|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218074
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке После недифференцированной исходной ступени человеческого развития и ряда фаз, в которых осуществляется постепенное завершение первоначальной партиципа-ции с матерью (0-2 года) и переход к формированию объект-отношений на действительно человеческом уровне**, индивид оказывается в состоянии homo repressor (3-4 года). Оно было признано психоанализом, психотерапевтические цели которого принципиально направлены на то, чтобы лечить людей, частично отрицающих действительность под воздействием вытеснения.
Фаза homo individuator (вторая инфлятивная пубертатность в 17-18 лет и климакс в 40-50 лет), в которой происходит становление самости, аналогично рассматривается в школе аналитической психологии К. Г. Юнга, где эта стадия считается способствующей процессу индивидуации, то есть «становлению пребывающей первоначально в эмбриональном ядре личности во всех ее аспектах»***. Фаза homo elector (выбор профессии, 20-23 лет, и выбор партнера, 30-40 лет), в которой человек осознает свои собственные возможности судьбы и способен свободно выбирать среди этих экзистенциальных возможностей, рассматривается в судьбоанализе. И, наконец, последняя ступень homo humanus (после 40 лет, выбор мировоззрения), на которой человек перестает неосознанно подчиняться влечениям, изучена в гуманистическом или религиозном направлении в психотерапии, например, у Э. Фромма или А. Мэдер. Конечной целью на этой стадии является «расширение любви». Не вызывает сомнений, что судьбоаналитическая концепция является не только наиболее универсальным, но и наиболее спорным подходом в клинической психологии современности. Творческое наследие Сонди рассматривает два фундаментальных вопроса: I. Насколько Сонди удается решить в своих исследованиях проблему психически больных людей, изучение которой создает предпосылки для появления фундаментальных категорий в области глубинной психологии и даже может пониматься как база будущего синтеза естественных и гуманитарных наук? *Freud S.: Gesammelte Werke. Bd. X. S. 313. **Там же. ***Jung K.G.: Ьber die Psychologie des UnbewuЯten. Gesammelte Werke. Bd. VII. Zьrich, 1964. S. 120. II. Соответствует ли истине утверждение Сонди, что его нужно считать продолжателем фрейдовских идей, когда психоанализ явно и разнообразно развивается в том направлении, которое не только противоречит положениям Фрейда, но и включает в себя все возрастающую «стерильность» психоаналитических исследований? Сонди в своих размышлениях постоянно возвращается к работам Фрейда, и особенно к его психологии Я, которую Сонди последовательно развивает. Общность и различия в интеллектуальных «стандартах» Фрейда и Сонди можно охарактеризовать следующим образом: 1. Основная идея судьбоанализа Сонди — так же, как Фрейда и Юнга — обусловлена персональными проблемами ее основателя. Отнюдь не без причины Сонди дает название своей автобиографии «Анализ судьбы — представление себя»* и пишет в ней: «В моей собственной семье еще в ранней юности я обнаружил, что наши выборы очень часто направляются семейно, то есть наследственно, влияя на судьбу». Возможностей прийти к такому заключению было достаточно. В семье Сонди были психически нездоровые люди, совершенно разными способами реализовавшие эту возможность судьбы. Кроме того, Сонди занимал особое положение в семье, он был восьмым ребенком во втором браке башмачника-еврея, а вообще — его двенадцатым ребенком. «Я довольно рано понял, что среди всех живых существ только человек способен осознать свою предписанную семьей судьбу» (там же). Доказательства своих взглядов Сонди получил в 1934-1936 годах, проводя ежедневно четырех- шестичасовые сеансы самоанализа на кушетке в одном из горных отелей. Год спустя он написал свою первую книгу по судьбоанализу. 2. Для стиля работы Сонди типично последовательное, захватывающее десятилетие, развитие одной последовательности мыслей, в отличие от Фрейда, которого характеризовала «склонность к исключительной концентрации работы на одном материале или одной проблеме, что часто приводило к упрекам его в односторонности»**. 3. Тот факт, что глубинная психология должна рассматриваться как «пограничная наука» между природой и духовностью, между наукой и искусством, между познанием и любовью, по-разному рассматривается Фрейдом и Сонди. Фрейд подчеркивал, что он намеренно всегда «пребывает только на первом этаже и в полуподвале». С огромной гордостью Фрейд признается: «И до сих пор я никогда не имел дела с универсальным синтезом, в работе для меня самое главное — надежность и точность». Фрейд с полным презрением говорил о «мужиках-систематизаторах» Юнге и Адлере. Он же, наоборот, работает «без всякой потребности в завершенности, испытывая только интерес к появившейся сейчас проблеме». И полностью противоположен подход Сонди. Нет никакой случайности в том, что его фундаментальный труд начинается со статьи о генах и заканчивается цитатой из Лютера, в которой человеческая жизнь называется не сущностью, а становлением. 4. В названных способах решения проблем заметны глубокие различия стилей мышления Фрейда и Сонди. «Стилистическому и мыслительному гению» Фрейда противостоит прежде всего интуитивно и экспериментально работающий исследователь. Различия заметны и в полученном образовании: Фрейд как ученик Мейнерта думал в категориях анатомии мозга, а как ученик Брюкке — в терминах *Psychotherapie in Selbstdarstellungen. (Hg. L. Pongratz). Bern, 1973. **Freud, S.: Gesammelte Werke. Bd. XIV. S. 36. физиологии. То, насколько Фрейд придерживался такого способа видения, хорошо видно по «Очерку психоанализа», занимавшего Фрейда до самого конца жизни. В нем не только анатом мозга приписывает «психическому аппарату» пространственные измерения и «конструкцию из нескольких частей»*, но одновременно физиолог дифференцирует психическую сферу на области сознательного, предсознательного и бессознательного. В психике животных мы обнаруживаем сознательные процессы только на периферии Я, а остальные процессы бессознательны. У человека даже внутренние процессы в сфере Я могут приобретать качества сознания. «Работа функции речи в том и заключается, что материал, находящийся в сфере Я, вступает в прочную связь с остатками воспоминаний зрительного, но прежде всего акустического восприятия. С этого момента воспринимающая периферия коры головного мозга может в гораздо большем объеме стимулироваться и изнутри, могут осознаваться внутренние процессы типа течения представлений и хода мыслей, и возникает потребность в сооружении особой конструкции, которая бы различала обе возможности, так называемой проверки на реалистичность»**. По-другому все обстоит с эндокринологом и генетиком Сонди, выбравшим главным предметом своих исследований сферу Я. Из исследователя генетической конституции Сонди превращается в судьбоаналитика, пытающегося выявить взаимоотношения между свободной и навязанной судьбами. Сонди, постоянно работающий на основе интуиции и полученных экспериментальных данных, приходит к совершенно специфическому пониманию взаимоотношений между отдельными психи-ческими проявлениями и общей системой психики. Схема влечений в качестве попытки систематизации психического опыта является фундаментом судьбоанализа, и появляется она с самого начала формирования судьбоаналитических идей Л. Сонди. Именно эта схема оказывается ключом к той теоретической психиатрии, о которой К. Шнайдер сказал: «Ни психопатология, ни патологическая анатомия — а сегодня мы могли бы сказать, ни одна из специальных дисциплин психиатрии — не могут дать истинной картины болезней, на это способна только интеграция всех патологических проявлений». * Freud S.: Gesammelte Werke. Bd. XVII. S. 67. **Там же, стр. 84. ***' Ellenberger H. Das menschliche Schicksal als wissenschaftliches Problem (Человеческая судьба как научная проблема) в журнале Psyche, 1951 г., стр. 610. Судьбоанализ является новой областью, «где еще многое, а возможно самое важное, еще предстоит открыть, так что целые поколения исследователей ожидает большая работа и радость»***. Будущие исследования включат в себя в равной степени материальные, биологические и духовные основы человечества посредством еще непривычной для сегодняшнего дня смелости. Проблема человека должна разрешаться не только интеграцией знаний, но и увеличением экспериментального материала. Центром такого рода исследований должен стать анализ сферы Я, опирающийся на реальность транцендирующего, интегрирующего и партиципи-рующего Я. Такой анализ Я должен стать центральной составляющей интегрального гуманизма, дальнейшее развитие которого является самой важной задачей в нашей научной области. Основателем интегрального гуманизма будущего можно считать Л. Сонди с его эпохальным трудом. ПРИЛОЖЕНИЕ V ВОЛЬФГАНГ БЕРНЕР (ГАМБУРГ) ПРОЧНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ, ПЕДОФИЛИЯ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЛЕЧЕНИЯ В ТЕОРИИ ИМРЕ ХЕРМАННА* Имре Херманн родился в 1889 году в Будапеште, с 1919 года он был членом Венгерского психоаналитического общества. Для Дж. Боулби привязанность является одним из пяти инстинктивных паттернов в его теории привязанности. Но я считаю, что теория привязанности Херманна в некоторых отношениях имеет преимущества перед вышедшей из нее теории привязанности Боулби. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|