|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265451
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Об этом речь пойдет ниже.
В связи с ростом самосознания и уровня образования работников уже не «срабатывают», как раньше, грубые методы управления ими: приказ, окрик, открытое давление, принуждение. Более мягкие методы, в частности скрытое управление, дают лучший эффект. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе. Как человек, как личность, как индивидуальность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходить. Поэтому и вдумчивые руководители, и подчиненные, в принципе, заинтересованы в более мягких методах управления, щадящих самолюбие человека. Скрытое управление, если это не манипуляция, для всех предпочтительнее, чем прямое принуждение. Скрытое управление позволяет руководителю устранять противоречия между личными целями и желаниями работников и целями общеколлективными (в частности, производственными), направить личностные мотивации в нужное русло — на достижение общей цели, При грамотном использовании руководителем скрытого управления он лишь выигрывает в глазах подчиненных. Все это служит эффективной профилактикой конфликтов. Напомним, что манипуляция — это частный случай скрытого управления, отличающийся тем, что она совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему ущерб (материальный, моральный, психологический). Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненным по должности, присваивает себе право распоряжаться человеком как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в различных формах: в подавлении или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении — явном и грубом, утонченном и завуалированным. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попирание достоинства людей. Защититься от принуждения и унижения трудно, но все же легче, чем от манипуляции, поскольку противостояние здесь в основном завуалированное при явном психологическом превосходстве манипулятора. При манипуляции внешний конфликт подменяется внутриличностным, поэтому ее намного труднее распознать и труднее разрешить конфликт, поскольку борьба с другим осложняется борьбой с самим собой. Поэтому есть этическое ограничение на использование манипуляции: она становится сугубо аморальной, когда а) используется в личных целях руководителя, б) насилие над личностью превышает уровень, который диктуется спецификой деятельности. Не только руководители управляют подчиненными, но и подчиненные руководителями. Цели у них почти совпадают, поскольку исчерпываются одним и тем же списком, приведенным в начале этого параграфа. Однако есть две существенные особенности: 1) скрытоеуправление — это, по существу, единственныйдля подчиненных способ управлятьруководителями (исключение — забастовка, но это крайняя степень неповиновения, принимающего коллективный характер; в подобных случаях победа над администрацией не гарантирована); 2) «управляя» своим начальником, действовать подчиненному приходится весьма осторожно: осознание руководителем, что им управляют, может дорого обойтись подчиненному. Скрытое управление руководителем может иметь следующие направления: • нейтрализация его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры); • достижение личных выгод для инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю; • получениеличной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю. Последний случай будем называть манипуляцией. Скрытое управление подчиненными Поручение трудного задания. Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, выполнение которого не входит в его прямые обязанности. Или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное. Руководители могутуменьшить возможное сопротивление подчиненного несколькими способами: поблажками незадолго до того, как дать поручение; обильной похвалой или комплиментами в начале разговора; бросить ему вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным. Управление строптивым подчиненным. Такие ситуации наблюдаются довольно часто. Мишенью воздействия могут выступать различные обстоятельства: амбиции подчиненного, его желание доказать свою исключительность, а также особенности темперамента и характера адресата. Автор неоднократно был свидетелем ситуаций, когда начальник говорил своему честолюбивому заместителю: «Иван Иванович, нам спустили задание, совершенно невыполнимое. Как нам отбиться от него?». Честолюбивый И.И., любящий перечить всем, а тем более выискивающий возможность показать, что его нужно было назначать начальником, а не нынешнего, заявил: «Это задание выполнимо». — «Теоретически, конечно, да, но практически — нет». — «Я знаю, как это сделать». — «Вы шутите?» — «Не шучу». — «И как же?» — «Вы увидите, я это сделаю!» — «Фантастика!» — «Через три дня принесу вам результат!» — «Вот спасибо! Груз с души сняли!» Задание было выполнено. Мишенью воздействия стало честолюбие заместителя, приманка — любовь перечить. Методжелаемыхситуаций. Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимальный ход действий здесь, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно приходит к нужному решению. Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это высший класс руководства людьми, которые в этом случае чувствуют себя свободными и вполне самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, — наилучшая демонстрация уважения к работнику. Тогда он с большей охотой включается в работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом. Вместе с тем, «завалить» дело, спланированное самим, — значит расписаться в своей несостоятельности. К выполнению своих решений подходят намного ответственней, чем решений руководства. Дети как стимул дисциплины. Следующий пример эффективного скрытого управления демонстрирует справедливость известного правила менеджмента: исполняются более качественно те распоряжения, которые учитывают личные интересы подчиненных. Начальник проводил планерку в самом начале рабочего дня— в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и совещание затягивалось. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил: если будет хоть один опоздавший, планерки он перенесет на конец рабочего дня. Опоздания сразу прекратились. Дело в том, что значительную группу работников составляли женщины, спешившие после работы забрать детей из детских учреждений. Они знали, что значит забирать ребенка последним: найти его заплаканным, поскольку разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница объяснила, что «мама его не любит». Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает — пусть пеняют на себя. Руководитель знал эту ситуацию и использовал ее в качестве мишени воздействия на нарушителей. Управление нерадивым подчиненным. Оно может осуществляться, например, методом Сократа. Суть метода — задание цепочки вопросов, позволяющих привести собеседника к нужному решению. Например, нужно дать поручение сотруднику, который (это известно по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п. Возможен, например, такой вариант диалога. Руководитель: «Вы были на совещании по вопросу о...» — «Да, был.» — «Вы, конечно, обратили внимание на пункт четвертый решения?» — «Да, а что?»— «Этот пункт прямо адресован вам: нужно сделать...» (дается поручение и определяется срок). Логика последовательно задаваемых вопросов закрытого типа такова такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего: ведь, отвечая на каждый воп Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|