Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57032

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Классически выделяют две фундаментальные лидерские роли:
1. Роль инструментального лидера в решении задачи, включающая действия, направленные, преимущественно, на решение поставленной перед группой задачи.
2. Роль экспрессивного, или социально-эмоционального лидера, содержащая действия, относящиеся, в основном, к различным аспектам межличностного общения в группе.
Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные, в частности, отечественными психологами и педагогами, позволили выявить некоторые новые аспекты. Речь идет об увеличении списка лидерских ролей в связи с учетом многообразия ситуаций жизни группы. Так, Л. И. Уманским и его сотрудниками в 1980-е гг. описаны следующие роли:
• лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции;
• лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем;
• лидер — генератор эмоционального настроения (роль эмоционального лидера);
• лидер - эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера);
• лидер эмоционального притяжения (соответствует «социометрической звезде»);
• лидер - мастер, умелец (то есть специалист в каком - либо виде деятельности).
Данная классификация лидерства успешно применена в психологии семьи М. С. Резниковой (1972): ею описаны лидеры и степень их эффективности в разных сферах семейной жизнедеятельности.
Тендерные исследования лидерства
Традиционно проблема лидерства изучалась почти без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Область тендерных исследований лидерства активно формируется за рубежом (в США, Западной Европе, Австралии), начиная с середины 1970-х гг. под влиянием феминистической психологии, представители которой добились того, что тендерный подход стал неотъемлемой частью психологического исследования.
Большинство работ, посвященных тендерным проблемам лидерства, можно разделить на две категории; они проводятся в группах: а) с деловыми, б) с интимными отношениями.
Были получены три типа эмпирических данных (Д. Майерс, 1996):
1) лидеры-женщины не отличались от лидеров - мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению;
2) различия лидеров разного пола были отражением общих тендерных различий, то есть лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного пола;
3) лидеры-женщины отличались от мужчин, но в сторону, противоположную ожидаемым тендерным различиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины не только не уступали мужчинам, но даже превосходили их.
Поиск причин тендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и лидерами-женщинами ведется в разных направлениях.
1. Концепция гендерного потока, выдвинутая Барбарой Гу-тек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе лидерство, как бы «заливая», подобно потоку, всё вокруг (возникает так называемый гендерный эффект, когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит, прежде всего, от его пола. В самом деле, в некоторых исследованиях было установлено, что женщины воспринимались как менее компетент- ; ные лидеры, особенно если эксперты-подчиненные были сторонниками традиционных, не эгалитарных взглядов на лидерство.
59
2. Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн с соавторами; С. Суттон с соавторами) исходит из допущения, что люди вообще предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола. По отношению к женщинам эти требования выше; так, чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает тендерную диспропорцию среди лидеров в организации. Были получены эмпирические данные о существовании предубеждений против лидерства женщин, в том числе и против их лидерства в семье — даже у профессиональных психотерапевтов. В то же время, несмотря на существование таких убеждений (более устойчивых у мужчин, чем у женщин), во многих семьях лидерство делится между мужем и женой, особенно в длительно существующих браках.
3. Концепция токенизма, предложенная Р. Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе. В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из признаков (вчастности, по тендерной и расовой принадлежности), были названы доминан -тами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название «токенов» (символов). Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей (обнаруженных эмпирически): а) «ма-
'тери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; б) «соблазнительницы» — токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег -мужчин; в) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; г) «железной леди» — этим токенам приписывалась неженская жесткость, и они были особенно изолированы от группы. Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижают их возможности роста, и изменить эту ситуацию может лишь увеличение их числа среди лидеров.

В обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность, поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение: выгод от него может быть больше, чем потерь. Возможно, поэтому ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. Обладание же и маскулинными, и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дисфункционального внутрен -него конфликта.
4. Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с маскулинной тендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой тендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам.
5. Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фид-лером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут различаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль (см., например, обзор у Т. В. Бендас, 2000).
Семейные отношения с точки зрения
проблем социальной власти
и лидерства
Как уже говорилось, структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос о том, каким образом реализуется властная функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, кто является исполнителем, какраспреде-
6i
лены между членами семьи права и обязанности (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н.Дружинин, 2000; Н. Н. Обозов, 1990; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь