Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. | Психология, Учебные пособия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 16 страница



Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268281

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Что касается разума, мышления, то и в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.
Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в первую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.



Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки раз личной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные за поры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвлекаясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Элементарные мыслительные задачи способны решать и дельфины (рис. 10, И). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды.
Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на маленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке помещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в не которых случаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис. 12).

В чем же дело? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим рис. 13.

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Почему же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а водой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке— разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее представление о воде и ее свойстве. Он знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.
, Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3— 4-летнёго возраста.
Отсутствие второсигнальных (речевых) временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьяны возможности предварительно всесторонне обдумывать и планировать
свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий, осуществления подлинно коллективных форм деятельности появляется только у человека, владеющего речью.
В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм, поведения и все большую и большую роль начинают .играть приобретенные формы поведения.

§ 2. Сознание человека и его общественная природа
Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека — качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического раз вития животных. Человек от животного существования переходит К общественно-трудовой деятельности. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс Подчеркивал, что пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей-архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, т. е. предварительно «строит в своей голове».
Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т. е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.
Итак, сознание можно определить как высшую форму отрогжения объектов действительности с помощью речи, языка.
Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Сознание также имеет общественную природу.
Каковы же те решающие условия, под влиянием которых формировалось сознание человека?
Ф. Энгельс указывал, что сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.
Рассмотрим этот тезис подробнее.
Человек произошел от животных. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения — по поверхности земли, при котором они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на иных, трудовых операциях. Первоначально рука человека мало отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия — орудовать палкой, костью, камнем, которые человек находил в готовом виде. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность. Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, лишь потребляя то, что дает ему природа. Человек же в процессе трудовой деятельности активно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливает и использует ее для удовлетворения своих потребностей.
В процессе труда совершенствовались мозг и органы чувств человека, его психические процессы, способности.
Главные особенности трудовой деятельности человека: 1) употребление и изготовление орудий труда и 2) общественный, т. е. совместный, коллективный характер труда.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Слова, которых нет.
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Рожкова Татьяна Анатольевна. ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Закономерности психических систем
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Притча «Тигры»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Мастурбация; masturbation
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Психоэкологическая модель
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Оргазм стимулирует работу мозга



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь