Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57382

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Классически выделяют две фундаментальные лидерские роли:
1. Роль инструментального лидера в решении задачи, включающая действия, направленные, преимущественно, на решение поставленной перед группой задачи.
2. Роль экспрессивного, или социально-эмоционального лидера, содержащая действия, относящиеся, в основном, к различным аспектам межличностного общения в группе.
Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные, в частности, отечественными психологами и педагогами, позволили выявить некоторые новые аспекты. Речь идет об увеличении списка лидерских ролей в связи с учетом многообразия ситуаций жизни группы. Так, Л. И. Уманским и его сотрудниками в 1980-е гг. описаны следующие роли:
• лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции;
• лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем;
• лидер — генератор эмоционального настроения (роль эмоционального лидера);
• лидер - эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера);
• лидер эмоционального притяжения (соответствует «социометрической звезде»);
• лидер - мастер, умелец (то есть специалист в каком - либо виде деятельности).
Данная классификация лидерства успешно применена в психологии семьи М. С. Резниковой (1972): ею описаны лидеры и степень их эффективности в разных сферах семейной жизнедеятельности.
Тендерные исследования лидерства
Традиционно проблема лидерства изучалась почти без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Область тендерных исследований лидерства активно формируется за рубежом (в США, Западной Европе, Австралии), начиная с середины 1970-х гг. под влиянием феминистической психологии, представители которой добились того, что тендерный подход стал неотъемлемой частью психологического исследования.
Большинство работ, посвященных тендерным проблемам лидерства, можно разделить на две категории; они проводятся в группах: а) с деловыми, б) с интимными отношениями.
Были получены три типа эмпирических данных (Д. Майерс, 1996):
1) лидеры-женщины не отличались от лидеров - мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению;
2) различия лидеров разного пола были отражением общих тендерных различий, то есть лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного пола;
3) лидеры-женщины отличались от мужчин, но в сторону, противоположную ожидаемым тендерным различиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины не только не уступали мужчинам, но даже превосходили их.
Поиск причин тендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и лидерами-женщинами ведется в разных направлениях.
1. Концепция гендерного потока, выдвинутая Барбарой Гу-тек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе лидерство, как бы «заливая», подобно потоку, всё вокруг (возникает так называемый гендерный эффект, когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит, прежде всего, от его пола. В самом деле, в некоторых исследованиях было установлено, что женщины воспринимались как менее компетент- ; ные лидеры, особенно если эксперты-подчиненные были сторонниками традиционных, не эгалитарных взглядов на лидерство.
59
2. Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн с соавторами; С. Суттон с соавторами) исходит из допущения, что люди вообще предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола. По отношению к женщинам эти требования выше; так, чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает тендерную диспропорцию среди лидеров в организации. Были получены эмпирические данные о существовании предубеждений против лидерства женщин, в том числе и против их лидерства в семье — даже у профессиональных психотерапевтов. В то же время, несмотря на существование таких убеждений (более устойчивых у мужчин, чем у женщин), во многих семьях лидерство делится между мужем и женой, особенно в длительно существующих браках.
3. Концепция токенизма, предложенная Р. Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе. В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из признаков (вчастности, по тендерной и расовой принадлежности), были названы доминан -тами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название «токенов» (символов). Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей (обнаруженных эмпирически): а) «ма-
'тери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; б) «соблазнительницы» — токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег -мужчин; в) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; г) «железной леди» — этим токенам приписывалась неженская жесткость, и они были особенно изолированы от группы. Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижают их возможности роста, и изменить эту ситуацию может лишь увеличение их числа среди лидеров.

В обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность, поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение: выгод от него может быть больше, чем потерь. Возможно, поэтому ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. Обладание же и маскулинными, и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дисфункционального внутрен -него конфликта.
4. Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с маскулинной тендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой тендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам.
5. Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фид-лером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут различаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль (см., например, обзор у Т. В. Бендас, 2000).
Семейные отношения с точки зрения
проблем социальной власти
и лидерства
Как уже говорилось, структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос о том, каким образом реализуется властная функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, кто является исполнителем, какраспреде-
6i
лены между членами семьи права и обязанности (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н.Дружинин, 2000; Н. Н. Обозов, 1990; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь