|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379592
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Препятствовать достижению цели могут самые различные причины. Иногда у человека просто нет необходимых умений или способностей. Например, в случае с незаводящейся машиной вы не смогли определить, в чем проблема и как ее решить. Кроме раздражения по адресу машины, вы могли испытывать злость на самого себя за то, что не разбираетесь в двигателях и не умеете их чинить. Часто люди стремятся достичь целей, которые находятся далеко за пределами их возможностей. Например, застенчивый мужчина хочет стать отличным продавцом, или женщина с ограниченными интеллектуальными способностями и финансовыми возможностями мечтает о карьере в области ядерной физики.
Фрустрация: чувство,возникающее, когда человек не может достичь желаемой цели. Рис. 8.4. Конфликт равнозначных положительных возможностей. Фрустрация может возникнуть также в том случае, если человек никак не может выбрать одну из нескольких целей. Иногда люди ощущают тягу сразу в нескольких направлениях. Курт Левин (Kurt Lewin, 1935) выделил три типа внутренних конфликтов, связанных с достижением цели. Каждый из этих трех типов внутренних конфликтов приводит к фрустрации. Конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданов осел».* Изтрех типов конфликтов этот приводит к самой слабой фрустрации. Конфликт положительных равнозначных возможностей возникает тогда, когда у человека есть две привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно. Допустим, в одно и то же время в разных местах проводятся две отличные вечеринки, каждую из которых вам хотелось бы посетить. Одну из них вам придется пропустить, но какую? Или представьте себе, что ваша богатая тетя подарила вам 70000 долларов на покупку новой машины. Вам нравятся и «Мерседе-сы», и «Порше». Вам придется сделать выбор, но это приятная дилемма. Вы всегда остаетесь в выигрыше, даже если приходится отказаться от одной из заманчивых альтернатив. Именно поэтому конфликты равнозначных положительных возможностей приводят лишь к умеренной фрустрации. * Понятие «буриданов осел» отсылает нас к парадоксу учения о воле, описанному французским философом Жаном Буриданом: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет предпочесть ту или иную связку. В переносном смысле говорится о человеке, колеблющемся в выборе между двумя равнозначными возможностями. (Прим. ред.) Конфликт равнозначных положительных возможностей: конфликт, возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей: конфликт, возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив. Рис. 8.5. Конфликт отрицательных равнозначных возможностей. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или «Из двух зол...». Из трех типов конфликтов этот тип приводит к самой сильной фрустрации. Вам приходится выбирать одну из двух непривлекательных перспектив. Говорила ли вам в детстве мама: «Наведи порядок в чулане или ложись спать»? Если предположить, что уборка в чулане не доставляет вам удовольствия, а спать вы не хотите, то неизбежно возникает конфликт равнозначных отрицательных возможностей. Страшно даже подумать о том, что придется несколько часов копаться в разном барахле, которым забит чулан, но лежать и скучать, пытаясь заснуть, тоже совершенно не хочется. Обычной реакцией на конфликт этого типа является попытка бегства. Возможно, в описанном выше случае вы ответили маме угрозой сбежать из дома. Если бегство невозможно, то приходится так или иначе разрешать конфликт, то есть из двух зол выбирать меньшее. Однако любой сделанный вами выбор приводит к сильной фрустрации и гневу. Конфликт положительно-отрицательных возможностей, или «проблема выбора». Из трех типов конфликтов конфликты этого типа возникают чаще всего. Как правило, у вашей цели есть как положительные, так и отрицательные аспекты. Съев кусок шоколадного торта, вы получите большое удовольствие, но в то же время от сладкого портятся зубы и прибавляются лишние килограммы. Если вы потратите вечер на подготовку к экзамену, то получите более высокую оценку, но не сможете провести этот вечер с друзьями. Сложные конфликты этого типа часто возникают при выборе колледжа. Колледж, где предлагается самая интересная учебная программа, может оказаться слишком дорогим или находиться далеко от дома. Рядом с домом есть неплохой колледж, но там очень мало специализированных курсов. С другой стороны, можно вообще не поступать в колледж, а сразу устроиться на работу. Тогда ваши доходы повысятся прямо сейчас, но нет перспектив их роста в будущем. Когда приходится оценивать положительные и отрицательные аспекты сразу нескольких возможных направлений деятельности, то возникает многосторонний конфликт. Большинство людей постоянно сталкиваются с подобными конфликтами положительно-отрицательных возможностей. Даже выбирая, что вам сегодня надеть или приготовить на завтрак, вы многократно взвешиваете все «за» и «против». Однако даже неудачный выбор одежды или меню редко приводит к сильной фрустрации. Гораздо больше волнений вызывают серьезные решения, такие как выбор колледжа или места работы, вступление в брак или развод. Конфликт положительно-отрицательных возможностей: конфликт, возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Рис. 8.6. Конфликт положительно-отрицательных равнозначных возможностей. При разрешении конфликтов этого типа сначала обычно преобладает положительная тенденция. Рассмотрим следующий пример: актриса соглашается играть главную роль в пьесе. Она ждет премьеры и предвкушает аплодисменты; преобладает положительная тенденция. Но актриса знает, что, выступая перед публикой, она обычно нервничает, поэтому у нее появляется желание избежать неприятной ситуации. И по мере приближения цели эта отрицательная тенденция усиливается. В день премьеры у актрисы в горле стоит комок и она испытывает сильнейший страх сцены. Вспомните, с какими конфликтами такого типа приходилось сталкиваться вам. Случалось ли вам в последний момент отказываться от участия в каком-нибудь событии из-за усилившегося желания избежать ситуации? Упражнение 8.6 Определите тип описанных ниже конфликтов: а. Ким хочет научиться кататься на роликовой доске, но боится, что будет глупо выглядеть, если упадет._____________________,______ б. Майк никак не может решить, что ему заказать — сочный бифштекс или ароматного омара. ______________________________ в. Джош терпеть не может уроков испанского языка, но если он прогуляет еще один урок, то не получит зачета за семестр. ________________ г. Хуан не может выбрать, где провести отпуск — на горном курорте или на побережье океана. ________________________________ д. Эстер очень нравится на пляже, но она боится, что сильно обгорит на солнце, если не уйдет с пляжа прямо сейчас. ___________________ е. Инесс хочется пригласить друзей на вечеринку с ужином, но она ужасается от одной мысли о том, что ей придется целый день готовить. _______ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Упражнение 8.7 Ответьте на вопросы по сюжетам, приведенным в упражнении 8.6. а. Кто из персонажей сюжетов, вероятно, будет испытывать самую сильную фрустрацию и гнев? ______________________________ б. Кто из персонажей сюжетов, вероятно, будет испытывать самую слабую фрустрацию и гнев? _________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Гнев и агрессия Любой конфликт, независимо от его типа, приводит к фрустрации, но люди реагируют на нее по-разному, и одни способны переносить гораздо более сильную фрустрацию, чем другие. Иногда люди пытаются уйти от фрустрации, но чаще всего начинают сердиться. Они выражают свой гнев с помощью множества способов, наиболее распространенным из которых является агрессивное поведение. К агрессии, относится целый ряд форм поведения, от вступления в мелочные пререкания до экстремальных проявлений физического насилия. Цель агрессии — причинить моральный или физический вред или уничтожить другого человека или предмет. У разных людей проявления агрессии существенно отличаются. Шпайльбергер (Speilberger, 1992) указывает на то, что некоторые люди сразу же выражают свой гнев, затевая споры или хлопая дверьми. Другие не показывают своих чувств, хотя внутри у них все кипит. Третьи стараются избегать таких ситуаций, когда можно ожидать возникновения фрустрации и гнева. Психологи по-разному объясняют такое разнообразие проявлений гнева. Остается дискуссионным также и вопрос о том, обусловлена ли склонность к агрессии наследственностью или является приобретенным качеством. И как бы то ни было, психологи исследуют обе возможности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|