|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20837
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Виды наслаждения и их цели
Лекция XXIII представляет собой исследование видов наслаждения. Определение, которое Фрейд дает симптому, состоит в том, что, несмотря на феноменологию страдания, это не что иное, как разновидность либидинозного удовлетворения. Именно это отмечает Лакан, когда говорит в «Телевидении», что субъект всегда счастлив. Фрейд пытается показать, каким именно образом субъект всегда счастлив; он допускает, что счастье это может быть, так сказать, - спародируем заглавие одной из новелл Барбэ д'Оревильи, «Счастье в преступлении», -счастьем в страдании. Таков бесчеловечный аспект психоанализа: страдающий субъект обращается к аналитику с жалобой, а тот отвечает ему, что, в сущности, мол, «все идет хорошо». Разумеется, это не единственный его аспект. Речь не идет о том, чтобы, так сказать, благословлять субъекта на страдание, говоря ему: «Ты в своем страдании находишь счастье». Единственный смысл исцеления заключается в уменьшении цены страдания, которую приходится платить за доступ к удовлетворению влечения, чтобы удовлетворение это не доставалось слишком уж дорогой ценой. В подобном случае позиция аналитика выглядит несколько гуманнее. Самое главное, однако, - в том, что на этом уровне конфликт отсутствует. Да, есть страдание, но конфликта как такового нет. Конфликт, это столь важное для Фрейда понятие, представляет собой теоретическую конструкцию, которая позволяет утверждать, что либидинозное удовлетворение вступает в конфликт с другим элементом, с другой инстанцией, вынуждающей либидо изменить направление. Фрейд не однажды пытается эту инстанцию определить. Поначалу она предстает у него как внешняя реальность. Во «Введении...», однако, он утверждает, что это Я, его законы и свойственные ему влечения, - ибо для противостояния влечениям ему необходим элемент, который и сам имел бы характер влечения. Несколько позже Фрейд вновь видоизменяет свою теорию (перед нами, в некотором роде, как раз и есть изтина, «varité», истина, которая изменяется) - теперь это уже не Я, а Сверх-Я и влечение к смерти. Однако в сопоставлении с тем Реальным, что имеет место в удовлетворении, все это построение сводится, похоже, к простой кажимости. Если в Реальном удовлетворения сомневаться не приходится, то теоретическая модель конфликта весьма сомнительна. Именно здесь и приобретает свое значение термин «вид» или «разновидность», которым мы пользуемся, когда говорим о виде наслаждения или разновидности удовлетворения, или когда Фрейд говорит об «eine neue Art der Libidobefriedigung», новой разновидности либидиноз-ного удовлетворения. Тем самым вводится идея средства, метода, устройства, приспособления - более или менее искусственного, по сравнению с Реальным удовлетворения. Искусственность средства ярко проявляется, например, в извращениях, где она выступает в реальности на поверхность. В извращении симптом приобретает характер спектакля, где искусственный элемент становится частью самого приема. Именно на это обращает внимание Лакан, говоря о Жане Женэ: вынося различные извращения на сцену, тот всегда подчеркивал искусственный характер приема, который используется, чтобы получить наслаждение. Это бросается в глаза, например, в приеме мазохиста, где пресловутая абсолютная власть над субъектом, которой пользуется Другой, в конечном итоге, является искусственной затеей того же самого субъекта. Связь между кажимостью и наслаждением является, таким образом, принципиальной. Вместе с тем искусственный характер извращения -начало, роднящее его с искусством. Посмотрим теперь, каковы последствия всего этого. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|