Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 16 страница



Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19802

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Второе — это беседа в узком смысле слова, когда речь идет не о беседе во время эксперимента, а об обычной банальной беседе с больным*
Я начну со второго, с беседы в узком смысле слова. Дело в том, что, во-первых, беседа не проводится вообще. Беседа проводится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы бе-
1 Выступление на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 1986 г.
76________________________________________________________
се до вали (если вы с ним беседовали до того), из истории болезни, потому что вы не можете начать беседы с больным, не прочтя историю болезни* Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни. Вы не должны дублировать беседу врача. Как неопытный студент и ног-да делает? Прочитав историю болезни, сразу начинает расспрашивать больного о его галлюцинациях или* скажем, о его настроении* Этого ни в коем случае нельзя делать* Вы уже сразу закрываете себе доступ к этому больному* В дальнейшем вы, может быть, этого коснетесь, но опосредованно*
Но самое главное то> что беседа должна проводиться в зависимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом. Эти проблемы иногда задаются врачом. Скажем, врач вам посылает больного для дифференциального диагноза или для того, чтобы решить, какую психотерапию лучше проводить: индивидуальную или групповую. Это может быть проблема интеллектуальных возможностей, или проблема возможности обучения ребенка в массовой или спецшколе, в школе для умственно недоразвитых детей.
Но дело в том, что психиатр иногда не ставит такую задачу: * Посмотрите, пожалуйста, этого больного. Вот сложный больной* Вот, Иван Петрович, или Ванечка, или Манечка, посмотри такого больного. Я что-то в нем не разберусь». И тогда вы должны сами, исходя из того, что вы прочли историю болезни (а прочесть ее не так легко: прочесть ее можно, но надо ее «прочесть*), поставить эту проблему, которую врач вам не смог сформулировать.
Поймите меня правильно, я совершенно не умаляю, как многие психологи сейчас делают, значения врачебной деятельности и умения врача, который знает очень много о больном, умеет обращаться с ним и понимает его. И понимает лучше, чем мы, психологи, поэтому недопустимо пренебрежительно относиться к психиатрам или невропатологам, соматологам. Нужно внимательно прислушаться к тому, что врач говорит, даже если вам кажется, что он говорит не то, что вам казалось бы интересным. Надо всегда с уважением относиться к представителю другой специальности, в которую вы прикладывав-
„__^_________________ 77
те свои знания . Вы можете стоять на другой точке зрения. Вы можете не стоять, например, на точке зрения Ганнушкина, но, вместе с тем, это величайший психиатр, к которому надо прислушаться* Также и Гиляровский — величайший психиатр, хотя в чем-то вы можете с ним не согласиться.
Может быть не все врачи — Гиляровские и Ганнушкины, поэтому молодой и неопытный врач посылает к нам больного, он ему кажется сложным. А вы должны ему помочь как психолог- В зависимости от проблемы и будет организована наша беседа.
Беседа может зависеть и от того, какую вы научную работу ведете• Вы набираете больных для получения материалов к вашей диссертации и тоже проводите беседу с больным, уже совсем по-иному.
Еще один момент, который надо учесть: характер наших вопросов, нашей беседы, должны зависеть от того, как боль-ной относится ко всей ситуации беседы. Вошел ли он угрюмый или веселый, со словами: «Меня послал к вам врач. Я не
знаю, для чего*, или с открытой душой: «Вот, мне интересно, что психолог скажет а>. Конечно, это может быть умственно отсталый, недоразвитый, незрелый человек или вообще не знающий, что существует психология. Правда, таких людей почти нет и даже если вы имеете дело с неграмотной старушкой, она понимает, что вы хотите как-то проверить ее память или что-то другое. Она не знает слова «экспертиза*, но понимает, что у нее что-то проверяют, что-то «умственное*, И многие относятся одобрительно, а многие неохотно идут на это, Это очень важно.
Еще один момент — отношение к данному экспериментатору. Когда приходит пожилой человек и ответственный работник, заведующий каким-нибудь институтом или отделе-нием, а перед ним сидит молодая девушка или молодой человек, он бывает возмущен: «Ну что этот сосунок понимает, что он тут будет меня расспрашивать». Это тоже надо учесть*
Вы должны очень доброжелательно встретить больного, очень доброжелательно с ним поговорить и, вместе с тем, какая-то дистанция в общении, хоть на один сантиметр, дол-
78 _________.^________
жна быть соблюдена, даже если вы молоды, а больной — пожилой человек. Все-таки вы — экспериментатор.
Когда вы приходите в клинику, вам должно быть трудно; плохо, если вам не трудно. Если вы думаете, что вам будет легко с больными — это плохо, это еще незнание дела. Поговорить с больным не так просто. Такой простой факт: иногда вы можете вызвать больного через санитара, через лаборанта , а иногда вы сами должны пойти за ним* Бывает и так: нужно пойти в отделение и поговорить, чтобы больной пошел к вам. Приведу другой пример* Мы проводим иногда спецпрактикум — сидят студенты, мы выдаем их за молодых врачей- Не надо делать вид, что вас нет. Надо сказать: «Вы извините, вы понимаете, что врачей надо обучать, хирурги так обучаются, педиатры. Да, приходится иногда и вам выступать в роли "кроликов". Но вы поймите, так штурмуется наука. Никогда человек не научится оперировать, если он не будет присутствовать на операции. Но мы в целях учебного процесса должны показать больного, и мы вызываем человека сознательного, который понимает, что все это нужно. Мы не любого больного вызываем, когда хотим его "показать"*. Мы должны «приподнять» больного в том смысле, чтобы он понял, что не любого человека мы показываем — он должен быть высокого уровня, чтобы понимать, что не обидно быть «кроликом^ Но это надо уметь сделать, уметь разъяснить.
Вы видите, что беседа в собственном смысле слова, говоря не научно» имеет много «гитик*, ее не так просто провести.
Когда вы исследуете восприятие, тоже надо уметь провести беседу, но это проще. Если вы хотите исследовать влияние мотивации на восприятие, это труднее. Но если вы проводите психофизические опыты, то даже не надо особенно беседовать с испытуемыми: вы берете испытуемого, платите ему, а это другое дело. Когда человек находится в лечебном учреждении, для него вызов в психологическую лабораторию — это всегда вызов в кабинет, где ожидается ситуация экспертизы, и сколько бы вы ему ни говорили, что это неважно, это не поможет, если он не слабоумный больной, которому все это безразлично. В тех случаях, когда речь идет о дифференци-
________________________________________________________79
альном диагнозе, вы можете сказать больному: «Вы знаете, что это хорошая больница, клиническая больница, поэтому здесь всегда много исследуют, подробно, И вот врач попросил меня посмотреть ваше запоминание, проверить вашу память, ваш интеллекта
Если к вам послан больной на трудовую экспертизу, то беседу можно начать так: «Вы жалуетесь, что трудно работать?* Часто больные хотят получить инвалидность, поэтому они немножко агравируют свое состояние, так же, как мы, идя иногда в обычную поликлинику, тоже говорим, что у нас температура 38% хотя она была 37,4°, потому что иначе врач не выпишет больничный лист или не придет на дом. Это тоже агравация, невинная, но все же агравация* А тут дело касается уже инвалидности, пенсии. И очень часто больные несколько преувеличивают: «Вот у меня плохая память», «Я ничего не запоминаю», «Я ничего не соображаю** И в таких случаях вы не должны начать уговаривать, что это не так, утешать его. Предложите: «Давайте проверим», И вы подыграете ему. Вы даете ему 10 слов для запоминания. После 5-кратного предъявления только больные люди не запоминают больше трех слов. Но он запоминает три слова. Вы не удивляетесь: «Да, действительно, Вы не запомнили, ну что ж такого*. Но потом вы подбираете ему очень сложное задание, зная его интересы. А это вы знаете из истории болезни, из беседы с родственниками, с ним самим. Если он математик, конструктор, вы даете какую-нибудь головоломку. Очень хорошо. Вы его не уговариваете, вы подыгрываете ему беседой*
Часто перед психологами ставится задача дифференциального диагноза больного. Врач говорит: «Я не понимаю, кто передо мной сидит. Вроде шизофреник, но мышление не нарушено*. И оказывается, что когда вы проводили с ним эксперимент, вы тоже не нашли ни опоры на слабые признаки, ни нарушения в общении. Так в чем же тут все-таки дело? Я приведу вам такой случай, который был в действительности. Я не могла у больного найти нарушения мышления, стала беседовать. Кто он, как он проводит время, читает ли он. Он говорит: «Да, читаю*. И добавил, что библиотека плохая,
80________________________________________________
ничего интересного нет, Это было в те времена, когда только что распространились романы Хемингуэя, Я говорю: «Вы такого писателя знаете?* — «Да, Это мой любимый писатель*• Я до сих пор помню, как он анализировал творчество Хемингуэя. Но этот же больной мог онанировать в присутствии сестры-санитарки. Кто это может быть? Органик? Но он не будет тонко анализировать Хемингуэя* Значит, это расщепление, которое может быть только у больных шизофренией. И выявилось это только в беседе.
Приведу еще один пример. Вы хотите выявить критичность больного. Как начать беседу? Поставьте вопрос так: «Вы живете в палате, как Вы себя чувствуете?». Больной может ответить: «Сегодня голова болит» • — «Ну, ничего, А Вас не беспокоят другие больные?». И вот оказывается, что такой человек дружит с настоящим алкоголиком, и не видит его странностей.
Другой пример. У нас лечился от алкоголизма один из
наших знаменитых актеров. Он не дружил с алкоголиками, не говорил, кто он. Его имя было обычным, но вместе с тем всем знакомым* Он не говорил, кто он такой* Больные его узнали, конечно» Я робела, я ему кубик Линка не дала. Как с ним поговорить? Он говорит: «Ну да, здесь лежат больные** Мы хотели перевести его в отдельную палату — отказался. Один больной его узнал- Он говорил: «Да, это я, ну и что?* Это большая критичность, большая внутренняя саморегуляция» Он не общался, не играл в домино с этими алкоголиками, но он их и не отваживал презрительно* Ну, подошел алкоголик, спросил его что-то, он ответил ему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • «Пойми меня»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Шейнов В. П. Трансактный анализ скрытого управления
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Этическая беседа – как форма обучения и воспитания дошкольников»
  • Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве XVIII - начала XIX века. Пособие для учителя
  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Блудов М.И. Беседы по физике. В 3-ч частях
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Беседы о здоровье 'Правила личной гигиены'
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья
  • Притча «Авторство»
  • Татьяна Валерьевна Трунова. Конспект беседы 'Дает силы нам всегда витаминноая еда'
  • Литвинова Марина Владимировна. Конспект беседы: Малыши открывают мир спорта – «Мой весёлый звонкий мяч»
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Юрченко Ольга Николаевна. Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Инфекционные заболевания»
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Степанова Анастасия. БЕСЕДА НА ТЕМУ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» для младшего дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Жданова Галина Ильинична. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (обобщающая беседа)
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Архипова Нафиса Хамитовна. Развитие речи дошкольников через беседы по картинке
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Познанская Марина Александровна. Тематическое планирование тема «Игрушки»
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Хокало Марина Ивановна. ИГРА КВН тема: «Юные знатоки природы»
  • Крылова Светлана Анатольевна. Обучаем дошкольников младшего возраста связанной речи.
  • Болтянский В.Г., Савин А.П. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Дынкин Е.Б., Успенский В.А. Математические беседы
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект тематической беседы в старшей и подготовительной к школе группах по теме «День снятия блокады города Ленинграда»
  • Льюис К. ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО
  • Белокопытова Наталья Александровна. Конспект беседы с элементами сюжетно-ролевой игры «Военный госпиталь».
  • Растин М. Беседы с родителями
  • Ирина Гнилевская. Обезьяна Чичи идёт с детьми в парк
  • Отсутствие потребности в эротических контактах. Реакция 0h
  • Ирина Петракова. ПАМЯТКА «КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЁНКА»
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Светлана Анисимова (г.Москва). ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия - экскурсии с детьми средней группы на тему: «Прогулка в осенний парк»
  • Ганс Нинцель. Алхимия
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Паценкер И.Б. Английский для малышей. Беседы по рисункам
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Рассказ в стихах на нравственную тему для начальной школы, 'Цепочка' и вопросы для беседы
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Владината Петрова. Достоверен ли проективный метод в психологии?
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь