Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20919

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное тело
ружающим о своих страхах, встречая у них поддержку и понимание, то симптом у него пройдет. Но в реальности это часто не наблюдается.
Как осознание вытесненных переживаний, так и сообщение о них могут и не привести к улучшению состояния, если не будут совершены умственные или физические действия, направленные на улучшение жизненной егтуации.
Постольку поскольку человеческое тело является не только органом восприятия мира, но и действия в нем, оно не может удовлетвориться решением половины задачи. Поэтому типичным запросом пациента к психотерапевту является не только вопрос "Почему это случилось со мной?", но и "Что мне теперь делать, когда я это все понял?"
Кроме того, эмоции человека не являются источниками первичной информации, а выступают в качестве результата когнитивной переработки ситуации. Те или иные стереотипы эмоционального реагирования являются результатом социализации и научения. Эмоциональные реакции детей на различные стимулы похожи друг на друга по знаку, но только в раннем детстве. Например, громкий неожиданный звук ни у кого из младенцев восторга не вызывает.
Когда у взрослых возникает необходимость в переучивании и приобретении новых жизненных навыков, они начинают с перестройки мыслительных и поведенческих стереотипов, а не с ожидания новых эмоций на прежние стимулы. Они знают, что эмоции не задержатся при успехе перестройки мышления и поведения.
Если критерии эмоционального реагирования уже искажены, то открытие вербального канала
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии }05
для выражения этих эмоций, а также поддержка окружающих в этом, может лишь закрепить и усилить эти искаженные критерии. Все дело в когнитивной переработке прежних критериев и выработке новых.
И тогда симптом выполняет позитивно-защитную роль, побуждая человека думать о нем, чувствовать себя, а не закреплять в межличностном общении устаревшие формы реагирования.
Конечно, у людей со сходными симптомами наблюдаются близкие психологические проблемы. Это позволяет создавать словари, где каждому симптому приписывается определенная психологическая проблематика. Например, бронхиальная астма соответствует субъективной невозможности найти выход из удушающей ситуации. Эти книги приносят определенную пользу, поскольку развивают у читателей интуицию и способность к пониманию посланий своего тела.
Однако, как сказано выше, одного понимания недостаточно просто потому, что если человеку неясно, что делать с этой субъективной невозможностью и удушающей ситуацией, и он не осуществит выбора новых поступков, то его тело будет продолжать подсказывать человеку, выступая в качестве последней инстанции истины (духа), что он является не только субъектом переживания, но и субъектом действия в своем жизненном мире.
Значит ли это, что хорошо себя чувствуют только духовно-развитые и "нравственные" люди? Нет, не значит, и примеры хорошо себя чувствующих хамов, хулиганов и психопатов может привести каждый. Для иллюстрации этого феномена можем предложить следующий условный график.

106
Свободное тело
По оси Y отложим заболеваемость (физическое неблагополучие). Поскольку этот процесс является массовым, то он должен подчиняться закону нормального распределения.
Из графика следует, что существуют две категории лиц с низкой заболеваемостью. Причем параметр X для первой категории будет иметь низкие значения, а для второй — высокие. Что же это за параметр X ?

По нашему мнению, этот параметр описывает соотношение между действием и его осознанием.
Для первой категории людей (0 — XI) характерно множество импульсивных ("непосредственных") действий с малой степенью их осознания.
Для второй категории (Х2 — Г ), характерно небольшое количество действий и глубокое самоосознание.
К первой категории как раз и относятся физические здоровые хамы, хулиганы и психопаты, не обременяющие себя осознанием своих поступков и проблемами нравственного выбора.
Хрестоматия по телес но-ориентированной терапии 107
Ко второй — мудрые люди, независимо от пола и возраста.
Большинство же населения не могут быть отнесены в своей повседневной жизни ни к первым, ни ко вторым и находятся в средней части графика. Они либо не доделывают дела, которые должны сделать, либо не доводят до конца мысли, которые нужно додумать.
Драматизм ситуации состоит в том, что, попав в среднюю часть графика, человек уже не имеет возможности безнаказанно вернуться в варварство. У него это уже не получится даже при сильном желании и ежедневном избивании подушки в кабинете у психолога. Остается путь только вперед — в заканчивании незавершенного и в осмыслении непонятого.

ГЛАВА 3
Методики
3.1. Баскаков В. Танатотерапия — искусство жизни и смерти
Таиатотсрапия является, прежде всего, психотерапевтическим методом воздействия на весь круг проблем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и государство как тело (2) В ее основе — целительные биологические реакции, организующие и корректирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) — область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта. Утрата культуры т.н. правильного, естественного умирания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия процессов умирания и смерти в каждодневных жизненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент — сформировало образ смерти-монстра, мучительной агонии Даже слово смерть превратилось в табу.
В обычной же жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 109

по
Свободное тело
Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом предметом (сравни, "покойник","вечный покой"). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).
Сон как смерть. Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотера-пии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,- отреагирова-нию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокированию и гармонизации.
Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и симпозиумы, и слова песни «расставанье — маленькая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через смерть, что смягчает, устраняет временной разрыв (9,11).
Хрестоматия по те.аесно-ориентированной терапии \

112



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь