Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156149

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Формирование ожидания позитивных изменений
- Создание терапевтических отношений. В случае надобности — объяснение этиологии - Проявление положительного принятия и эмпатии
- Пояснение терапевтических «правил игры»
- Терапевтический контакт
3. Проигрывание терапевтического научения - Систематическое овладение навыками и умениями (поведенческая терапия)
- Анализ мотивов поведения и эмоций (психоанализ)
- Реструктурирование образа Я (разговорная психотерапия) - Применение конкретных психотерапевтических техник
- Непрерывное наблюдение и оценка течения терапии
4. Оценка до и после окончания терапии - Психодиагностика достижения терапевтической цели
- Гарантия генерализации результатов терапии
- Формальное окончание терапевтических отношений - Беседа
- Диагностические методы
- Сокращение числа терапевтических контактов
- Взаимное соглашение об окончании терапии

(1) Фаза определения показаний. Клинико-психологическое лечение начинается с того, что констатируются показания к нему. Этот процесс осуществляется по определенным правилам действий, «которыми определяются наиболее оптимальные мероприятия при заданных специфических условиях (в том числе и при заданных целях)» (Baumann & von Wedel, 1981, S. 13). Таким образом, они имеют структуру технологических правил. При этом можно выделить различные уровни принятия решения: от «непрофессиональной системы» до системы специалистов-психотерапевтов.
В процессе диагностики (ср. главу 6) ставится диагноз и делается выбор в пользу того или иного терапевтического метода (ср. Zielke, 1982). Теоретически наиболее соответствующий, или оптимально подходящий, метод можно подобрать путем так называемой прогностической или селективной индикации для данного расстройства. В начале устанавливаются общие рамки действий. Однако влияние такой диагностики на выбор терапевтического метода не стоит переоценивать (ср. Blaser, 1985), так как, во-первых, психотерапевты имеют разное образование и владеют ограниченным репертуаром терапевтических техник, во-вторых, существует не так уж много обоснованных индикационных рекомендаций, и, наконец, терапевтический процесс, будучи динамическим событием, изменяет с течением времени состояние проблемы (ср. Grawe, 1981a). Отсюда возникает необходимость непрерывной адаптации терапевтического воздействия, т. е. можно говорить об адаптивном определении показаний, которое более точно определяет ход действий. В этом смысле диагностика играет роль во всех фазах терапии. К фазе определения показаний относится также информирование пациента и получение его согласия (Informed Consent; Dsubanko-Obermayr & Baumann, 1998).
(2) Создание терапевтических отношений. Относительно начальной фазы Канфер и Гримм (Kanfer & Grimm, 1980) говорят о ролевом структурировании и о создании терапевтического альянса, а Струпп (Strupp, 1986) — об установлении межличностных отношений между психотерапевтом и пациентом, которые являются предпосылкой для терапевтического научения. С одной стороны, пациент знакомится с особой ролью пациента, определяемой по-разному в разных терапевтических подходах; он узнает, каких достижений ожидает от него психотерапевт и какие «правила игры» вступают в силу. С другой стороны, в этой фазе должны возникнуть доверительные отношения между пациентом и психотерапевтом. Различаемые Роджерсом переменные психотерапевта — подлинность, теплота, принятие и эмпатия — облегчают развитие доверительных отношений (ср. подглаву о разговорной психотерапии). Эти отношения создают условия для терапевтического научения без страха в последующих фазах и поддерживают мотивацию и согласие. В психоанализе создание «отношений переноса» является существенной предпосылкой для терапевтической работы. Для создания терапевтических отношений и ролевого структурирования, необходимых для совместной терапевтической работы («co-oriented activity»; Orlinsky & Howard, 1987), очень важна терапевтическая обстановка. Сюда относятся некоторые внешние аспекты, например профессиональные пространственные условия, в которых протекает лечение; сюда же относятся и терапевтические правила. Терапевтический контракт между пациентом и психотерапевтом регулирует в том числе частоту и длительность сеансов (в неделю), а также обязанности пациента и психотерапевта, например врачебную тайну. В этой фазе пациенту нередко сообщается уже и первая глобальная концепция понимания его расстройства (этиологическая концепция).
(3) Проигрывание терапевтического научения. Доверительные отношения пациент—психотерапевт представляют собой одно из основополагающих терапевтических условий, которые облегчают новое научение. Струпп (Strupp, 1986) называет это «терапевтическим научением». В соответствии с общими определениями научения (ср. Bower & Hilgard, 1981) терапевтическим научением мы называем создание (и соответственно ликвидацию) относительно стабильных поведенческих диспозиций, а также новую организацию когнитивных структур на основе терапевтического опыта, т. е. изменение от диспозиций к открытому (непосредственно наблюдаемому) и/или скрытому поведению и открытым эмоциям, к психомоторному, аффективному, когнитивному и вегетативному поведению и параллельное с этим изменением новое структурирование когниций, релевантных для расстройства. Цели научения могут варьироваться от элементарных целей (к примеру, устранение какого-нибудь дефекта речи) до задач высокой степени сложности, таких как изменение установок по отношению к самому себе и к релевантным лицам; время научения может охватывать от нескольких часов до нескольких лет. Организация терапевтического научения может быть в высокой степени структурирована, как в поведенческой терапии, или базироваться скорее на самораскрытии, как в разговорной психотерапии (ср. Strupp, 1986). Структурные условия организации научения определяются конкретным терапевтическим подходом или методом в рамках этого подхода. При поведенческой терапии первая фаза терапевтической работы заключается в прояснении проблемы путем анализа поведения, в постановке цели и выборе метода; позже на первый план выдвигается собственно терапевтическое научение. В психоанализе же основная роль в терапевтическом научении (в анализе переноса) отводится интерпретации опыта отношений, поэтому число терапевтических сеансов заметно выше. Все психотерапевтические подходы так или иначе создают пациенту возможность получить опыт новых отношений в особых условиях, получить обратную связь в ответ на собственное поведение, получить мотивацию к проверке реальности в какой бы то ни было форме и приобрести новые навыки и умения (ср. Goldfried, 1987). В когнитивной плоскости все подходы предлагают пациенту убедительное — в идеальном случае научное — объяснение, которое позволяет пациенту понять симптомы и на котором основываются терапевтические процедуры (ср. Frank, 1989). При лечении нарушений функций упомянутые элементы опыта получают несколько иное, чем при психотерапии, значение.
Организация научения, как правило, ориентирована на определенные цели (ср. Perrez, 1982), причем эти цели могут быть краткосрочными (промежуточные цели, которые ставятся в определенной фазе) или долгосрочными и в разной степени конкретными (ср. главу 18). Цели, лежащие в основе большинства видов лечения (табл. 22.1.2), можно классифицировать следующим образом: (1) цели, относящиеся к терапевтическому процессу, (2) цели, ориентированные на микрорезультаты, и (3) цели, ориентированные на макрорезультаты (ср. Orlinsky & Howard, 1986). Цели, ориентированные на терапевтический процесс, всегда краткосрочны и конкретны. Они управляют действиями психотерапевта во время терапевтического сеанса, когда требуется побудить пациента к самоэксплорации, прояснить для него какую-то взаимосвязь, подтолкнуть к пониманию; когда психотерапевт в ролевой игре хочет добиться от пациента какого-то нового поведения и закрепить его или проделать какое-то упражнение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Афоризмы психотерапевтов: Ирвин Ялом
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Карлин Е.А. Темы профессионального развития психотерапевта
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Эриксон Милтон - Стратегия психотерапии
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Эриксон Милтон. Стратегия психотерапии.
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шостром Э. Терапевтическая психология.
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Малейчук Г.И. О некоторых профессиональных догмах в психотерапии
  • Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Зейг Дж.К., Мьюнион В.М. Психотерапия - что это. Современные представление.
  • Психотерапия; Psychotherapy; Psychotherapie
  • Погодин И.А. Сущность диалогово-феноменологической психотерапии: квантовые коннотации
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии
  • Симптом
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Бланкенбург В. Экзистенциальный анализ
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Тихонова О.И. Особенности семейной психоаналитической психотерапии
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Профессия психолог
  • Хеллер Стивен, Стил Терри Ли. Монстры и волшебные палочки. Такой вещи как гипноз не существует.
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Теория; Theory; Theorie
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Вайнер И. Психотерапевтический контракт



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь