Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71800

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Следует отметить, что в диагностике реактивных психозов не утра- тила своего значения «триада» К. Jaspers (1948), которая включает: 1) возникновение психоза в связи с психической травмой; 2) отражение в клинической симптоматике содержания психической травмы, то есть психологическая понятность; 3) зависимость длительности течения от разрешения психотравмирующей ситуации. Критерии К. Jaspers подвергались критике, поскольку далеко не всегда психоз возникает непосредственно вслед за психической травмой и исчезает после ее дезактуализации. В процессе развития болезни психопатологические переживания могут «отрываться» от ее содержания, а она, в свою очередь, может быть фактором, провоцирующим другое психическое заболевание. Однако их использование может оказать определенную , помощь психиатру при постановке диагноза (с учетом ранее упомянутых критических замечаний).
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕННЫХ РЕАКЦИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ
Психогенные реакции, неврозы и реактивные психозы имеют общий ситуационный, реактивный генез, то есть возникают при воздействии физиологически и психически непереносимой ситуации (неприятной, неприемлемой, угрожающей жизни или социальному благополучию). Однако тяжесть и вид расстройства зависят от степени остроты (внезапности), силы и длительности действия психотравмирующего фактора, от преморбидных особенностей организма и личности, социальной направленности и психологической значимости происшедшего.
Таким образом, этиологическая роль одной и той же психической травмы оказывается неодинаковой в отношении ее последствий у конкретных людей и даже у одного и того же человека в разное время, так как она может быть причиной аномальной дезорганизации психической деятельности и поведения (эмоционально-стрессовой или адаптационной реакции), невроза и реактивного психоза. Это свидетель-
401

ствует об участии в их генезе не только психотравмирующих. но и других факторов, о различных механизмах развития состояния.
Лишь у немногих людей неблагоприятные жизненные ситуации выступают в роли психотравмирующих. Поэтому ранее неоднократно подвергалась сомнению возможность возникновения психогенных заболеваний у здоровых людей; выдвигалось положение о конституциональной готовности к ним. В настоящее время признано, что практически любой человек при стечении определенных внутренних и внешних обстоятельств может оказаться жертвой того или иного психогенного расстройства и заболевания. Ситуация становится психотравмирующей, патогенной при наличии предрасполагающих к этому условий.
Значение биологической неполноценности как предрасполагающей к возникновению психогенных реакций и заболеваний обсуждалось многократно. С точки зрения ранее распространенных теорий дегенерации и конституционализма, определенный круг лиц имеет фатальную наследственную или конституциональную предуготованность к патологическим реакциям на жизненные затруднения. Однако И. П. Павлов. показав предпочтительность развития отдельных неврозов при некоторых типах высшей нервной деятельности, отметил, что типы эти в чистом виде почти не встречаются, они модифицируются под влиянием болезней, условий жизни и воспитания. Как установили многие исследователи, психической травме часто предшествует ослабление или поражение функций головного мозга под влиянием ранее перенесенных соматических и церебральных заболеваний. В результате этого можно считать признанным, что при унаследованной (конституциональной в современном понимании) или приобретенной недостаточности централь-ной нервной системы развивается психогенное расстройство значительно легче и быстрее. По нашим данным, большинство больных неврозом и реактивным психозом перенесли осложненные соматические заболевания и черепно-мозговые травмы. «Чистые» неврозы и реактивные психозы, вообще говоря, в повседневной клинической практике встречаются редко.
При реактивных психозах, в том числе и истерических психотических реакциях, предрасполагающими факторами часто являются физическое и умственное переутомление, связанное не столько с тяжестью физической или интеллектуальной нагрузки, сколько с индивидуальной непереносимостью, развившейся вследствие функционально-органической неполноценности нервно-психической сферы; затем — нерегулярное; питания, хронические заболевания желудка и кишок, острые респираторные вирусные инфекции, хронические очаговые инфекционные заболевания; при невротических реакциях — физическое и умственное переутомление (главным образом в результате неадекватного индивидуальным способностям, выбора престижной специальности, профиля учебного заведения), хронические заболевания желудка и кишок и другие соматические болезни; при ситуационных реакциях — легко протекающие острые инфекции, умственное переутомление и т. д,
402


Типологические индивидуально-психологические свойства восприятия, памяти, мыслительных процессов, эмоциональных реакций и характера в целом играют большую роль в возникновении психогенных реакций и заболеваний. Внешняя ситуация, самочувствие, самооценка своего физического и психического Я, положения в окружающей среде имеют индивидуальное отражение в переживаниях человека. Интеллектуальный уровень, темперамент и характер, степень эмоциональной зависимости мыслительной оценки, самообладание, выраженность инстинкта самосохранения в биологическом, бытовом и профессиональном смысле (мера эгоизма и альтруизма) оказывают существенное влияние на реакцию человека в конкретной ситуации. Трудность внешней обстановки может быть общей для всех людей и в то же время индивидуальной, особенно при сочетании неблагоприятного состояния организма и психологических свойств личности.
Типологическое индивидуально -психологическое — это «ядро лич- ности», совокупность врожденного и приобретенного, сформированного под влиянием условий воспитания и обучения. Это в первую очередь
характерологические и морально-этические особенности личности. Социально-психологические свойства, являясь высшим уровнем развития личности, включающим мировоззрение, запас знаний и профессиональных навыков, отношение к социальным, морально-этическим, материально-бытовым и профессиональным ценностям, обеспечивают уровень взаимосвязи с социальной средой и другими людьми в повседневной жизни и экстремальной ситуации. Переживания неблагополучия, их интенсивность и характер, степень изменения лежащих в их основе психофизиологических механизмов зависят от всех трех уровней пси- хической организации и их взаимодействия. Неблагополучие в одном из них (недостаточность в биологическом, индивидуально- или социально-психологическом звене) при соприкосновении с ситуационными трудностями приводит к перенапряжениям в двух других, создает предпосылки к психологической и психофизиологической декомпенсации, : вплоть до болезненного срыва.
Неврозы и реактивные психозы по механизмам развития и клиническим проявлениям — это патологические состояния, проявляющиеся преимущественно психопатологической и соматоневрологической симптоматикой, свидетельствующей о нарушении функций не только высшей нервной деятельности. Это заболевание всего организма с функциональным расстройством нервной регуляции различных его систем.
И. П. Павлов (1951) в качестве основы патогенеза неврозов и ряда психозов рассматривал перенапряжение (срыв) силы, подвижности и уравновешенности возбудительного и тормозного процессов, образование очагов инертного возбуждения и торможения, возникновение фазовых (гипноидных) состояний в коре большого мозга (уравнительной, парадоксальной, ультрапарадоксальной фаз и запредельного торможения); нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Предрасполагают к этому наличие сильного безудержного
403



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Основные признаки депрессии
  • Гадание по дате рождения
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вредно ли половое воздержание для здоровья?
  • Буракова Наталья Валерьевна. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников
  • Почему люди хронически лгут
  • Настроение; mood
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Кое-что об отношениях людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Хованова Евгения Сергеевна. Психологический уголок группы
  • 10 признаков умных людей
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Архетипические сновидения; Archetypal dreams; Archetypische Traume
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Гниденко Татьяна Алексеевна. Рекомендации родителям по теме: «Трудный ребенок»
  • Депрессия; depression
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Побороть страх и неуверенность
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Дискриминация по весу провоцирует еще большее ожирение
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Влияние настроения на память
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Поиск нового объекта. Тенденция +d
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Наказание для близких друзей сильнее
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь