Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379591

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Недавно были проведены исследования, целью которых являлась попытка установить, вызывает ли каждая эмоция какие-либо специфические реакции, характерные только для данной эмоции. Левинсон (Levinson, 1992) обнаружил, что отрицательные эмоции, такие как гнев, страх и печаль, вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные эмоции. Это свойство было отмечено Левинсоном у всех испытуемых, независимо от пола, возраста, а также культурной принадлежности. Ученых интересует вопрос о том, какие зоны мозга связаны с формированием определенных эмоций. Обследование пациентов с травмами головного мозга показывает, что левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, такие как радость, а правое полушарие «отвечает» за отрицательные эмоции, например страх и гнев (Davidson, 1992). В выдержке из статьи, приведенной в Приложении 8.2, говорится о том, что лобная доля правого полушария повышает свою электрическую активность, когда человек испытывает грусть, а электрическая активность лобной доли левого полушария повышается после депрессии. На рис. 8.2 показано расположение этих зон мозга.
Хотя результаты современных исследований показывают, что в формировании положительных и отрицательных эмоций участвуют разные полушария, мы все равно пока не можем определить, какую именно эмоцию испытывает человек. Сейчас с помощью постоянно совершенствующихся медицинских приборов ученые могут сосредоточить свои усилия на изучении параметров деятельности мозга, характерных для отдельных эмоций, и исследовании сопутствующих биохимических реакций (Baumetal., 1992).
Приложение 8.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
КАК ВОЗНИКАЮТ ЭМОЦИИ
Двадцать лет назад было поднято много шума вокруг сообщения о «специализации» левого и правого полушарий головного мозга на различных типах мышления, однако в прессе теория разделения функций между полушариями излагалась весьма упрощенно. В настоящее время все большее количество исследований указывает на то, что разные половины мозга играют различные, четко разграниченные эмоциональные роли, а возможной причиной подобного «разделения труда» является его эффективность. Неврологам уже давно известно, что у пациентов, перенесших правосторонний инсульт, возникают проблемы как при выражении собственных эмоций, так и при восприятии эмоциональных сигналов других людей. Такие пациенты, например, хорошо понимают слова «Я рассержен», но не замечают обиженного тона говорящего или сердитого выражения его лица....
Не исключено, что отрицательные и положительные эмоции также распределены между полушариями. Исследования, проведенные Ричардом Дэвидсоном (Richard Davidson) из университета штата Висконсин и Дональдом Такером (Donald Tucker) из Орегонского университета, показали, что у человека, ощущающего страх или отвращение, повышается электрическая активность лобной доли правого полушария. По данным электроэнцефалографии, чувство грусти приводит к снижению электрической активности лобной доли левого полушария, в то время как некоторые положительные эмоции, такие как радость и веселье, повышают эту активность.
Возможно, что функциональная асимметрия левого и правого полушарий является признаком, позволяющим судить о темпераменте человека. Дэвидсон и его коллеги поставили серию экспериментов, которые дали следующие результаты: у детей, склонных к сильному расстройству при разлуке с матерью, а также у людей с пессимистическими взглядами на жизнь обнаруживалась повышенная активность лобной доли правого полушария. Активность лобной доли левого полушария у людей, когда-либо в жизни перенесших сильную депрессию, повышена по сравнению с ее активностью у тех, кто никогда не испытывал депрессии....
Источник: Goode, Е. Е., with Schrof, J.M. & Burke, S. (1991, June 24). Where emotions come from. U.S. News & World Report. 54—60, 62.
Упражнение 8.4
Ответьте на приведенные ниже вопросы, которые касаются человека, изображенного на рис. 8.3.
а. Предположим, что мистер Херкимер переживает какие-то сильные эмоции. Перечислите три возможные физиологические реакции на эти эмоции.
б. В какой зоне его мозга возможно возрастание электрической активности?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Рис.8.3
Влияние физиологии на эмоции: доводы «за» и «против»
Как правило, физиологические реакции организма на стресс положительно влияют на его деятельность. Многие процессы активизируются, в результате чего организм подготавливается к чрезвычайной ситуации. Улучшение кровообращения и повышение содержания адреналина в крови дают человеку дополнительные силы. Он может бежать быстрее, и у него появляется больше энергии. Возможно, вы слышали рассказы о хрупких старушках, которым удавалось поднимать автомобили для спасения жизни своих близких. Быть может, вы и сами ощущали прилив энергии в моменты эмоционального стресса. Случается, что тонущий человек собирает последние силы, и ему удается выплыть. Точно так же на больших соревнованиях спортсмены часто показывают результаты, превосходящие все их прежние достижения. Важность происходящего вызывает у них интенсивные эмоции. Помните зимние Олимпийские игры 1980 года? Никто не мог даже предположить, что у американской сборной по хоккею есть шансы выиграть!
К сожалению, эмоции не всегда вызывают физиологические реакции, оказывающие положительное влияние на организм. Длительный стресс, например, приводит к повышению вероятности возникновения болезней. В результате длительного изменения физиологических параметров деятельности организма может появиться сухой кашель, язвенная болезнь, головная боль, повышение артериального давления, случиться инсульт или сердечный приступ. Зелигман (Seligman 1974), исследовавший случаи смерти, наступившей в результате воздействия шаманов, установил, что человек может умереть просто от страха. А тот, кто верит в возможность колдовства, несомненно будет испытывать сильный страх. Сильный страх вызывает значительное увеличение частоты сердечных сокращений. Когда сердце в течение долгого времени работает в усиленном режиме, затем наступает так называемая компенсация и ритм сердца замедляется. Иногда такая компенсация бывает чрезмерной и сердце вообще останавливается, что приводит к смерти.
Упражнение 8.5
Приведите один пример положительного и два примера отрицательного влияния физиологических реакций организма, вызванных эмоциями.
а. Положительное влияние: __________________________
б. Отрицательное влияние: ___________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Измерение физиологических реакции, связанных с эмоциями
Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который в русскоязычной литературе чаще называют «детектором лжи», поскольку его часто применяют для проверки правдивости показаний. Детектор лжи — это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения и кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца. Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания параметров всякий раз, когда испытуемый солжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными.
Представьте себе, что вас испытывают с помощью детектора лжи. Согласно обычной процедуре испытания, сначала вам будут задавать нейтральные вопросы, которые не должны вызывать у вас никаких эмоций, например, «Как вас зовут?» или «Что вы ели сегодня на завтрак?». Поскольку подобные вопросы обычно не вызывают эмоций, предполагается, что частота сердечных сокращений, артериальное давление и другие физиологические показатели будут соответствовать норме. Их нормальный уровень будет записан в качестве базисной линии. Затем вам будут заданы критические вопросы, например: «Встречались ли вы в ночь убийства с Льюисом?» или «Где вы спрятали угнанную машину?» Если во время ваших ответов прибор зарегистрирует заметные отклонения, показателей от базовой линии, то следователь сделает вывод, что вы пришли в состояние эмоционального возбуждения.
Детектор лжи (полиграф): прибор, измеряющий изменения частоты сердцебиения и дыхания, артериального давления, активности пищеварительных органов и кожно-гальваническую реакцию.
Но означает ли это, что вы солгали? Достоверность результатов, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе. Нередко испытуемые жульничают при проверке на детекторе. Испытуемый может специально напрягать мышцы и думать о чем-нибудь неприятном, когда ему задают нейтральные вопросы. Поскольку физическая боль вызывает такие же физиологические изменения, как эмоциональный стресс, то обманщик может прикусить кончик языка или наступить пяткой на гвоздь в своем ботинке во время ответов на нейтральные вопросы. В результате прибор зарегистрирует базовую линию, которая на самом деле будет соответствовать повышенному уровню показателей. Поэтому во время ответов на критические вопросы не будет замечено почти никаких изменений. К сожалению, испытания с помощью детектора лжи иногда приводили к ошибкам, и за решетку попадали невинные люди!
Психологи единодушно считают, что невозможно эффективно оценить эмоции с помощью одного метода. Даже при одновременном использовании показаний детектора, словесных описаний и наблюдений за мимикой и жестикуляцией не всегда можно получить достоверные результаты. Более новые методы, основанные на исследовании изменения электрических и химических показателей, обходятся очень дорого, но тоже не дают точных результатов. Тем не менее при параллельном применении нескольких способов вероятность ошибок уменьшается.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
1. Представьте себе, что вы хотите выяснить, какие эмоции испытывает другой человек. Этот человек дает вам словесное описание переживаемых им чувств. Какие сведения наиболее полезны для определения типа его эмоций?
а. Сведения о привычках этого человека
б. Сведения о причинах разочарования этого человека
в. Сведения о ситуации, которая вызвала появление данных эмоций
г. Сведения о людях, которые присутствовали при ситуации, вызвавшей данные эмоции
2. С какой целью проводится тренинг сензитивности?
а. Чтобы люди смогли понять, какими физиологическими изменениями сопровождаются эмоции
б. Чтобы люди научились объяснять мимику и жестикуляцию других в. Чтобы люди научились изменять выражение своего лица с помощью упражнений перед зеркалом
г. Чтобы люди научились понимать собственные эмоции и открыто их выражать
3. Какой из следующих факторов сильнее всего зависит от культурной принадлежности человека?
а. Мимика
б. Жестикуляция
в. Физиологические реакции
г. Внутренние чувства
4. Какие из перечисленных факторов чаще всего являются причиной стресса?
а. Страх и гнев
б. Умеренные чувства или эмоции
в. Интенсивные эмоции
г. Неприятные переживания
5. Во многих научных работах производились попытки установить взаимосвязи между конкретными эмоциями и определенными физиологическими реакциями. Какой вывод можно сделать из этих исследований?
а. Эмоции не вызывают никаких физиологических реакций.
б. Все эмоции вызывают одинаковые физиологические реакции.
в. Единственной эмоцией, которая вызывает физиологические реакции, является страх.
г. Существуют факты, свидетельствующие о том, что каждая эмоция может вызывать специфическую физиологическую реакцию, но эти факты требуют дальнейшего научного исследования.
6. Как во время стресса изменяется энергетический уровень?
а. Остается обычным
б. Количество энергии возрастает
в. Количество энергии уменьшается
г. Количество энергии сначала уменьшается, а потом возрастает
7. Что Зелигман считает причиной смерти «от шаманства»?
а. Затруднения при выражении эмоций
б. Непонимание мимики
в. Неправильная жестикуляция
г. Физиологическая реакция на страх
8. Для чего предназначен полиграф?
а. Для определения типа эмоций, испытываемых человеком
б. Для определения причин лжи
в. Для измерения физиологических реакций
г. Для выявления преступных наклонностей человека
9. Почему детектор лжи может обнаружить обман далеко не всегда?
а. Частоту сердечных сокращений и артериальное давление трудно измерить.
б. Сильные эмоции не сопровождаются физиологическими реакциями.
в. Эмоции могут возникнуть по причинам, не связанным с ложью.
г. Прибор не может измерять физиологические реакции.
10. Какой из методов распознавания эмоций является самым лучшим?
а. По словесному описанию
б. По мимике и жестикуляции
в. С помощью полиграфа
г. С помощью применения всех вышеперечисленных методов
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.
ТИПЫ ЭМОЦИЙ
Многие психологи придерживаются мнения, что существует только три основные эмоции: гнев, страх и радость. Они считают все остальные эмоции вариантами одной из этих трех эмоций или их сочетаниями. Например, ненависть, ярость и враждебность являются формами гнева. В основе ревности и вины лежит страх. Любовь и счастье — это чувства, связанные с радостью. Скорбь, скорее всего, является сочетанием страха и гнева.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему испытываете гнев, страх или радость? Гнев, радость и страх имеют отдельные и четко разграниченные причины. Изучив причины каждой из этих основных эмоций, рассмотрите способы, с помощью которых вы сможете справляться со своими эмоциями.
Гнев
Гнев — это довольно неприятная эмоция. Попробуйте вспомнить какой-нибудь случай, когда вы сердились — на других или на самого себя. Причиной гнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, неподвластной вашему контролю. Представьте себе, например, что после длинного и трудного рабочего дня вы торопитесь поскорее попасть домой, но ваша машина не заводится. Вы понятия не имеете, что случилось, и ничего не можете поделать. Вы чувствуете фрустрацию, которая затем переходит в гнев. Фрустрация — это чувство, появляющееся у человека, если он не может получить ожидаемого. Психологи обнаружили, что фрустрация часто приводит к гневу или обиде в какой-нибудь форме. Поэтому если в описанной выше ситуации вы в раздражении пнете машину ногой, то ваше поведение вполне нормально.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь