|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218628
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сущность и психотерапия патологических пристрастий (патоманий), а также терапия контактной и цикло-психопатии
Патологические пристрастия характеризуются тем, что, находясь в острой фазе, больной отправляется искать объект поддержки и опоры, отказываясь от поисков объекта привязанности только в те периоды, когда он соединяется с одурманивающим средством, являющимся перманентным «протезом» в обмен на неверную мать и потерянный дуалюньон. В любом патологическом пристрастии можно выделить следующие характеристики: 1) экстремально отклоняющаяся от нормы предрасположенность к дуа-люньонистичной, партиципативной форме существования; 2) неспособность переносить любое, даже преходящее прерывание дуальной цепи; цепь эта должна быть всегда замкнута; боязнь свободы, неспособность к отделению; 3) чрезмерное и постоянное стремление к принятию и дополнению дуальным партнером; для этого стремления к принятию характерны две аномальных черты: а) человек, страдающий от патологического пристрастия (патоман*), непременно хочет быть принятым (одобренным) таким, каким он является; Ь) и это должна сделать совершенно определенная персона, и никакая другая; такая ригидность делает этих пациентов неспособными к изменению не только в характере, но и при выборах объектов, а часто и при выборе специфических объектов и действий, характерных для их патологического пристрастия; 4) свою неспособность разорвать дуалюньон пациент, страдающий патоманией, переносит на действия с объектом патологического пристрастия, а потому и появляется невозможность отказаться от использования этого объекта; пациент будет жить в неразрывной связи с таким замещающим объектом; 5) патоман обращается со своим средством патологического удовлетворения как с фетишем, связываясь с ним неразрывной цепью, образуя с ним дуалюньон, схожий с тем, который когда-то раньше существовал в отношениях с матерью; 6) отсутствие принятия осознается патоманом лишь постепенно; скорее всего, он интроецировал в свое собственное Я персону, не пожелавшую его принять (одобрить); в результате такой интроекции патоман не способен принять и самого себя; 7) к ядерным процессам патологического пристрастия (патомании), наряду с неспособностью принимать самого себя, относится и саморазрушение; все это — последствия интроекции дуального партнера, не пожелавшего принять персону будущего патомана. Со временем самосаботажи могут начать осознаваться и приводить к обесцениванию всех ценностей, включая и собственную персону. И только патоманический фетиш до самой смерти удерживает свою ценность в качестве объекта, замещающего дуального партнера. Таким образом, постепенно патоманное средство и действие полностью и нераздельно захватывают власть над персоной. Больной начинает жить только ради этого фетиша; только он может компенсировать страдания, связанные с неверным дуалюньоном, наделяя патомана ощущением безграничного блаженства. Классификация форм патомании в зависимости от возрастного периода** I фаза: детские патомании: • чрезмерное и затянувшееся (протрагированное) сосание; • чрезмерный онанизм; *В немецком языке существует термин der Sьchtige, обозначающий не только наркомана, но вообще человека, имеющего патологические пристрастия (алкоголизм, курение, страсть к азартным играм, и т.д.) — поэтому было бы неплохо ввести соответствующий термин и в русский язык, при отсутствии чего-либо схожего переводчик предлагает пока ограничиться словом «патоман». **В книге Сонди «Судьбоаналитическая терапия» (1963) читатель встретит классификацию патомании в соответствии с восемью разработанными в судьбоанализе радикалами влечений. • затянувшийся энурез, копрофилия; • страсть к коллекционированию. Подобного рода патоманические проявления мы почти всегда находим в биографии психически неустойчивых психопатов и патоманов. Такие детские патомании являются инфантильными и регрессивными эрзац-образованиями — реакцией на потерянный дуалюньон, на непринятие (одобрение) со стороны родителей. II фаза: пубертатные патомании. В пубертатный период подростки чаще всего ищут перверсивные и инверсивные протезы или патомании приобретательства — реакция на непринятие или утерянный дуалюньон: • патомания власти и силы: садизм; • патомания страдании: мазохизм; • патомания ярости и мстительности; • патомания воровства: клептомания; • патомания лживости: мифомания; • гомосексуальные эксцессы, чаще всего сопровождаемые клептоманией; • патомания путешествий: пориомания. III фаза: патомании взрослых: сексуальная распущенность, нимфомания у женщин, донжуанство и сатириазис у мужчин; • пьянство (алкоголизм?); • наркомания; • страсть к азартным играм; • патомания коллекционирования; • патомания покупок: ониомания. 31 Скептическое отношение Сонди по отношению к амбулаторному лечению патомании несправедливо, по крайней мере, в отношении алкоголиков, особенно если последние наряду с терапией дополнительно под контролем врача принимают препараты для отвыкания от алкоголя. При психотерапевтическом лечении патоманов в трудных случаях необходимо применять медикаменты. Психагогическое лечение и консультирование применяется в случае так называемых запойный пьяниц без существования невротических проблем. Длительное психоаналитическое лечение алкоголиков привело только к большому разочарованию, хотя были получены важные данные о психогенезе алкоголизма. В качестве главной неудачи амбулаторно проводимого психоанализа называется неспоспособность патомана переносить внутреннее напряжение, а также слишком большая интенсивность стремления к зависимости. Чаще всего алкоголик не способен придерживаться фрейдовских правил лечения (проведение психоанализа при воздержании пациента). Очевидно, что аналитическое лечение патоманов имеет шансы на успех только тогда, когда оно 1) проводится в лечебном учреждении под постоянным контролем врачей и 2) когда лечение поддерживается медикаментами31. ПОПЫТКА КРИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СУДЬБОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СОНДИ Терапевтический подход судьбоанализа схож с подходом психоанализа, поскольку и в первом речь тоже идет о том, чтобы «усилить Я, делая его независимым от Сверх-Я, расширяя его поле восприятия и улучшая его организацию»*. Но, конечно, существуют и различия, поскольку психоанализ ограничивает цель психоаналитической терапии «присвоением сферой Я новых частей Оно». По мнению судьбоаналитиков, такая трансформация невозможна уже только на основании глубинно-психодинамических причин, так как динамика влечений Я является самостоятельной и не может врываться в динамику «краевых влечений» (S и С). По сравнению с психоанализом, в судьбоанализе речь идет не столько о простом осознании или лечении симптомов, сколько о «становлении людей». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|