Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122870

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 557
вается. Например, исследования американских ученых говорят о том, что среди людей в возрасте от 75 до 84 лет, проживающих в домах престарелых, примерно 20% страдают болезнью Альцгеймера, одной из форм де-менции. После 85 лет число случаев сенильной деменции среди обитателей интернатов и домов престарелых достигает 47% (Evans et al., 1989).
У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Так, человек, страдающий деменцией, может ясно помнить события своего детства, но не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-за этих симптомов умственного распада старый человек часто оказывается не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.
Вместе с тем очень часто суждение о наличии «старческого слабоумия» у человека преклонных лет выносится ошибочно. Учитывая широкое разнообразие косвенных причин, сложно поставить четкий диагноз.
Например, неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или страхом, могут нарушать мыслительный процесс не только у пожилых, но и у молодых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ и др., также могут отражаться на способности ясно мыслить. Спутанность сознания, сонливость могут вызываться лекарственными препаратами, используемыми для лечения некоторых заболеваний. В каждом из таких случаев при правильном лечении соматической болезни или эмоционального расстройства у человека исчезают симптомы, напоминающие проявление старческого слабоумия.
Также следует обратить внимание на то, что приведенные выше сведения о распространенности деменции среди престарелых людей вряд ли могут рассматриваться как абсолютно точные, поскольку авторами проводился анализ распространенности деменции среди лиц, проживающих в домах престарелых. И мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что сами условия жизни в подобных учреждениях обусловливают снижение интеллектуальной активности человека.
Старые люди, проживающие в домах престарелых, «выключены» из общественной жизни, лишены возможности общения со своими родными и близкими или, по крайней мере, общаются редко, не ощущают своей значимости для других людей и т. д. Все это приводит к снижению их мотивации к проявлению активности, в том числе и в познавательной деятельности. Вероятно, среди людей пожилого и престарелого возраста, живущих в семье или продолжающих вести относительно активный образ жизни, распространенность деменции существенно ниже. Вполне вероятно, распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлена особенностями культуры того или иного общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста.
Таким образом, среди причин, обусловливающих старческое слабоумие, очень много субъективных, в том числе психологических. Например, известно, что некоторые пожилые люди твердо уверены, что потеряют память и окажутся не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее начинают ожидать, что станут беспомощными и зависимыми от других и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко

558 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
воображают, что их судьба полностью отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, действительно часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь необходимых результатов.
БОЛЕЗНЬ АЛЫДГЕЙМЕРА
На самом деле лишь около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера — подлинной болезнью, связанной с разрушением мозговых клеток. Еще примерно 30% перенесли серию микроинсультов, повредивших мозговые ткани.
При болезни Альцгеймера происходит прогрессирующее разрушение мозговых клеток, особенно клеток коры головного мозга. Существует предположение, что болезнь Альцгеймера занимает четвертое место в списке основных причин смерти пожилых людей.
Причем точный диагноз болезни Альцгеймера можно поставить только при аутопсии (вскрытии): в этом случае гистологический анализ поврежденных участков мозга позволяет обнаружить наличие сенильных бляшек и характерные изменения нейрофибрилл, которые спаиваются в утолщенные жгуты и клубки. При жизни пациента рабочий диагноз обычно ставится на основании прогрессирующего ослабления памяти и дезориентации.
Причины болезни Альцгеймера до сих пор неизвестны, хотя распространенность заболевания в некоторых семьях позволяет предположить влияние генетического фактора в ее развитии. В частности, болезнь Альцгеймера, по-видимому, связана с геном, кодирующим аполипопротеин Е (АроЕ). Люди, обладающие определенной формой этого гена, АроЕ4, имеют повышенные шансы заболеть болезнью Альцгеймера после 65 лет (Miller, 1993). Другие возможные причины, например большая концентрация алюминия в клетках мозга, пока не доказаны (Doll, 1993).
Симптомы заболевания
Первые симптомы этого заболевания обычно проявляются в забывчивости. Вначале человек забывает мелочи; по мере развития болезни перестает помнить места, где он бывал, имена и повседневные дела; и наконец даже только что произошедшие события немедленно оказываются забытыми. Прогрессирующее ослабление памяти сопровождается утратой привычных навыков. Становится гораздо сложнее планировать и выполнять даже простейшие повседневные дела; например, трудно приготовить себе еду, если не можешь отыскать холодильник. К этому моменту становится ясно, что
Болезнь Альцгеймера — вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых. Аутопсия — патоанатомический метод исследования в современной медицине, заключающийся во вскрытии тела умершего человека.
Гистологический анализ — метод современной медицины, используемый для исследования особенностей строения и развития тканей человеческого организма. Сенильные бляшки — уплотнение кровеносных сосудов, вызывающее ухудшение кровоснабжения, вследствие чего нарушается нормальная работа внутренних органов. Нейрофибриллы — анатомический элемент структуры нервного волокна.

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 559
такого человека нельзя оставлять одного, потому что он может непреднамеренно причинить себе вред. И наконец наступает полное слабоумие. Пациент не способен выполнять самые простые действия, например одеваться или есть. Знакомых он не узнает, даже любящий супруг, ухаживавший за ним в течение многих лет, может внезапно показаться незнакомым.
Микроинсульты
Другой прямой причиной деменции являются микроинсульты. В этом случае симптомы деменции развиваются не постепенно, а внезапно или скачками. Эту форму снижения интеллектуальных характеристик очень часто называют мулътиинфарктной деменцией (МИД). Инфаркт мозга вызывается резким сужением, вплоть до непроходимости (иногда временной) кровеносных сосудов, что препятствует нормальному кровоснабжению определенного участка мозга. В результате происходит омертвление и разрушение тканей мозга.
Причиной, вызывающей микроинсульты и обусловленное ими разрушение мозговых тканей, часто является атеросклероз — накопление холестериновых бляшек на внутренних стенках артерий. Особенно велик риск инсульта для людей с атеросклерозом, сердечными болезнями, гипертонией или диабетом.
Микроинсульт — острое нарушение мозгового кровоснабжения.
Мультиинфарктная деменция (МИД) — снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.
КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Существуют и другие косвенные, но достаточно объективные факторы, вызывающие ослабление интеллектуальных функций человека. К их числу относятся: физическая форма старого человека (в ряде исследований было установлено, что пожилые люди, находящиеся в лучшей физической форме, показали лучшие результаты при выполнении самых разнообразных интеллектуальных тестов); пищевая недостаточность, приводящая к анемии (что негативно сказывается на умственной работоспособности); злоупотребление алкоголем, лекарственные средства и др.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ
Как было сказано выше, снижение интеллектуальных функций в процессе старения не является строгой закономерностью. Очень часто люди сохраняют свою работоспособность даже после достижения 70-летнего рубежа. Причем эти случаи не единичные, а скорее носят массовый характер.
Так, после 70 лет успешно работали многие известные ученые — П. Ла-марк, М. Эйлер, К. Лаплас, Им. Кант и др. И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного

560 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь