Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67258

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При этом понятно, что животворящим, человекосозидающим началом в процессе образования является личность учителя. Формирующую роль личности педагога глубоко сознавал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, который считал, что в сравнении с другими воспитательными влияниями - методами и средствами обучения, социально-психологическим климатом («духом заведения») и т.п. - личностное воздействие на «молодую душу» является наиглавнейшим. А позже у С.И. Гессена можно прочесть, как много педагог передает, а ученик усваивает методом «живой заразы» - тем способом, который подчас не вербализуется и воспринимается, по-видимому, на подсознательном уровне. Речь идет об отношенческом потенциале личности педагога, который невольно проявляется в нем как в индивидуальности - его способе мышления, своеобразии видения предметов и явлений, оттенках эмоциональных суждений, языке и стиле общения и т.п. К.Г. Юнг [2] считал, что важнейшим условием, способствующим вызреванию личности в ребенке, является сам воспитатель (родитель, учитель) как личность: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он не является личностью».
Следует сказать и о направленности педагогического процесса на ученика (ребенка, подростка) и в меньшей мере на учителя, взрослого, якобы уже сформировавшегося в зрелую личность, человека. Традиционно полагалось, что педагогический процесс направлен на ученика, а желание Л.Н. Толстого учиться писать у крестьянских детей воспринималось многими как чудачество великого художника. Между тем Л.Н. Толстой разработал формулу реального содержания диалогического взаимодействия личностей в ходе педагогического процесса. Суть такого взаимодействия равноправных, равно-интересных, самодостаточных и самобытных личностей в том, что каждая из них располагает достаточными для продуктивного и содержательного диалога возможностями. Потенциал личности ученика не следует ни сбрасывать со счетов вообще, как это иногда делается, ни приуменьшать, как это делается значительно чаще.
В позиции учителя, когда он не только учитель, но и ученик своего ученика, кроется возможность диалогического общения, которое наиболее отвечает целям воспитания. Это диалог не по форме, а по содержательному наполнению, когда обсуждаемая проблема предстает в разных аспектах видения, понимания, эмоциональной окрашенности. Через анализ, разлом, перебор возможных точек зрения диалог ведет к целостному рассмотрению явления, предмета. Воспитательная сила и эффект диалога в том, что знание (истина) как бы выращивается на глазах и в голове каждого из его участников. Диалог стимулирует творческое начало в личности, ее своеобразие в понимании и оценке наиболее значимых для нее аспектов жизни и деятельности. В диалоге «учитель - ученик» участники взаимно дополняют друг друга, а если такого взаимопонимания нет, то перед нами не педагогический процесс, а муштра и натаска...
Сегодня в нашей стране в условиях отсутствия идеологических ограничений и ослабления административного диктата усилился поиск новых педагогических стратегий и тактик, в особенности недирективных систем и методов воспитания. Это то, что складывается в виде альтернативных школ, которые развиваются как экспериментальные площадки для изучения инновационных методов и средств.

Альтернативные концепции

В отечественных изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С. Библера, концепции образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), новаторские школы, положившие в основу идею сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов вызывает известная в мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране. Основателем школы был известный антропософ Р. Штейнер, разрабатывающий учение о человеке и духовном познании мира.
Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Вальдорфская школа открыто противостоит традиционной, строящейся на естественнонаучных началах, - ее содержанию, методам и приемам обучения. Стремясь вызвать и культивировать духовные импульсы и переживания, педагоги этой школы придают особенное значение экспрессивным методам обучения и воспитания. Ученики много времени занимаются искусством, художественными ремеслами, общению с живой природой и т.п. Результатом такого воспитания становятся личности, ориентированные на глубокое, эмоционально прочувствованное духовное отношение к природному миру и к окружающим людям. Однако многие отмечают, что это может затруднить их адаптацию в обществе.

Вопросы и задания

1. На каких основаниях различаются педагогические концепции?
2. В чем, на ваш взгляд, проявляется личностно-ориентированный подход в образовании?
3. Почему диалог является столь важным для гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса?
4. «Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческим интересом, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе психотехники) над человеком и ценностями» (Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия для XXI века. М., 1992. С. 93). Приведите примеры, в чем может проявиться технократическое мышление педагога и психолога.

План семинара

«Психологические основания педагогического процесса»

1. Социальные и психолого-педагогические основания формирования образовательных концепций.
2. Достоинства и ограничения традиционных концепций образования.
3. Психолого-педагогические характеристики культурологического подхода.
4. Охарактеризуйте одну альтернативную концепцию.

Основная литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995 (Введение).
2. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995 (Гл. «О становлении личности»).
3. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981 (Гл. 3, 4).
4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994 (Гл. 6).

Дополнительная литература
5. Библер B.C. Школа «диалога культур»// Советская педагогика. 1988. № 11.
6. Валицкая А.Л, Современные стратегии образования // Педагогика. 1997. № 2.
7. Калгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М., 1992.
8. Мышление учителя (личностные механизмы и понятийный аппарат) / Под ред. Кулюткина Ю.Н. и Сухобской Г.С. М., 1990.

Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме

Для того чтобы определить механизмы влияния образования на формирование личности, необходимо определить, что есть образование. В современной психолого-педагогической литературе образование трактуется следующим образом:
- образование - процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г. Асмолов);
- образование - процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский);
- образование - созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры (АА. Вербицкий);
- образование - механизм овладения культурой (П.Г. Щедровицкий).
Выявить сущностный статус образования можно лишь отнесясь к нему как феномену культуротворчества. Культура и образование тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это образованный человек. «Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь» [10. -С. 13]. Образование выступает не только средством трансляции культуры, но и само формирует новую культуру, развивает общество.
Благодаря реформе российского образования активизировался интерес к идеям культурно-исторического подхода развития человека. Педагогическая деятельность определяется как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе» [9. - С. 24]. Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном российском обществе формируются новые ценности - ценности саморазвития и самообразования, которые стали основой личностно-ориентированного образования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бехтерев В. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Липецкий М.Л. Внушение и мы.
  • Внушение, суггестия; Suggestion; Suggestion
  • Интересные факты о гипнозе
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Рамиль Гарифуллин. Тезисы о постмодернистской психологии. Постмодернизм в кинематографе - Р. Гарифуллин
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа
  • Киселева Ольга Михайловна. «Как хорошо уметь читать…»
  • Стояновский Д. Н.- Лечебный гипноз и его виды. Комбинированные методы лечения
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Как действует приворот
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Орехова Злата. Как паучок Тимошка папу искал. Сказка.
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Чадаева И. В. Шрамы воспитания
  • Притча «Сказка о нотах»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Как влюбить в себя женщину
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Редактор. Заповеди мудрого родителя
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Тип; Туре
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Приворот на женщину
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Притча «Мама»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • А.Ю. Панасюк. Гипноз и гипнотическое воздействие
  • Как сделать отворот от мужа?
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Магия приворота в домашних условиях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь