|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379413
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Переключение внимания и контроль над болевыми ощущениями
В некоторых случаях у многих из нас возникает желание отвлечься от того или иного раздражителя — например, от боли, несмотря на то что именно она оповещает о том, что в нашем организме что-то не в порядке. Психологические эксперименты показывают, что люди могут действительно испытать облегчение, переключив свое внимание на что-либо другое. Некоторые не лишенные воображения дантисты пользуются этой особенностью и устанавливают в своих кабинетах стереофонические наушники или маленькие телевизоры. Другие — приверженцы более традиционных методов — раздают больным журналы. Отвлекающие факторы играют важную роль и при родах. Некоторые роженицы, сосредоточившись на соблюдении правильного ритма дыхания и наблюдении за ходом родов, бывают настолько поглощены этим процессом, что просто-напросто забывают о боли. Более того, у некоторых народов женщины, по всей видимости, вообще не испытывают боли при родах, вместо них мужчины «ложатся в постель и стонут» (Rumpel, 1988). Олшан, Бирс и Кароли (Olshan, 1980; Beers and Karoly, 1979) обнаружили, что можно облегчать боль и с помощью воображения. Допустим, у вас ужасно болит живот. Представьте, что боль вызвана тем, что вы совершили сверхскоростное восхождение на Эверест. Вообразите, какие почести, награды и толпы поклонников ожидают того, кто быстрее всех совершил восхождение на Эверест, — то есть вас! Этот способ, пожалуй, может показаться несколько странным, но иногда помогает. В следующий раз, когда у вас будут, например, страшно ныть все мышцы или раскалываться от боли голова, постарайтесь сосредоточиться на каких-нибудь захватывающих дух мыслях и проверьте, станет ли вам легче. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. Какие два процесса включает в себя восприятие? а. Активность внимания и подпороговые раздражители б. Подпороговые раздражители и ощущения в. Ощущения и интерпретацию г. Внутренние ощущения и отвлечение внимания 2. Какие из следующих раздражителей находятся ниже вашего сенсорного порога? а. Ослепительно яркая лампочка б. Запах крупинки соли в. Низкие ноты бас-гитары г. Лекция, которая вас не интересует 3. Что делает восприятие состоявшимся? а. Органы чувств б. Подкорковые структуры мозга в. Кора головного мозга г. Внешнее окружение 4. Каковы современные научные представления о воздействии подпороговых раздражителей? а. Подпороговые раздражители постоянно влияют на всех людей. б. На человеческое поведение влияют только зрительные подпороговые раздражители. в. Информация для определения степени влияния подпороговых раздражителей недостаточна. г. Подпороговые раздражители не могут воздействовать на человека. 5. В какой из нижеследующих строк перечислены три вида интероцептивных ощущений? а. Ощущение равновесия, присутствия и времени б. Ощущение равновесия, осязание и зрение в. Зрение,слух и осязание г. Слух, чувство времени и вкус 6. Женщина увлечена работой. Вдруг она смотрит на часы и понимает, что пропустила обеденный перерыв. Какое из приведенных ниже объяснений кажется вам наиболее правдоподобным? а. Она была полностью сосредоточена на работе и забыла о времени. б. Тиканье часов являлось для нее подпороговым раздражителем. в. Часто смотреть на часы во время работы считается неприличным. г. Работа была очень трудной. В левом столбце перечислены способы привлечения внимания, в правом — определенные действия. Составьте правильные пары. 7. ______ Повторение а. Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу 8. ______ Новизна б. Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!» 9. ______ Изменение в. У прилавка, где можно поторговаться, толпа постоянно растет интенсивности 10. _____ Искусственное г. Мать постоянно пилит своего ребенка: «Не забудь убрать свою подогревание комнату» общественного интереса 11. _____ Контрастнее цвета, д. Человек поливает каждого встречного из водяного пистолета формы или размеры Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ Обсудив вопросы, касающиеся органов чувств и внимания, мы можем перейти к теме интерпретации воспринимаемой информации. Интерпретация — это наделение ощущений определенными значениями. Жизненный опыт, потребности и эмоции каждого человека уникальны, и потому во всем мире мы не найдем и двух человек, которые одинаково интерпретировали бы одно и то же событие. Приходилось ли вам при виде какого-нибудь бесценного шедевра современной живописи думать, что он абсурден и даже ужасен, хотя для многих других людей эта картина полна великого смысла. Индивидуальные различия в восприятии играют важную роль. Если бы все имели абсолютно одинаковые взгляды на действительность, наш мир был бы весьма скучным. Но иногда из-за этих различий возникают проблемы. Любой полицейский, которому приходилось заниматься выяснением обстоятельств транспортной аварии, скажет вам, что порой число абсолютно различных версий совпадает с числом очевидцев происшествия. В этой части главы будут исследованы некоторые из основных факторов, влияющих на интерпретацию воспринимаемой информации: ожидания, культурные предрассудки, насущные нужды (потребности), мотивации и эмоции. Будут также рассмотрены и некоторые распространенные иллюзии. Ожидания Ф. Скотт Фитцджеральд утверждал: «Мы не даем определение увиденному: напротив, сначала мы даем определение, а потом уже видим». Жизненный опыт и приобретенные знания часто подсказывают человеку, чего ему следует ожидать в дальнейшем. Если вы играете в карты с людьми, которые прежде вас уже обманывали, вы будете держать ухо востро и самое простое покашливание принимать за особый язык обмана. Предшествующий опыт сильно влияет на восприятие. В Приложении 2.3 говорится о том, что даже профессиональные судьи частенько, основываясь на своих ожиданиях, выносят необъективные суждения. У людей обычно имеется некоторое, уже готовое представление о происходящем, и оно в какой-то мере предопределяет характер восприятия. Попробуйте как-нибудь подойти к своему преподавателю и попросить: «Примите, пожалуйста, почет». Основываясь на своем прежнем опыте, преподаватель, скорее всего, подумает, что вы сказали «зачет», ведь едва ли когда-либо прежде кто-то из его учащихся выказывал ему таким образом свое почтение. Кроме того, предшествующий опыт задает своеобразные ориентиры оценки. Если начальник привык к тому, что его прежняя секретарша делала минимум пять ошибок на страницу, то машинистку, делающую только две, он будет считать вполне хорошей. Однако если сравнить эту новую секретаршу с более квалифицированными машинистками, ее рейтинг заметно снизится. При смене ориентиров меняется и оценка. Аналогичным образом ваше мнение о кинофильме будет зависеть от того, с чем вы его будете сравнивать — с картиной, только что завоевавшей Оскара, или со старым фильмом, идущим «вторым экраном». Смена ориентиров приводит порой к внушительной разнице в оценке. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|