|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54532
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ситуация наблюдения: внутришкольная и внешкольная дея-
тельность учащихся. Содержательный план 1. Кто подал инициативу о проведении мероприятия? 2. Все ли учащиеся класса приняли данное предложение? 3. Как распределились обязанности в подготовке и проведении дела? 4. Какова роль официальных руководителей класса (старосты, комсорга)? 5. Какова роль неофициальных лидеров? 6. Фактическое участие школьников в организации и проведе- нии мероприятия (были ли уклонения от поручений, если были,то причины). 7. Какие трудности встречали ребята при подготовке и прове- дении дела, как преодолели их? 8. Был ли разбор проведенного дела? Если был, то какие сде- ланы выводы? 9. Позиция практиканта в ходе наблюдения (включенность— невключенность). Приведенная выше программа может быть дополнена практи- кантом с учетом конкретных обстоятельств. Если же во время практики у студента возникает необходимость провести наблюде- ние по иной теме, он может составить другую, аналогичную про- грамму и осуществить ее. Сведения, полученные в наблюдении, необходимо занести в дневник с краткими комментариями «по свежим следам». Беседа Готовя беседу, необходимо продумать серию вопросов, направ- ленных на получение сведений, необходимых по программе изу- чения классного коллектива. Примерный перечень вопросов для беседы 1. Есть ли в вашем классе общее дело, над которым вы уже много времени трудитесь? Если есть — назови его. Какое участие в нем принимаешь ты? 2. Среди твоих одноклассников К. очень популярен. Многие ребята желали бы с ним дружить. Как ты думаешь, почему? 66 3. Я заметил, что ученик вашего класса С. непопулярен. По- чему? 4. Бывают ли среди ребят вашего класса конфликты (горячие споры, ругань, а может быть и драки)? Из-за чего они возникают? Приведи пример. 5. Ты с кем-нибудь находишься в плохих отношениях? Если да, то в чем причина и как давно? 6. У вас бывают классные и комсомольские собрания. На них вы обсуждаете успеваемость, дисциплину, выполнение поручений. Критикуете ли вы тех, кто плохо учится, нарушает дисциплину? 7. Как ребята относятся к критике? Учитывают ее и исправ- ляются или обижаются на тех, кто критикует? Содержание беседы следует зафиксировать в дневнике. Луч- ше, если школьник не будет свидетелем записи (ее сделать после беседы). Количество учащихся, с которыми проводится беседа, не ограничивается. Анкетирование Практиканту следует решить, какие разделы программы он намерен изучать при помощи анкеты. От этого зависит характер вопросов, их количество и сама структура анкеты. Составляя ан- кету, следует учитывать, что в ней могут быть вопросы, на ко- торые учащиеся дадут краткий или развернутый ответ, но могут быть вопросы с уже заготовленными вариантами ответов, и тогда учащимся надлежит выбрать один из них, в большей мере отра- жающий мнение ученика. Перечень вопросов анкеты по теме «Уровень ответственности за порученное дело» 1. Что такое ответственность? 2. Какое дело ты назовешь ответственным? 3. Все ли ребята вашего класса выполняют предлагаемые им поручения или собственные обещания? 4. Какого человека ты назовешь безответственным? Есть у вас в классе такие? 5. Бывает ли с тобой так: кто-нибудь из ребят не сдержал сло- ва, не выполнил задания, подвел весь класс и у тебя на него по- является злость, ты недоволен им? •б. За невыполнение каких дел ты больше всего бываешь не- доволен своими товарищами? 7. Что бы ты предложил сделать, чтобы ребята всегда выпол- няли свои обещания и данные им поручения? Анкетирование можно проводить со всем классом одновре- менно. Ответы проанализировать, сделать вывод (в данном слу- чае об уровне ответственности учащихся данного класса). В до- полнение к материалам анкеты возможно получение сведений от учителей. 67 Социометрия При помощи данной методики определяется популярность (не- популярность) учащихся (разный социометрический статус), выяв- ляются существующие в классе мнкрогруппы. Иначе говоря, со- циометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива. Техника проведения эксперимента. Учащимся класса раздают небольшие листочки бумаги. В верхнем углу каждый пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывает вопросы типа: «С кем из одноклассников TLI хотел (а) бы встретить Новый год?», «С кем из одноклассников ты желал (а) бы работать в одной бригаде?» и др. Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдать- ся обязательно: школьник выбирает трех партнеров из своего класса. Учащимся следует объяснить, почему они выбирают имен- но троих: в случае невозможности участия одного, его место за- нимает второй, а если и он по каким-либо причинам не сможет принять приглашение, его место занимает третий. Заполненные листочки студент собирает и обрабатывает. Все листочки раскла- дываются в алфавитном порядке заполнивших их учащихся и ну- меруются. На основе ответов учащихся оформляется матрица № 1. Она составляется следующим образом. Фамилии школьников в алфа- витном порядке заносятся в левую графу матрицы. В верхней строке проставляются их порядковые номера. Сведения из листоч- ков переносятся в матрицу: в соответствующих клетках знаком + обозначается выбор. Например, школьник, который значится в матрице под № 1, выбрал учащихся под № 7 и 15. В строчке школьник № 1 следует отыскать клетки, соответствующие эти',! номерам (использовать верхнюю нумерацию), и поставить в 3iii клетки знак +. Если школьники выбрали друг друга (№ 1 вы- брал № 7 и 15, а они, в свою очередь, выбрали № 1), то это— взаимный выбор, его отмечают знаком +. После переноса данных из всех карточек производится под- счет количества выборов у каждого ученика. Итог фиксируется внизу каждой колонки. Количество выборов является показателем популярности школьников в классе. Матрица № 2 составляется так. Делается заготовка, как и для первой матрицы. Из верхнего левого в нижний правый угол про- водится диагональ. Она перечеркивает клетки, соответствующие одному и тому же номеру по горизонтали и вертикали. Номера EI фамилии в соответствующие графы предварительно не вносятся. После подготовки сетки берется матрица № 1. Из нее выбирается фамилия любого школьника, имеющего взаимный выбор. Его по- рядковый номер из матрицы № 1 и фамилия переносятся в пер- вую строку матрицы № 2. Этот же номер проставляется в первой ьерхней клетке. Во вторую строчку заносится порядковый номер и фамилия того школьника, с которым только что занесенный в первую строчку имеет взаимный выбор. Порядковый номер вто- рого школьника из первой матрицы сохраняется и проставляется во второй клетке сверху. В соответствующих клетках против этих фамилий ставится знак +. После этого из матрицы № 1 выде- ляются другие учащиеся, которые имеют взаимный выбор со школьником, фамилия которого стоит в первой строке. Их поряд- ковые номера из матр::иы № 1 заносятся в третью и четвертую строки. Против этих фамилий в соответствующих клетках ставит- ся знак +. Этот знак заносится в клетки, соответствующие пер- вому ученику. Если школьник, фамилия которого стоит в первой строке, взаимного выбора не имеет, то следует посмотреть, имеет ли его школьник, фамилия которого стоит во второй строке. Если таковой имеется, то номер, фамилия ученика заносятся в после- дующую линейку аналогично трем предшествующим. Так про- должается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимным выбором. Знаки взаимного выбора будут располагаться вдоль диагонали. Обозначившуюся группу обвести жирной чертой, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы опре- деляются аналогичным образом'. Результаты социометрического изучения класса (листочки, на которых зафиксированы выборы, обе матрицы) практикант при- лагает к письменной характеристике и сдает преподавателю. Материалы, полученные с помощью всех методов и приемов, необходимо обобщить и включить в письменную характеристи- ку. При ее написании следует руководствоваться программой, разделы и пункты которой должны получить достаточное раскры- тие. В 'конце характеристики необходимо сделать заключение о ступени (уровне) развития коллектива. При этом руководство- ваться следующими уровнями: диффузная группа, группа-ассоциа- ция, кооперация, коллектив. Десев Л. Психология малых групп.—М.: Прогресс, 1979. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические пробле- мы руководства.—М.: Политиздат, 1975. Лутошкин А. Н. Как вести за собой.—М.: Просвещение, 1986. Обозов Н. Н. Межличностные отношения.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.—М.: Политиздат, 19831. Социальная психология/Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. Г. Шер- ковина.—М.: Политиздат, 1975. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников.—М.: Просвещение, 1980. ' Схемы матриц см. в кн.: Практикум по общей психологии/Под рея. А. И. Щербакова.—М.: Просвещение, 1979.—С. 80—81. 69 Задание 7. Психологическое обоснование плана-конспекта урока Цель задания: получить навыки анализа деятельности уча- щихся и учителя при подготовке урока, акцентируя внимание на психологической стороне деятельности. Инструкция 1. Студент выбирает для психологического обоснования любой из уроков, который должен быть дан в методическую практику. 2. После тщательного знакомства со схемой психологического обоснования урока составляется его конспект (обычно эта работа проводится под руководством методиста). Уже при составлении конспекта урока в его содержании должны найти отражение те аспекты деятельности учащихся и учителя, которые составляют психологическую сущность урока. 3. В соответствии со схемой психологического обоснования уро- ка проводится анализ данного конспекта. Материалы для отчета. 1. Конспект урока. 2. Психологическое обоснование разработки урока. Схема психологического обоснования конспекта урока /. Психологический анализ деятельности учащихся 1. Каким образом будет достигаться целенаправленность дея- тельности учащихся на уроке и на различных его этапах? 2. Какие предполагается использовать приемы для активиза- ции не только процессов памяти, но и мышления? 3. Каким на уроке будет соотношение самостоятельности и под- ражательности в деятельности учащихся? 4. На какие приемы умственной деятельности должны опирать- ся учащиеся в процессе повторения пройденного и усвоения но- вого материала? 5. Предполагается ли на данном уроке перенос знаний, уме- ний, приемов? Каких? Как предполагается организовать перенос? 6. Как на данном уроке будет развиваться эмоциональное от- ношение школьников: что должно вызвать положительные эмо- ции, какие предусматриваете приемы для снятия утомления и ак- тивизации положительных эмоций? 7. Развитие каких психических процессов и свойств учащихся предполагается на данном уроке? //. Оценка уровня обучаемости школьников 1. Оцените готовность учащихся к усвоению нового материала с точки зрения знаний и способов умственной деятельности. Ка- кими критериями при этой оценке вы руководствовались? 2. Дайте оценку отношения учащихся класса к учебному пред- 70 мету и опишите, как вами будет учитываться отношение школьни- ков к предмету при проведении данного урока. 3. Как вы предполагаете учитывать на уроке различный уро- вень обучаемости школьников (темп продвижения при усвоении, экономичность мышления, различный уровень умственного раз- вития и т. п.)? 4. Какие трудности в усвоении нового материала могут воз- никнуть у учащихся разного уровня обучаемости? Как вы к этому подготовились при разработке урока? III. Оценка урока 1. Помогла ли схема «Психологического обоснования» в под- готовке и проведении урока? 2. Как вы оцениваете урок с точки зрения соотношения его замысла и практической реализации? 3. Какую оценку за урок вы получили? Задание 8. Психолого-педагогический анализ урока Инструкция Обучение этому виду работы проходит в два этапа. На первом этапе, в ходе практических занятий по возрастной и педагогиче- ской психологии, студенты знакомятся с содержанием и методи- кой его выполнения. Кроме того, под руководством преподавателя анализируют ранее зафиксированный урок. На втором этапе, во время прохождения методической практики в школе, студенты самостоятельно выполняют эту работу. Приводимая ниже программа предполагает психологический анализ учебной деятельности школьников, учителя, а также их взаимодействия. Работу над заданием следует начинать с выбора урока. Целе- сообразно взять такой урок, в котором представлены обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность уча- щихся и учителя. При этом студент должен четко знать цели и задачи урока, методическое построение урока, знать специфику изучаемого на уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность учи- ^eля и учащихся, обращая внимание на содержательную сторону, на манеру поведения, позу, мимику, речь, темп выполнения зада- ний учащимися и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. Для оценки студент сдает преподавателю психологии конспект Урока и его анализ. 71 Программа психологического анализа урока I. Анализ деятельности школьников 1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с од- ной задачи на другую. 2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности уча- щихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой ум- ственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правиль- ное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.), какие и как решались задачи, как использовалась внеш- няя и внутренняя речь для выполнения задания? 3. Соотношение самостоятельности и подражательности в дея- тельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оп- равданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения. 4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной дея- тельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содер- жания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в отве- тах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях. 5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, кото- рыми владеют школьники, какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выпол- няемых действий. 6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано? 7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положи- тельных эмоций на познавательную активность школьников, от- метить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность уча- щихся. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|