|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379598
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Внутренняя мотивация: побуждение к какой-либо деятельности благодаря собственному внутреннему стремлению к получению удовольствия от работы.
Внешняя мотивация: побуждение к какой-либо деятельности только с целью получения вознаграждения извне. Переживание потока: состояние сосредоточения, позволяющее полностью погрузиться в деятельность. Приложение 7.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ СИЛА КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ Михали Чиксентмихали (Mihalyi Csikszentmihalyi) — человек, «помешанный» на счастье. В течение более двадцати лет, последние из которых он работает профессором психологии и педагогики в университете Чикаго, он пытается более или менее точно определить, что имеют в виду люди, когда говорят, что довольны собой, а также как им удается достичь этого состояния и удержаться на вершинах успеха. Точнее говоря, Чиксентмихали сосредоточился на аспекте человеческих переживаний, который он сам называет переживанием потока. Переживание потока — это состояние концентрации внимания, которое наступает, когда человек полностью поглощен какой-нибудь деятельностью. В этом состоянии человек действует без малейших умственных усилий и естественно чувствует себя сильным, энергичным. Переживание потока — это прекрасное чувство власти над ситуацией: вы действуете на пределе своих возможностей. Время как бы останавливается. Доля секунды длится целую вечность. Танцор узнает состояние переживание потока по ощущению полного владения своим телом и чувству, что он превзошел самого себя. У художников это состояние наступает тогда, когда они вступают в сокровенный диалог со своим полотном. Это переживание знакомо некоторым хирургам, писателям и спортсменам. Исследования позволяют предположить, что переживание потока в общем-то может быть доступно любому... Чиксентмихали и его коллеги обнаружили, что существует рецепт, пользуясь которым можно прийти в состояние переживания потока. Перед вами должна стоять трудная задача, требующая напряжения сил, но не являющаяся для вас невыполнимой. Если задача слишком сложна, вы будете испытывать тревогу, а тревога и переживание потока — вещи несовместимые. Если задача слишком проста, работать над ней будет скучно, а это тоже плохо. Кроме того, поставленная цель должна содержать в себе возможность движения вперед, решения новых сложных проблем. Деятельность, не отвечающая этим условиям, например прием пищи для утоления голода, может принести удовлетворение, но не привести человека в состояние переживания-потока. Она не содержит в себе ни вызова, ни возможности развития. Общественные установки также могут препятствовать переживанию потока. Врач-психиатр из Вашингтона Джин А. Гамильтон (Jean A. Hamilton) говорит, что в нашем обществе внешние мотивы, то есть стремление получить внешнее вознаграждение, например, в виде денег или славы, ценятся больше, чем внутренние мотивы, которые, собственно, и приводят человека в состояние переживания потока. С точки зрения Гамильтон, из-за акцента на внешней мотивации некоторые люди редко испытывают бескорыстную радость и глубоко не удовлетворены жизнью, которую сами же для себя и выбрали. Для того чтобы помочь своим пациентам достичь состояния погружения, д-р Гамильтон пользуется следующим приемом: она выясняет, когда те в последний раз испытывали ощущение, напоминающее полную сосредоточенность. Может быть, это было в детстве, при чтении комиксов или игре в мяч? Затем, если ей удается найти не совсем угасшие воспоминания о таком переживании потока, она старается воскресить их... Источник: Flaste, R. (1989, October 8). The power of concentration. The New York Times Magazine. Если у вас отсутствует внутренний интерес к какому-нибудь предмету и вы занимаетесь им только для того, чтобы сдать зачет, а затем получить ученую степень или диплом, то ваша учебная деятельность имеет внешнюю мотивацию. Впрочем, возможно, в учебе вами движут и внешние и внутренние мотивы. Так бывает, когда, с одной стороны, человеку нравится учиться, а с другой — он думает о хороших отметках и о получении ученой степени, а может быть, и высокооплачиваемой работы. Психологов заинтересовал вопрос о влиянии внешней мотивации на внутреннюю. Они обнаружили, что при возникновении внешней мотивации внутренняя, как правило, ослабевает. Одним из доказательств этого факта являются эксперименты Дикай (Deci, 1972, 1975). Для участия в одном из своих опытов Дикай пригласил людей, которые любили решать головоломки, то есть у них была внутренняя мотивация в этом занятии. Экспериментатор разделил испытуемых на две группы и объявил, что члены первой группы будут получать по доллару за каждую правильно решенную головоломку, а члены второй группы не будут получать никакого вознаграждения. Затем испытуемых оставили в одиночестве, и каждый мог сам выбирать себе занятие. Те, кому должны были заплатить за решение головоломок, провели за этим занятием гораздо меньше времени, чем те, кто решал головоломки бесплатно. Дикай сделал вывод, что после того, как испытуемым предложили деньги, их интерес переключился на внешнее вознаграждение и в результате внутренняя мотивация ослабилась. Дикай (Deci, 1971) обнаружил, что усиливать внутреннюю мотивацию могут внешние вознаграждения только одного типа. Оказалось, что возрастание внутреннего интереса вызывает словесная похвала. В то время как материальное вознаграждение приводит к угасанию внутренней мотивации, похвала и общественное одобрение повышают внутреннюю привлекательность деятельности. Упражнение 7.9 Четырнадцатилетний Тэд всегда любил пилить и колоть дрова. Когда большие поленья раскалывались под его топором на аккуратные чурки, он чувствовал себя сильным и могучим. Соседи заметили, как хорошо он справляется с этим делом, и предложили ему по 5 долларов в час за заготовку дров для камина. Родители Тэда обеспокоены: теперь он соглашается работать только за деньги. а. На основе полученных вами знаний о внутренней и внешней мотивации объясните, почему у Тэда пропал бескорыстный интерес к заготовке дров. б. Как можно восстановить внутреннюю мотивацию Тэда? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Удовлетворенность работой Удовлетворенность работой зависит как от внутренней, так и от внешней мотивации. Херцберг (Herzberg, 1968) назвал внутренние мотивы фактором роста, а внешние мотивы — гигиеническим фактором. Херцберг считает, что бывают случаи, когда человек удовлетворен одним из этих двух аспектов своей работы, но не удовлетворен другим. Аспект роста дает человеку ощущение успеха и признания его достижений. Если работа доставляет человеку удовольствие и приносит удовлетворение, то он счастлив и доволен. Работая над поставленными перед ним задачами, человек растет как личность и испытывает чувство удовлетворения. У него возникает внутренняя мотивация трудиться. Гигиенический аспект включает в себя внешние стимулы, то есть условия работы и льготы, предоставляемые сотрудникам данного предприятия. Отношение администрации предприятия, зарплата, дополнительные льготы и охрана труда — все это составные части гигиенического аспекта. Но работа может не нравиться человеку даже при высокой зарплате и прекрасных условиях труда. Люди, которые поступают на работу исключительно из-за денег или какого-либо другого внешнего вознаграждения, могут стать глубоко несчастными. Наличие внешних мотивов не позволит им испытывать полное неудовлетворение, но и не заставит полюбить свою работу. Само собой разумеется, что с помощью денег можно повысить производительность труда. Тем не менее если вам не нравится ваша работа, то не помогут ни деньги, ни прочие внешние факторы и вы не будете получать удовлетворения от своего труда. Внешние мотивы приносят в лучшем случае лишь временное удовлетворение. Если вы получите существенное повышение по службе, то это, конечно, вас обрадует. Однако ваша радость будет кратковременной. Вскоре вы начнете ждать следующего повышения. Поскольку гигиенические и другие внешние факторы могут принести только временное чувство удовлетворения работой, психологи уделяют главное внимание факторам развития и другим видам внутренней мотивации. Они исследуют способы повышения дисциплины труда и удовлетворения, получаемого работниками, путем увеличения содержательности труда. Увеличение содержательности труда означает увеличение личной ответственности и самостоятельности работника и внесение в работу разнообразия. Гибкий график работы: режим, позволяющий служащим самостоятельно распределять свое рабочее время. Один из способов увеличения содержательности труда, который приобретает все большую популярность, называется гибким графиком работы. Всем работникам разрешается трудиться тогда, когда это удобнее всего с точки зрения стоящих перед ними задач, а также их прочих потребностей. Сотрудники сами составляют расписание своей работы. Если, например, в интересах дела в понедельник необходимо задержаться на работе, то сотрудник может в другой день прийти попозже или уйти пораньше в пятницу. Можно установить себе четырехдневную или шестидневную рабочую неделю. Сотрудники могут сами решать, когда они предпочитают выполнять свою работу, и трудиться в то время, когда у них самая сильная мотивация. Другой способ увеличения содержательности труда был испробован несколько лет назад на автомобильном заводе компании «Вольво». На всех работников завода были возложены дополнительные обязанности. Их труд стал более разнообразным, и у них чаще стала появляться возможность принимать самостоятельные решения. Джиленхаммер (Gyllenhammer, 1977) обнаружил, что при таком подходе не только повысилась дисциплина труда, но и возросла его производительность. В настоящее время такая форма увеличения включенности работников в производственный процесс введена на пяти заводах компании «Вольво». Управление через постановку целей — несомненно, самая известная попытка увеличения содержательности труда. Это система управления, при которой руководство фирмы ставит цели, а каждый сотрудник сам разрабатывает стратегию своей деятельности и определяет промежуточные задачи на пути к цели. Сотрудники в определенном смысле сами планируют свою работу и несут индивидуальную ответственность за выполнение своих задач. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|