|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38777
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Причины, за которые ответственен терапевт: неудачный отбор участников в группу и недостаточная подготовка их к работе; непригодный стиль руководства группой, нарушение правил конфиденциальности, необъективность по отношению к участникам группы; стремление любой ценой угодить участникам, чтобы понравиться им. Причины, связанные с отношениями участника и терапевта: неприязнь терапевта к участнику или участника к терапевту: слишком агрессивное межличностное взаимодействие между участником и терапевтом. Причины, связанные с групповым процессом: появление подгрупп, особенно направленных против какого-либо участника; «провокатор» в группе, постоянно вызывающий тревогу у кого-либо из участников, особенно когда терапевт терпимо относится к такому поведению; дезорганизация работы группы не решаемыми конфликтами. Уменьшить потери может тщательный подбор участников, правильная подготовка их к групповой работе, постоянное обеспечение баланса «получения и отдачи» каждого участника, своевременное выявление и решение конфликтов и неотложная работа с негативными чувствами. В 3-й фазе – продуктивной – завершается структурирование группы и формирование групповых норм, возникает групповая сплоченность. У участников развивается чувство принадлежности к группе, ответственность за ее работу. В ответ участник получает признание группы, что повышает его самооценку, стимулирует чувство нужности и ответственности, увеличивает привлекательность группы и тем самым усиливает групповую сплоченность. Повышается уровень доверия, откровенности и непосредственности. Участники открыто и точно выражают то, что переживают «здесь и сейчас», они взаимодействуют друг с другом свободно и прямо. Говорят о личном, наболевшем, пугающем. Конфликты между участниками и между ними и терапевтом осознаются, обсуждаются и разрешаются. Негативная реакция партнера рассматривается не как нападение, а как обратная связь и предложение изменить поведение. Проявляется интерес к личности и проблемам партнеров, желание поделиться с ними своей силой. В процессе работы происходит изменение отношений и установок, вырабатываются новые ценности, принимаются решения. Приобретенный опыт используется вне группы – прорабатывается. На этой стадии работы ведущему необходимо: • постоянно заботиться о сплочении группы, подкрепляя желаемое поведение, находя схожие темы в работе членов группы; • поощрять более глубокое самораскрытие участников; • оказывать помощь участникам в выражении и понимании скрываемых чувств; • поддерживать участников, стремящихся испробовать новые способы поведения. 4-я фаза – завершающая. В это время участники испытывают тревогу и грусть, связанную с расставанием, неуверенность, что сумеют применить в своей жизни то, чему они научились в группе. На этом этапе решаются следующие задачи: обсуждение чувств, вызванных расставанием; обмен участниками оценками группового опыта; обобщение достигнутых результатов; определение незаконченных дел; подготовка участников к жизни без группы; оценка результатов работы группы. Ведущий в это время должен: • подчеркнуть, что участники сами добились достигнутого; • закрепить достигнутые результаты и предоставить членам группы информацию о тех ресурсах, которые позволят им обеспечить дальнейшие изменения; • помочь членам группы определить, как они будут применять конкретные навыки в разнообразных жизненных ситуациях; • сформулировать вместе с членами группы индивидуальные контракты и конкретные домашние задания как практические способы достижения изменений; • помочь членам группы в развитии концептуальной схемы, которая даст им возможность лучше понять, объединить и вспомнить то, что они узнали в группе и чему научились. А.И. Захаров (1982) отмечает отличительные особенности развития детских групп. В первой фазе – фазе ориентации группы – происходит объединение детей в группу и появление в ней однородных устремлений, эмоциональное самораскрытие детей. Во второй фазе – дифференциации группы – выявляются симпатии и антипатии детей, формируются статусные различия, проявляются конфликтные позиции детей в обыденной жизни. В третьей фазе – интеграции группы – происходит стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие групповых отношений. На последней сессии можно предложить каждому участнику анкету для оценки эффективности группы, разработанную Дж. Кори с соавт. (2001). Какое влияние на Вашу жизнь оказала работа в группе? Какие основные моменты работы группы Вы можете назвать? Что конкретно узнали о себе в группе: а) об образе своей жизни? б) о своих основных жизненных установках? в) о своих отношениях с другими? Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связываете с участием в группе? С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни решения, найденные в группе? Какие вопросы задаете себе после окончания работы группы? Какое влияние оказало Ваше участие в группе на близких и значимых для Вас людей? Что хотели бы сказать о терапевте группы и стиле его работы? Что в поведении терапевта помогало Вам лучше понять себя и искать решение своих проблем? Что в поведении терапевта мешало Вам добиваться своих целей в группе? Какие отрицательные последствия Вы связываете с участием в группе? Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для Вас группа? Эту же анкету можно раздать и на контрольной сессии, которую проводят обычно через 2–3 месяца. Кроме оценки результатов, на этой сессии обеспечивается взаимная поддержка, рассчитывая на которую участники могли увереннее выполнять условия контракта по завершению работы. При проведении контрольной сессии ведущий может столкнуться с тем, что некоторые участники разочарованы и обесценивают таким отношением группу. Причины для разочарования обычно следующие. Члены группы не смогли справиться с трудностями при попытке применить то, чему научились в группе, в своей повседневной жизни. Закрепление новых форм поведения оказалось затруднительным без поддержки группы. Положительные изменения происходят медленнее, чем хотелось бы. Обсудив упомянутые проблемы, участникам, которые в этом нуждаются, предлагают альтернативные возможности продолжения работы над собой. Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось (Булат Окуджава). Проведение групповой сессии Выделяют три ориентации групповой сессии: на частнике, на теме, на взаимодействиях. В первом случае в центре внимания группы может стоять биография участника, его конфликты в группе и вне нее, динамика его поведения в процессе терапии. Тематические сессии посвящаются проблемам, волнующим всех участников группы; темы могут быть запланированы заранее или возникают спонтанно. Интеракционные сессии фокусируются на процессе взаимодействия участников. Возможны двухуровневые сессии, которые вначале центрируются на участнике или теме, а затем - на проявившихся во время обсуждения взаимодействиях участников. Группы могут быть преимущественно центрированы на руководителе (группы тренинга умений) или на участниках (группы встреч). Начало групповой сессии может быть спонтанным, или терапевт может дать направление занятию своим вступительным словом, предложить какую-то заготовленную тему для обсуждения или процедуру – например, в начале первой встрече предложить всем познакомиться. Д.С. Витакер (2000) связывает методику проведения начальной стадии работы с особенностями группы. Если члены группы склонны к беспорядку и разрушительным действиям, следует начать с изложения основных правил и штрафных санкций. В группе участников, достаточно контролирующих себя и способных на открытое обсуждение своих проблем и чувств, можно предоставить выработку целей и правил им самим. Вводное занятие тренинговой группы стоит посвятить выработке мотивации участников к реализации запланированной программы тренинга. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|