Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.

Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218061

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Последствия фрустрированной потребности в привязанности

Херманн наделяет руку в ситуации привязанности качествами эрогенной зоны:
«Привязанность к телу матери является не только целенаправленным явлением (так же, как сосание и коитус являются не только целенаправленными процессами жизни), а еще и первым заявлением о себе либидо и первым проявлением любви к матери; «исполнительными органами» этой любви являются руки и ноги. Чтобы добиться удовлетворения либидо, руки младенца ищут эрзац-удовлетворения методом проб и ошибок — либо самостоятельно, либо в связи с эрзац-удовлетворением зоны рта (сосание пальцев). Так что когда ребенок сосет пальцы, то активируется не только функция рта и происходит оральное удовлетворение, но и задейст-вована рука. Таким образом, выражаясь на языке теории либидо, удовлетворение возникает и в зоне рта, и в зоне руки. Такая часто наблюдаемая зависимость удовлетворения зоны руки от потребности в удовлетворении зоны рта приводит нас к другой группе наблюдаемых фактов. Рассмотрим поведение младенца во время сосания или кормления с использованием рук. Как только пища попадает в рот, руки мгновенно раскрываются. Во время сосания у младенца в определенном возрасте одновременно начинает пробуждаться сила в мышцах рук, проявляясь в форме экстремального напряжения или сжатия пальцев. То есть, если мы объясняем развитие силы сосания влиянием эрогенного источника, то и развитие силы рук, проявляющееся во время акта сосания, необходимо свести к тому же самому источнику. Как рот, так и рука являются частями одной и той же системы*».
Такое развитие силы указывает, по мнению Херманна, не только на участие либидо, но и на воздействие агрессии, и влечение к привязанности может проявляться с одной стороны мягко, нежными поглаживаниями, а с другой стороны — грубо, в виде агрессивного хватания. В эротических ощущениях пациентов с педофилией такая тесная взаимосвязь между оральной стимуляцией и стимуляцией пальцев играет важную роль. Эта взаимосвязь обнаруживается и в противоречивой нежности педофилов. Нежность оказывается очень сильно идеализированной, грубые стороны собственного сексуального возбуждения и его воздействия на ребенка чаще всего вообще не замечаются. Только иногда на психоаналитических сеансах такое противоречие может осознаваться. Тогда пациент вспоминает, насколько для него было болезненным в мгновенья наивысшего возбуждения замечать свою «отделенность» от ребенка. У других пациентов, которые с самого начала осознавали различие своих собственных переживаний и переживаний детей, становится ясным другой вид расщепления. Эти пациенты пытаются скрывать от ребенка свое возбуждение, ограничивая общие с ребенком реальные переживания, и только оставаясь без ребенка, обращаясь к своей фантазии, доводить до завершения свои эротические желания.
У педофилов, таким образом, можно непосредственно наблюдать за комбинированной эротикой руки и рта чаще всего во взаимосвязи с страстными фантазиями о полном слиянии и растворении себя во взаимных объятиях, а не в случаях, описанных Херманном и его последователями, где эти тенденции проявляются в завуалированной форме в невротическом образовании симптомов, причем догадаться об этом можно будет только на сеансах психотерапии. При перверсии лежащая в основе невротического симптома детская эротика может открываться напрямую. По мнению Фрейда, возникающий посредством регрессии детская форма удовлетворения в случае перверсии представляет собой «позитив» невроза, а в самом неврозе та же самая форма подвергается воздействию защиты (вытесняется), то есть становится «негативом»**.
Но эпицентр детской травматизации скорее всего находится в структуре раннего конфликта с матерью, которая с самого начала переживалась как агрессивная, доминирующая, своенравная и непредсказуемая, без проявлений нежности. Фигура отца в воспоминаниях часто плохо представлена, а иногда за ребенка сражаются две женщины (мама и бабушка). Для прояснения воздействия таких структур на внут-

*Hermann, I.: Anklammerung, Feuer, Schamgefьhl. Int. Z. Psychoanalyse, 1941. S. 243. **Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G. W., Bd. V.
реннюю репрезентацию большое значение имеет исследование обращения с физическими потребностями. Описанная Херманном фрустрация влечения к привязанности (отсутствие волосяного покрова у женщин, отделенность младенца от матери одеждой и т. д.) может играть у педофилов особенно большую роль. Часто сверхактивные, беспокойные матери обходятся без возможности длительного контакта с телом младенца и «переливания тепла» из своего тела в тельце ребенка. Но я считаю возможным и то, что экстремальное потакание детской потребности слияния посредством долгого ношения на руках и засыпания вместе с ребенком может также приводить к фиксации повышенной потребности в привязанности.
Фрустрация или фиксация потребности в привязанности может вызвать усиление психической представленности руки и рта в качестве эрогенных зон.
Д. Винникотт (статья «Об эмоциональном развитии на первом году жизни», 1945) исследовал значение руки и большого пальца относительно их отношений к переходному объекту, а этим — чувство реальности и разделенность субъекта и объекта. В подобном направлении идут размышления Вилли Хоффера (статья «Рот, рука и интеграция Я» в The Psychoanalytic Study of the Child, том 3/4, 1949), описавшего значение руки по отношению к оральности и к первой интеграции сферы Я. Он опирается на гипотезу о том, что дифференциация сферы Я из общей матрицы Я и Оно проявляется на поверхности тела ребенка, когда на службу орального влечения и для аутоэротического получения наслаждения под воздействием сосания пальцев одновременно пробуждаются два ощущения, оральное и тактильное. Примерно на 12-й неделе рука начинает не рефлекторно, а произвольно засовываться в рот, чтобы понизить оральную напряженность. У совсем маленьких детей рука столь сильно вступает в конкуренцию с соском груди, что матери приходится убирать ручку ребенка изо рта, чтобы он начал сосать не свои пальцы, а ее сосок. Начиная с 12-й недели, можно наблюдать, как ребенок начинает сильно впиваться зубами в предметы (но не в свои пальцы и руки), которые не страдают от оральной агрессии. Здесь обнаруживаются первые переживания раздельности самости и не-самости.
* Laufer, Е.: Female Masturbation in Adolescence and the Development of the Relationship to the Body. Int. J. Psycho-Anal., 1982. S. 295-302.
Но в любом случае рука фактически представляет собой важное ядро переживаний самости у младенца. В этой связи следует упомянуть о том, что Шпитц (статья «Дополнение к проблеме аутоэротизма», 1962) обнаружил, что младенцы при кормлении грудью в качестве «акции обмена» за сосок матери засовывают в рот матери одну из своих ручек. Лауфер* занимался особым феноменом, заключающимся в том, что многие женщины избегают мастурбировать своими руками. Он выдвинул гипотезу о том, что бессознательно маленькие девочки идентифицируют свою ручку с рукой матери и что специфический вид отношений к матери у девочек явно отражается на их установке к мастурбации в различных стадиях развития. Например, рука может стать источником страха, а при синдроме хронического «вскрытия артерий» бессознательная агрессивная фантазия против матери играет одну из значительных ролей.

О репрезентациях самости и объектов

Ситуативно подкрепляемая фрустрацией от взаимоотношений с матерью потребность в привязанности всегда играет какую-либо роль. Сюда же относится фантазия о всемогущей гигантской матери. В перверсивных переживаниях речь идет не только о потребностях влечений, но и о связанном с ними оживлении дифференцированных представлений об объекте и самости. Материнские репрезентанты частичных объектов могут иметь жестокий, садистический характер, а образ отца чаще всего бывает неконкретным, далеким, хотя часто не менее садистичным, чем образ матери. Тогда враждебность, ожидаемая от большинства объектов, ведет к ограничению и подавлению многих потребностей, приводит к переднеплановой скованности в проявлении агрессии (и соответственно к бессознательной ненависти), как и к актуализации прежде всего детского, тревожного, покорного поведения и скрывающихся за ним потребностей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Развитие судеб влечений
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Сомнения в привязанности и отделении C0±
  • Навязчивая амбивалентность в привязанности с готовностью к поиску C+±
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Проекция; партиципацию; Перенос своего могущества на объект за пределами себя. Тенденция -p
  • Колобок (фиктивный профиль), ППП: S0+! P++ Sch-- C+!0, ТКП: S±-! P-- Sch++ C-!±
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Депрессивная и аутичная формы контакта C+-
  • Заблокированность контактов, ирреальные связи C--
  • Стремление уцепиться за объект. Тенденция +m
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Спад аффилиативной потребности. Реакция 0d
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гуманизация с предрасположенностью к агрессии S-±
  • Влечение к единичному объекту. Тенденция +h
  • Сомнения в поисках и цеплянии C±0
  • Вытеснение Sch-0
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Примыкание; anaclisis
  • Навязчивая амбивалентность в привязанности и инцестуозная связь C-±
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Давление (влечений); pressure
  • Просмотр черно-белого кино делает сны бесцветными
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Влечения к самосохранению
  • Кое-что об отношениях людей
  • Влечение частичное
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Бесконтактность в отношениях с миром C00
  • Поиск нового объекта. Тенденция +d
  • Экстремальное постоянство C-0
  • Депрессивное состояние - фактор d
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Эпистемофилия; epistemophilia
  • Амбивалентность
  • Разрушение всех связей с миром C0-
  • Приворот на кольцо
  • Жажда обладания Sch+0
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Интегрирующее Я Sch±±
  • Анаклитический
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь