Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53520
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Репертуарные решетки Г.А. Келли начали применяться для исследования сексуальности в с конца 80-х годов XX в. Эта методика позволяет выявить у пациента не только основные факторы, препятствующие достижению гармонии в сексуальных отношениях, но и индивидуальную систему жизненных ценностей и ориентации (конструктов), приводящих к сексуальной дисфункции. Техника репертуарных решеток представляет собой матрицу, состоящую из конструктов и элементов, создаваемых вовремя диалога испытуемого и исследователя. В дальнейшем после ее рангового заполне-
59 ния производится корреляционный анализ факторов по кластерам переживаний испытуемого. Это позволяет рассматривать не только отдельные смысловые составляющие той или иной личностной характеристики, но и проследить ее взаимодействия с другими чертами и личностью в целом. При психотерапевтической работе данная методика служит не только диагностическим инструментом, но и достаточно мощным приемом, способствующим достижению взаимопонимания в диаде терапевт - клиент. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-1949 гг. американскими психологами И.Маккинли и С. Хатуэй. В процессе работы с методикой психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированное ти индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возмож ность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию. Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л.Н. Собчик теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные ка чества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимно влияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются 60 на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной дея тельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог. Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех вариантов опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями. Итак, наиболее традиционным для исследования личности в сексологическом обследовании является MMPI или СМИЛ. По данным известного российского сексолога С.С. Либиха, общими для всех личностных профилей, независимо от клинической формы сексуального нарушения, является наличие двух подъемов в профиле личности — по шкалам депрессии и шизофрении. Личностные особенности, соответствующие подъему по этим шкалам, представлены замкнутостью, пассивностью, интровертированно-стью, некоммуникабельностью, трудностями в межличностных контактах, своеобразием суждений и поступков, непрактичностью и оторванностью от реальных жизненных проблем, отстранённостью и эмоциональной холодностью. При этом состояние декомпенсаций проявляется пониженным фоном настроения, де-прессивностью, сниженной самооценкой и пессимистичностью. Кроме того, для личностного профиля мужчин, страдающих эректильной дисфункцией и преждевременной эякуляцией, характерно умеренное повышение по шкале маскулинности-феминности, а для женщин, страдающих аноргазмией и расстройством полового влечения, наоборот — понижение по этой шкале. В обоих случаях это свидетельствует о пассивности личностной позиции, мягкости, чувствительности, ранимости. Подъем по шкале психопатии у женщин с сексуальной дисфункцией и мужчин с первичными и вторичными сексуальными нарушения- 61 ми в сочетании с уже описанным пиком по шкале депрессии выявляет внутренний конфликт между высоким уровнем притязаний и неуверенностью в себе, высокой активностью и быстрой истощаемостыо, что характерно для неврастенического круга переживаний. Кроме того, умеренное повышение Т-оценок по шкале паранойяльности указывает на склонность следовать собственным устойчивым стереотипам поведения. У личностей данного типа существует сложившееся убеждение в несправедливости и враждебности по отношению к ним окружающих, что служит основой для оправдания своих действий в собственных глазах, в то время как мнение других для них незначимо. Профиль лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, также можно охарактеризовать как двухфазный пикооб-разный с ведущими шкалами психопатии и шизофрении. Это указывает на преобладание шизоидных личностных особенностей, приводящих к антисоциальной направленности интересов и поведения и некритичности в оценке своих действий. Менее выраженный подъем по шкале депрессии свидетельствует о депрессивном состоянии, которое может быть связано с судебным процессом. Сходство личностных профилей пациентов с сексуальными нарушениями и лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, позволяет предположить наличие сексуальной дисфункции у сексуальных преступников. Использование теста Люшера в диагностической практике дает основание считать базисное предположение о корреляции между цветовым выбором и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире, в достаточной степени эмпирически обоснованным. Потребность в понимании и сочувствии для лиц, имеющих жалобы в сексуальной сфере обусловливает постоянную проблему позитивного, доброжелательного отношения к ним значимых окружающих. Наиболее часто страдающие сексуальными нарушениями, являются одними из тех, кто выбирает синий цвет, что служит показателем интравер-тированности с чертами ананкастности. Эти черты усугубляются и проявляются психастеническими особенностями при сочетании синего цвета с серым на первых позициях. В этой ситуации ин-травертированность становится проблемой трудности общения и проявляется не решительностью, застенчивостью, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах. Вместе с тем, психологические механизмы, обеспечивающие ассоциативную связь, в настоящее время нельзя считать достаточно изученными. До сих пор не вполне успешны попытки стандартизации 62 теста. В частности, не до конца прояснены вопросы о допустимых отклонениях в спектральном составе используемых цветов, корректности теоретических значений цветов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|