Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72374

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

или слабого типа высшей нервной деятельности, предварительное ослабление нервных процессов острым или хроническим сомато- или психогенным, истощением нервной системы. Клиническая картина расстройства зависит также от преобладания как первой или второй сигнальной системы, так и от нарушений в одной из них. Указанные закономерности лежат в основе физиологических механизмов большого числа невротических и психотических симптомов. В последующем ряд из них был подтвержден и уточнен исследованиями А. Г. Иванова-Смоленского (1933, 1974), Н. Н. Трауготт (1957), П. К. Анохина (1968) и других советских ученых. В результате этого налицо стройная материалистическая система взглядов на патофизиологическую природу неврозов
и психозов.
Функциональные нарушения высшей нервной деятельности, включающей, по И. П. Павлову, все три инстанции взаимодействия организма со средой (инстинктивный, условно-рефлекторный образный и второсигнальный уровни), дают возможность объяснить многие патогенетические механизмы неврозов и реактивных психозов. Биологический фактор имеет значение не только для возникновения самого заболевания под влиянием психической травмы, но и для его клинической формы и типа течения. В частности, истерические реакции чаще возникают у лиц с сильным безудержным типом высшей нервной деятельности и преобладанием первой сигнальной системы, а психастенические реакции — у лиц со слабым типом и преобладанием второй сигнальной системы. По нашим данным, преморбидная наследственная и соматогенная психопатологическая отягощенность при ситуационных реакциях наблюдается у 2—3 % пациентов, при невротических реакциях — у 20—23%, при реактивных психозах — у 38% (Н. Е. Бачериков, 1980).
В патогенезе неврозов и реактивных психозов существенная роль принадлежит дисфункции глубинных структур мозга, нарушениям общей нейродинамики, сердечно-сосудистой и других систем организма и обменных процессов (Н. И. Фелинская, 1968; В. К. Мягер, 1976; М. Г. Айрапетян, А. М. Вейн, 1982, и др.). Степень выраженности этих нарушений зависит от остроты, тяжести и длительности психического расстройства. При длительно протекающих неврозах, когда симптоматика приобретает стертый характер, они могут быть незначительными. У больных затяжным реактивным ступором Н. И. Фелинская обнаружила стойкие дистрофические изменения.
Психогенные расстройства и заболевания чаще возникают и фиксируются у акцентуированных (по К. Leonhard, 1981) и психопатических личностей. По нашим данным, стрессовые и адаптационные реакции чаще наблюдаются у экстравертированных и эгоцентричных лиц (почти в 56% случаев), реактивные психозы — у интравертированных (почти в 57%), невротические реакции — приблизительно с одинаковой частотой у тех и других (в 41 и 46%)- Отмечается определенная связь с условиями воспитания. Так, если у детей нет отца или между
404

родителями наблюдаются конфликтные отношения, то с возрастом у них чаще возникают невротические реакции и затяжные неврозы, а при безнадзорности — ситуационные реакции. Форма психогенной реакции находится в определенной зависимости от особенностей характера пациента. Депрессивные состояния чаще встречаются у эмоционально-сенситивных пассивных и активных людей, а также у замкнутых, недоверчивых и тревожно-мнительных, реакции аффективной рас-торможенности и по истерическому типу — у сенситивно-активиых и вспыльчивых, ипохондрические — у тревожно мнительных, недоверия и параноидного типа — у замкнутых недоверчивых и тревожно-мнительных лиц.
Эмоциональная чувствительность, ранимость, возбудимость с пассивно- или активно-оборонительными реакциями, мнительность, тревожность, недоверчивость, настороженность, подозрительность, эгоцентрич-ность в сочетании с интеллектуальной незрелостью или недостаточностью определяют структуру симптомокомплекса и его динамику. Оказывает влияние и возраст (у детей и подростков симптоматика менее дифференцирована, более выражена декомпенсация соматовегетативных функций) и пол (у женщин симптомы ярче и демонстративнее).
Социально-психологическая характеристика личности, се социальные установки и направленности, уровень и особенности социальных связей играют большую роль в развитие и динамике психогений. Ситуационные и невротические реакции с тенденцией к затяжному течению чаще наблюдаются у лиц с эгоцентрический установкой, с низким уровнем социальной направленности. Инертности личностно-значимых переживаний, неспособность оценить ситуацию с более широких позиции содействуют фиксации патодинамических комплексов. Напротив, развитие реактивных психозов в большинстве случаев происходит либо вследствие выраженной слабости адаптационных механизмов, либо в условиях длительного их перенапряжения с отрицательным эффектом приспособления к окружающей среде. Неудовлетворенность своим положением, сопротивление внешнего окружения неадекватным домогательствам, внутренний конфликт между желаниями и возможностями не только порождают болезненные эмоциональные переживания, ката-тимное бредообразозание. и неправильные формы поведения, но и способствуют их дальнейшему развитию.
Зарубежные авторы в патогенезе неврозов и реактивных психозов большое значение придают конфликту между инстинктивными бессознательными тенденциями человека и социальными требованиями. Это в первую очередь относится к психоаналитическому, экзистенциалистскому и антипсихиатрическому направлениям (A. Jakubik, 1982).
В соответствии с ортодоксальной психоаналитической концепцией 3. Фрейда, невроз есть результат конфликта между стремлением к удовлетворению полового инстинкта и отказом в том со стороны внешнего мира или супер-эго («цензуры»). Невротические симптомы служат символическим выражением, внешним проявлением компромис-
405

са между инстинктивными силами (бессознательными комплексами возникших в детстве половых конфликтов) и социальными запретами. Возникновение невроза («бегство в болезнь») способствует разрядке инстинктивного напряжения и установлению «выгодных» для личности новых отношений с социальным окружением. 3. Фрейд большое значение придавал задержке психосексуального развития ребенка на одном из ранних стадий (оральной, анальной, фаллической) и психогенной регрессии к ним взрослого человека. Он считал, что регрессия либидо с последующим его подавлением вызывает невроз, а без подавления — сексуальные извращения. При конверсионной истерии (с сенсорно-моторной симптоматикой) энергия либидо трансформируется в соматические симптомы функциональной слабости отдельных органов или частей тела, выполняющих роль эрогенных зон; при фобической истерии либидо преобразуется в страх или фобии. Невроз навязчивых состоянии, по 3. Фрейду,— это замаскированная форма удовлетворения садистских тенденций, свойственных анальной фазе.
Подобное же истолкование неврозов и реактивных состояний имеется в более поздних работах зарубежных авторов (L. Kolb, 1968; Т. Lemperiere, A. Feline, 1977), Симптоматику неврозов и реактивных психозов они рассматривают с позиций защитных психологических механизмов личности — как механизмы регресса, идентификации, переноса, вытеснения и т. д.
В работах неофрейдистов (неопсихоаналитиков) за основу принимается не сексуальный инстинкт, а инстинктивное и личное бессознательное в широком понимании. Например, С. Jung (1924) психопатологическую симптоматику неврозов и психозов трактовал как результат нарушения сознания и символическое выявление содержания бессозна-тельных комплексов, в том числе коллективного бессознательного; A. Adler (1926) —как патологическую форму компенсации возникающего в детстве комплекса неполноценности; Е. Fromm (1965), К. Ноr-nеу (1966, 1978)—как форму бессознательного протеста, обеспечении личной безопасности перед враждебным социальным окружением, конфликта между идеальным и реальным Я. В психиатрии экзистенциалистского толка невроз и психоз — это проявление бегства от самореализации в неприемлемых условиях существования, в антипсихиат-рии — это протест личности против социального давления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь