется, главным образом, в трех основных значениях. Он может бъиъ синонимом понятия "анализ труда", либо может относиться к отдельным операциям, например к движениям участвующих в решении сенсомоторных задач. Третий аспект, обычно связываемый с анализом навыков или составлением их таксономии, базируется на утверждении, что эффективность работы зависит от четкого выполнения лежащих в ее основе операций. Пример подобного подхода - выделение "общих навыков1' (Smith, 1973), включающих математические, коммуникационные, логические, интерпретационные и манипулятивные навыки. Термин "анализ задачи", к счастью, менее вариабелен и обычно имеет отношение к используемому в целях обучения разбиению на классы или категории последовательности рабочих заданий (Annett et ah, 1967), Miller (1962a) различал описание и анализ задач. Описание задач касается целей поведения, в то время как их анализ ориентирован на точное определение психологических требований, предъявляемых к обучающемуся во время выполнения заданий. В некоторых ситуациях трудно придерживаться такого подразделения, по* этому большинство авторов используют термин "анализ задач" как наиболее общий в области обучения (Cunningham & Duncan* 1967). Приведенная терминологическая дискуссия иллюстрирует некоторые особенности общего категориального аппарата, применяемого для проведения различного типа анализа рабочих ситуаций, В настоящей статье термин "анализ труда11 используется как обобщающий по отношению ко всем другим упомянутым терминам. 61 Типы описаний работы Одним из способов классификации различных методов анализа труда является использование его различных описаний. Выделяются три общих категории: контекст, содержание и профессиональные обязанности, в соответствии с которыми могут быть описаны различные виды труда. Для настоящего обсуждения полезно различать типы анализа работы, использующие описания, ориентированные либо на задачу, либо на субъекта деятельности. Описания, ориентированные на задачу, включают цель выполнения, средства (оборудование) и условия рабочей ситуации, или наблюдаемой активности, связанной с задачей. Субъектно-ориентиро-ванные описания связываются с когнитивными способностями, используемыми или требующимися от выполняющего работу человека. Например, описание задачи, выполняемой техническим специалистом, представленное в виде общей характеристики технологического процесса, будет ориентировано на задачу. С другой стороны, описание той же самой ситуации в терминах возможностей, мастерства, склонностей или способностей, требующихся для эффективного выполнения, будет субъектно-ориентированным. Сходные наблюдения были сделаны Fleishman (1975, 1978) при описании четырех возможных концептуальных базисов классификации выполнения. Два из них используют подходы описания поведения и способностей к выполнению, что соответствует субъектно-ориентированному анализу труда в нашей терминологии, в то время как оставшиеся два являются ориентированными на задачу. Важно подчеркнуть по поводу этой дихотомии, что основанные на склонностях или способностях субъектно-ориентированные описания являются типичными в сфере персонального отбора и могут быть трансформированы в соответствующие инструменты психологического тестирования. Использование методов анализа труда Другие классификации методов анализа труда можно было бы описать в терминах различий целей работы. Blum & Naylor (I96S) выделяют около 20 направлений применения результатов анализа трудовой деятельности. Некоторые методические схемы описания труда (см., например, McCormicket al. (1976), "Опросник анализа рабочих позиций"; Smith (1973), "Перечень основных трудовых навыков") связаны с попыткой решить проблемы, связанные с изменчивостью субъекта труда, и включают вопросы отбора, трудового развития, обучения, профессионального ориентирования (управления), планирования качественного состава персонала и тренировки. Некоторые многоцелевые формы анализа работы часто связаны с изменяющимися в широких пределах классификационными система- 62 * ми, например Американского рабочего словаря наименований профессий или канадских классификаций и словаря профессий. Fleishman (1975) заинтересовался развитием таксономии задач, которая могла бы предсказать многие аспекты их выполнения человеком и была бы особенно полезной для решения проблем расстановки кадров. Другие формы анализа работы (например, Annett & Duncan, 1967) касаются проблем такой специфической области, как обучение или отбор, хотя, как будет показано ниже, множество фуншщй может быть выявлено уже в пределах системы подготовки. Взаимосвязь между целью того или иного метода анализа труда и-типом используемого описания однозначно выделить невозможно, хотя отдельные тенденции проявляются в литературе. Большинство форм анализа работы в контексте подготовки (где широко используется термин "анализ задачи") акцентируют использование данных о задаче в целях определения точного содержания подготовки. Smith (1964) дает типичное описание труда как последовательности задач и подзадач. Christal (1974) предоставия перечень задач, полезный дня описания работы. Хорошо известный прием анализа критической ситуации (случая), разработанный Flanagan (1954), связан с регистрацией трудового поведения, в котором ясно проявляется успешное или неудовлетворительное выполнение работы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|